Индустрия Кино

Будет ли жизнь у артхауса в кинотеатрах? Кейс Drive My Car

Спойлер: всё зависит от фильма

Спад заражений штаммом «омикрон» подталкивает индустрию к выводу о грядущем восстановлении бокс-офиса. Судя по сборам блокбастера «Человек-паук: Нет пути домой» (1,8 млрд долларов на середину февраля), как минимум у зрелищных фильмов снова есть шансы на прокат. Но как обстоят дела с артхаусом?

Мы настолько привыкаем к мысли об уходе авторского кино на стриминги, что уже с трудом представляем прокат фестивального кино оффлайн. Американские прокатчики драмы Апичатпона Вирасетакула «Память» с Тильдой Суинтон придумали своего рода трюк, заявив, что фильм не будет никогда выложен онлайн, а потому смотрите только в кинотеатрах. Российские прокатчики попытались было повторить их опыт, но сейчас «Память» доступна подписчикам «Кинопоиска».

Эллис Джейкоб, CEO Cineplex, одной из крупнейших сетей кинотеатров мира, считает, что прокат артхаусного кино в Северной Америке скоро улучшится. Ранее фильмы страдали из-за отсутствия взрослой аудитории, которая на время пандемии отказалась рисковать здоровьем, покупая билеты в кино. В интервью The Hollywood Reporter Джейкоб сообщил, что подъём сектора кинопроката после пандемии коснётся не только блокбастеров, но и специализированных фильмов.

«Как только наши посетители будут спокойны и почувствуют себя в безопасности, даже „Вестсайдская история“, „Лакричная пицца“ и „Король Ричард“ начнут хорошо собирать. Считаю, что и дальше такое кино будет успешным», — прокомментировал Джейкоб очередной финансовый отчёт компании.

По сути слова CEO Cineplex — ответ бывшему CEO Disney Бобу Айгеру (чьи мемуары в марте должны выйти на русском языке в издательстве «Бомбора»). В интервью New York Times Айгер заявил, что пандемия настолько подкосила кинотеатры, что они будут показывать только блокбастеры, оставив менее бюджетные картины стриминг-сервисам.

Джейкоб настаивает на возвращение к старой бизнес-модели, поскольку прокатчики артхауса сейчас экспериментируют с разными вариантами выпуска фильмов. Стоит также вернуться к устоявшейся практике кинотеатральных окон, что поможет не только блокбастерам, но и артхаусным картинам. «От этого выиграют все фильмы, но опять же, львиную долю вытащат блокбастеры — как в плане сборов, так и в плане продаж в концешн-барах», — сказал Джейкоб, памятуя об ассиметрии проката (блокбастеры, на которых так хорошо покупается попкорн, до сих пор увеличивают продажи билетов).

В четвёртом квартале убытки Cineplex сократились, несмотря на закрытие кинотеатров и ограничение пропускной способности на фоне штамма «омикрон». До того, как вирус снова захлестнул Северную Америку, выручка Cineplex поднялась почти на 500% до 300 млн долларов. Благодарить стоит прокат «Человека-паука», «Не время умирать» и «Дюны».

Количество зрителей в кинотеатрах Cineplex в четвёртом квартале 2021 года подскочило до 10,2 млн (в 2020 году в это же время кинотеатры посетили всего 800 000 человек).

В связи с заявлением главы Cineplex интересно посмотреть, как показал себя в прокате трёхчасовой японский фильм «Садись за руль моей машины», или Drive My Car, номинированного на четыре премии «Оскар», включая «Лучший фильм». Кинокритик Эрик Кон в своём тексте для IndieWire считает, что кейс этой картины — пример того, что нужно сделать, чтобы сохранить кинопрокат, поскольку фильмы на иностранных языках в Штатах всегда были головной болью дистрибьюторов.

Сразу несколько байеров сказали Кону во время Каннского фестиваля 2021 года, что рыночный потенциал нескольких фаворитов критики оценить очень сложно. Среди этих фильмов был и Drive My Car, в котором титры с названием картины появляются через полчаса после начала. По сюжету овдовевший театральный режиссёр заново обретает страсть к творчеству, работая над многоязычной версией «Дяди Вани». Три часа — непростой хронометраж для любого фильма, но зрители скорее пойдут на трёхчасовых «Мстителей» или на «Бэтмена», нежели на артхаусную драму.

К середине февраля сборы Drive My Car в Северной Америке преодолели отметку в 1 млн долларов, несмотря на прокат всего в 150 кинотеатрах. Картина была куплена компанией Janus Films (больше известна как Criterion) в сентябре 2021-го. Вместе с Janus Films прокатом должна была заниматься некая компания Sideshow. Ходили слухи, что за ней стоит давний, но уже бывший экзек IFC Films Джонатан Серинг. Подтверждение поступило лишь в феврале 2022-го. История Sideshow — компании, созданной для проката одного единственного фильма, — весьма рисковая, но она того стоила.

Janus прокатывает кино уже несколько десятилетий. Среди недавних крупных релизов — «Великая красота» Паоло Соррентино, также вошедшая в конкурсную программу Каннского фестиваля. Однако компания не справилась бы в одиночку со всеми сложностями, которые поджидают прокатчиков при релизе во время пандемии. И уж тем более, когда на руках фильм не столь известного режиссёра, да ещё и трёхчасовой.

Серинг, ушедший в 2018 году из независимой компании IFC Films (занимается производством и дистрибуцией кино), известен в индустрии своим подходом к прокату рискованного фестивального кино. За два десятка лет работы в компании, Серинг показал Америке фильмы «И твою маму тоже», «Затерянные в Ла Манче», «Братья», «4 месяца, 3 недели и 2 дня», «Голод», «Душевная кухня», «Милая Фрэнсис», «Отрочество», «Персональный покупатель» и многие другие. Посмотрев Drive My Car, Серинг увидел возможность запустить собственный кинопрокатный лэйбл с возможностью партнёрства с более крупными компаниями.

«Sideshow создали люди, которым хотелось, чтобы ряд современных картин, которые нам понравились, не затерялись в прокате благодаря особому подходу, — говорит Серинг. — Идея заключалась в сотрудничестве с нашими друзьями из Janus Films и Criterion и позиционировать Drive My Car как картину, выпущенную компанией, которая работала с фильмами Куросавы, Бергмана и Феллини, а также с современными режиссёрами вроде Каурисмяки и Соррентино. Drive My Car был именно таким фильмом, который нам хотелось выпустить».

Американские байеры в Каннах не были готовы раскошеливаться на фильм даже после трёх наград в Каннах. Спустя месяц после фестиваля, драма Рюсукэ Хамагути собрала во Франции 300 000 долларов. Критики нахваливали фильм в соцсетях, что сформировало приличный цифровой след, вокруг которого Sideshow и сформировала свою стратегию релиза.

Эрик Кон считает, что кино такого рода — медитативное, медленное и неторопливое — идеально подходит для кинотеатров и плохо смотрится дома на VOD. С этим утверждением можно поспорить: в кинотеатрах люди точно так же отвлекаются, утратив интерес, тогда как дома можно точно так же увлечься течением фильма и смотреть, не прерываясь. Но Хамагути настаивал на кинопрокате и Серинг говорит, что доверился режиссёрскому видению. Первым сотрудником Серинга стал бывший специалист по закупкам Magnolia Pictures Джейсон Хеллерстайн. Затем был нанят ветеран кинопроката Дилан Маркетти, которому предстояло заниматься росписью фильма. «Я отказываюсь верить в том, что всеобщая истина „хороший фильм будет хорошо прокатываться“ — умерла», — говорит Маркетти. Он отвечал за релизы таких артхаусных хитов как «Кумико — охотница за сокровищами» Дэвида Зеллнера и «Убийца» Хоу Сяосяня.

Прокатчики надеялись также на плоды кураторской работы — от американской синематеки до MOMA и Metrograph — которые на протяжении многих лет знакомили американцев с творчеством Хамагути. Фильм выпустили осенью, а профессиональные зрители хорошо знают: осень — время релизов престижных картин, которые впоследствии могут получить номинации на «Оскар». За пределами Нью-Йорка и Лос-Анджелеса, где был спрос на фильм, тоже начали ожидать Drive My Car: сказалась работа Маркетти, нахваливавшего сетям прокат картины в двух крупнейших киногородах страны.

Маркетти считает, что фильм не наделал бы столько шума, выйди он через три недели на стриминг-сервисе. «Раньше надо было выбирать платформу, теперь надо выбирать контент. Если позиционировать трёхчасовой иностранный фильм как контент, он провалится».

Кон резюмирует свой материал: «необходимы инновации, которые касаются каждого важного аспекта жизненного цикла фильма». Маркетти согласен. «Дело не в том, что сейчас всё улучшилось, потому что „Человек-паук“ собрал почти 2 млрд долларов. Доходы сократились повсеместно. У продюсеров нехватка денег из-за слабого проката. И что ждёт в новом мире фильмы вроде Drive My Car? Лично мне кажется, что у них сейчас ещё большая аудитория, чем раньше».

Даже Серинг не ожидал такого успеха. Сборы в Америке сработали как рекламная кампания. По словам компании Match Factory, представлявшей Drive My Car в Каннах, фильмом заинтересовались другие страны. Глава Match Factory Майкл Вебер говорит, что выпуск фильма в Штатах обычно становится вишенкой на торте, но в случае Drive My Car всё было наоборот. «Джонатан и его команда создали этот фильм в прокате, что очень обнадёжило».

Match Factory недавно была приобретена кураторским стриминг-сервисом Mubi за нераскрытую сумму. Ход вызвал слухи о печальной судьбе кинопрокатных релизов бренда, который славился своим отборным фестивальным кино. Mubi и Match Factory не обсуждают условия сделки, но Match Factory продолжает продавать фильмы для кинопроката.

Сейчас бизнес Sideshow заточен исключительно на релиз Drive My Car, но впереди у компании крупное партнёрство, которое позволит прокатывать фильмы и дальше.

Сам Хамагути, вошедший в жюри Берлинского кинофестиваля в этом году, считает, что никакой дихотомии «артхаус — коммерческое кино» не существует. На пресс-конференции в честь открытия Берлинале, режиссёр заявил: «Нет никакого разрыва. Эти категории находятся рядом».

Но прокатывать артхаус всё равно гораздо сложнее, что бы там ни говорил Хамагути.

PS В Северной Америке «Сядь за руль моей машины» будет доступен подписчикам HBO Max со 2 марта. В российский прокат фильм выйдет только 31 марта.