Индустрия Кино

Номинанты на «Оскар-2022»: власть стримингов

Go «Власть пса»!

Стриминги стали важной силой в кинопроизводстве, и это придётся признать не только студиям-мэйджорам, но и всей индустрии. 27 номинаций на премию «Оскар» получили проекты Netflix, причём 12 пришлось на драму Джейн Кэмпион «Власть пса».

Из десяти претендентов на звание лучшего фильма, половина была выпущена на стриминг-сервисах («Власть пса», «Не смотрите наверх», «CODA: Ребенок глухих родителей») или вышла одновременно в кино и онлайн («Дюна»). Если вспомнить о покупке студии MGM конгломератом Джеффа Безоса, то «Лакричную пиццу» и «Не время умирать» можно отнести к проектам Amazon. Впрочем, фильмы прокатывались офлайн.

Вот уже третий год подряд Netflix становится лидером по количеству номинаций. В 2021-м их было 35, в 2020-м — 24. Пожалуй, можно смело сказать, что киноакадемики окончательно смирились с мыслью, что снимать кино могут не только на студиях, но и на телевидении, ведь отношение к картинам производства Netflix долгое время задавал Стивен Спилберг, считающий, что для таких проектов есть номинации на телепремию «Эмми».

Кроме «Власти пса», у которой есть все престижные номинации (от «Лучшего фильма» и «Лучшей режиссуры», до сценарной и актёрских), Netflix отмечен четырьмя номинациями за сатиру Адама МакКея «Не смотрите наверх» (фильм, сценарий, монтаж, музыка), двумя за мюзикл Лин-Мануэля Миранды «Тик-так… БУМ!» (актёр и монтаж). Две номинации в актёрских категориях, а также одна сценарная у драмы Мэгги Джилленхол «Незнакомая дочь». По одной номинации у фильмов «Рука бога», «Митчеллы против машин», «Робин Робин», а также у документальных короткометражек «Три песни для Беназир» и «Слышимость».

24 номинации у фильмов, снятых студией Disney и принадлежащих компании Searchlight/20th Century Studios/Hulu/Onyx Collective. «Вестсайдская история» Спилберга лидирует с семью номинациями, три у мультфильма «Энканто», две у «Круэллы».

16 номинаций у Warner — 10 у фантастики Дени Вильнёва «Дюна» и 6 у драмы «Король Ричард» с Уиллом Смитом.

У MGM/United Artists Releasing 8 номинаций — по три за «Лакричную пиццу» и «Не время умирать» и по одной у «Сирано» и «Дома Гуччи».

7 номинаций у Focus Features, принадлежащей Universal, причём все пришлись на чёрно-белую драму Кеннета Браны «Белфаст».

Apple TV+ празднует 6 номинаций — три у «CODA», три у «Трагедии Макбета».

Из независимых студий лидирует Neon с шестью номинациями: две у фильма Йоакима Триера «Худший человек на свете», три у анимационного документального фильма Flee и, наконец, одна номинация ушла Кристен Стюарт за блестящее исполнение роли принцессы Дианы в драме «Спенсер» (отсутствие номинации на SAG, приз актёрской Гильдии, не смутил киноакадемиков, возможно ориентировавшихся на множество кинокритических премий у Стюарт).

Amazon получил четыре номинации за свои проекты «Быть Рикардо» (три актёрские) и «Поездка в Америку 2» (грим и причёски).

Теперь о важном.

Джейн Кэмпион вошла в историю, как дважды номинированная на «Оскар» режиссёрка

Вестерн «Власть пса» по роману Томаса Сэвиджа вошёл в историю «Оскара» дважды. Первым делом отметим, что Джейн Кэмпион стала первой женщиной, получившей две номинации на «Оскар». Ранее новозеландскую постановщицу номинировали в 1994-м за «Пианино», но тогда она получила только премию за сценарий.

Всего семь женщин номинировались в этой категории: Лина Вертмюллер, Джейн Кэмпион, София Коппола, Кэтрин Бигелоу, Грета Гервиг, Хлоя Чжао и Эмералд Феннелл. Побеждали лишь Бигелоу и Чжао. Год, в который Чжао и Феннелл номинировались на «Оскар», был первым в истории премии, когда в этой категории были представлены сразу две женщины.

Кэмпион узнала о номинации дома в Сиднее. «Я прослезилась, — признаётся она в разговоре с Deadline. — Меня захлестнули эмоции. Пожалуй, „Оскар“ или, скорее, киноакадемия — эталон лучшего в кинематографе в глазах всего мира. И я бесконечно благодарна, что академики отметили вклад стольких людей в это кино. Я очень счастлива, поскольку люблю их работу и считаю, они прекрасно её проделали. Особое чувство вызывает и моё присутствие в категории с такими великолепными кинематографистами. Ощущается, будто это особый эпизод моей карьеры. Последний раз так было с „Пианино“, но тридцать лет назад. Так что у меня своего рода возвращение!»

«Власть пса», снятая в Новой Зеландии, запросто могла стать ещё одним голливудским долгостроем, так и не вышедшим к зрителю. Кэмпион поясняет: «Словно ураган налетел коронавирус, и нас прикрыли. Мы были на площадке, собирались вкалывать, как — БУМ! — всё было кончено, и пришлось разбежаться по укрытиям. Тогда я даже не знала, получится ли у нас закончить фильм, поскольку актёры наши жили в разных и очень отдалённых странах. Какое-то время фильм завис в воздухе. Хотя, знаете, это время стало для меня одним из любимых. Почему? Потому что в кои-то веки не нужно было ничего делать, и я смогла отдохнуть!»

Ари Вегнер стала второй в истории «Оскара» женщиной, номинированной за операторскую работу

Джейн Кэмпион и Ари Вегнер на съёмках

Австралийская операторка Ари Вегнер оказалась в компании Рэйчел Моррисон, которая в 2018-м номинировалась за операторскую работу в фильме «Ферма „Мадбаунд“». «Рэйчел стала первой, но мне всё равно кажется, что я переживаю исторический момент, в надежде на ещё один шаг по пути к слому стеклянного потолка и его полного уничтожения».

«Номинация — мечта каждого оператора, особенно для идущих нетрадиционной дорогой», — говорит Вегнер в интервью The Hollywood Reporter. Отметим, что операторская номинация — единственная из всех оскаровских категорий, в которых женщины ни разу не побеждали. У Вегнер есть все шансы на то, чтобы стать первой. Недавно Вегнер уже вошла в историю, получив номинацию на BAFTA — ранее женщины в операторской категории не рассматривались.

По данным центра изучения женщин в кино и на ТВ, лишь 6% самых кассовых фильмов из топ-250, что выходили в американский прокат в 2021-м, снимались женщинами-операторами.

В интервью IndieWire Вегнер говорит: «Когда звонит Джейн Кэмпион и зовёт снимать фильм, весь мир как будто исчезает. Конечно же в тот же день я нашла книгу и начала читать. История полностью захватила меня». Кэмпион известна тем, что вовлекает своих операторов в каждый аспект работы над фильмом. В итоге Вегнер провела в обществе режиссёрки целый год, планируя будущую картину.

Ари Вегнер также снимала любимые критиками фильмы «Леди Макбет» и «Зола». Среди её работ — «Маленькое красное платье» Питера Стриклэнда и «Подлинная история банды Келли» Джастина Курзеля.

Мэгги Джилленхол и её номинация за сценарий дебюта «Незнакомой дочери»

Мэгги Джилленхол на съёмках

Номинация за дебютный полный метр — само по себе чудо, даже если ты давно работающая в Голливуде актриса. У «Незнакомой дочери» Мэгги Джилленхол в общей сложности 105 номинаций на разные премии. Премьера фильма прошла на Венецианском кинофестивале, где Джилленхол получила премию за сценарий — когда тебя отмечают за работу над адаптацией романа одной из самых известных итальянских писательниц в мире, да ещё и в Италии, это приятно. Когда ты получаешь номинацию на «Оскар», это победа.

В разговоре с Deadline Джилленхол признаётся, что не собиралась отмечать, но в итоге сдалась и открыла бутылку шампанского. Впрочем, судя по всему, гораздо больше она рада номинациям своих актрис — Оливии Колман и Джесси Бакли. «Я включила объявление номинантов, и самым первым именем назвали Джесси Бакли. Считаю её выдающейся актрисой, а в фильме она просто замечательная».

О своей работе режиссёрка замечает: «Поскольку в режиссуре недостаточно женщин, многие аспекты нашего существования так и не будут показаны на экране. Конечно, есть мужчины, которые очень неплохо нас понимают, но всё равно будут слепые зоны, которые можно заполнить только личным опытом. А он появится, когда женщины будут чаще снимать кино».

«Сядь за руль моей машины» — первая в истории японская картина, номинированная в категории «Лучший фильм»

Успех южнокорейских «Паразитов» подталкивает киноакадемиков к идее, что «Оскар» — премия не только американской киноиндустрии. Возможно, однажды она станет глобальной премией, но пока академики только делают аккуратные шажки в эту сторону.

Американская киноакадемия отмечала японский кинематограф в 1950-х и 1960-х, в частности, ставший классикой фильм Акиры Куросавы «Расёмон» получил почётный «Оскар» ещё до появления номинации за иностранное кино. В 2018-м, получивший в Каннах золото фильм «Магазинные воришки» Хирокадзу Кореэды номинировался в этой категории. В последний раз Япония выигрывала в номинации «Лучший иностранный фильм» в 2008 году («Ушедшие»).

Единственный японский фильм с четырьмя номинациями на «Оскар» — «Ран» Акиры Куросавы. Однако фильм проходил в категориях за режиссуру, операторскую работу, работу художника-постановщика и костюмеров, получив приз только в последней номинации.

«Сядь за руль моей машины» — один из немногих каннских фильмов 2021 года, получивших признание киноакадемиков. В основе картины рассказ Харуки Мураками. Режиссёр Рюсукэ Хамагути получил три премии на Каннском кинофестивале: от основного жюри за сценарий, от ФИПРЕССИ за лучший конкурсный фильм и от экуменического жюри. В момент объявления номинантов он находился в перелёте из Японии в Германию, поскольку приглашён в жюри Берлинского кинофестиваля.

«Оскар» всё еще не готов к блокбастерам

Несмотря на несколько номинаций «Чёрной Пантеры», главный хит Marvel 2021 года может похвастаться только номинацией за визуальные эффекты. «Человек-паук: Нет пути домой» был надеждой многих зрителей, однако киноакадемия нашла в этом году место только для «Дюны», которая может и основана на знаменитой книге и снята за огромные деньги, всё равно остаётся авторским фильмом.

У Вильнёва в общей сложности три номинации на «Оскар» — впервые он проходил в категории «Лучший режиссёр» в 2017 году за драму «Прибытие». Голливуд пока не очень понимает, что делать с канадским постановщиком: с одной стороны он снимает роскошное и дорогое кино с уклоном в фантастику, но с другой — это тягучие и медленные фильмы. Возможно, «Дюна» вызывает у многих киноакадемиков воспоминания о «Лоуренсе Аравийском», чем и объясняются 12 номинаций фильма.

Ридли Скотт и Леди Гага в пролёте (и это печально)

Выпустив сразу два фильма в 2021-м, британский постановщик оказался на обочине наградного сезона. Если его «Дом Гуччи» получил хоть какое-то признание киносообщества, то «Последняя дуэль» недавно стала темой для новостей о премии «Золотая малина». Номинация Бена Аффлека как худшего актёра второго плана кажется настоящей насмешкой, ровно как и номинация Джареда Лето за роль в язвительном «Доме Гуччи».

Guardian считает фильмы Скотта «оскаровской приманкой», Oscar bait, но обе картины абсолютно зрительские. Работа Леди Гаги в роли Патриции Реджиани, стремящейся к власти в непростом мужском мире высокой моды, более чем заслуживала номинации и отсутствие её стало одним из самых неприятных сюрпризов.


Все номинанты на премию «Оскар»

Лучший фильм

Лучший актер

  • Уилл Смит, «Король Ричард»
  • Хавьер Бардем, «Быть Рикардо»
  • Бенедикт Камбербэтч, «Власть пса»
  • Эндрю Гарфилд, «Тик-так… БУМ!»
  • Дензел Вашингтон, «Трагедия Макбета»

Лучшая актриса

Лучший режиссер

  • Кеннетт Брана, «Белфаст»
  • Рюсукэ Хамагути, «Сядь за руль моей машины»
  • Пол Томас Андерсон, «Лакричная пицца»
  • Джейн Кэмпион, «Власть пса»
  • Стивен Спилберг, «Вестсайдская история»

Лучшая актриса второго плана

  • Ариана ДеБос, «Вестсайдская история»
  • Джуди Денч, «Белфаст»
  • Онжаню Эллис, «Король Ричард»
  • Джесси Бакли, «Незнакомая дочь»
  • Кирстен Данст, «Власть пса»

Лучший актер второго плана

  • Киран Хайндс, «Белфаст»
  • Трой Коцур, «CODA: Ребенок глухих родителей»
  • Джесси Племонс, «Власть пса»
  • Коди Смит-Макфи, «Власть пса»
  • Дж.К. Симмонс, «Быть Рикардо»

Лучший адаптированный сценарий

  • Сиан Хедер, «CODA: Ребенок глухих родителей»
  • Рюсукэ Хамагути, Такамаса Оэ,»Сядь за руль моей машины»
  • Джон Спэйтс, Дени Вильнёв, Эрик Рот, «Дюна»
  • Мэгги Джилленхол, «Незнакомая дочь»
  • Джейн Кэмпион, «Власть пса»

Лучший оригинальный сценарий

  • Пол Томас Андерсон, «Лакричная пицца»
  • Кеннетт Брана, «Белфаст»
  • Адам МакКей, «Не смотрите наверх»
  • Зак Бэйлин, «Король Ричард»
  • Йоаким Триер, Эскиль Вогт, «Худший человек на свете»

Лучший оператор

  • Ари Вегнер, «Власть пса»
  • Брюно Дельбоннель, «Трагедия Макбета»
  • Дан Лаустсен, «Аллея кошмаров»
  • Грег Фрейзер, «Дюна»
  • Януш Камински, «Вестсайдская история»

Лучший анимационный фильм

Лучший документальный фильм

  • «Аттика»
  • «Вознесение»
  • «Побег»
  • «Лето соула»
  • «Текст в огне»

Лучший иностранный фильм

  • «Рука бога» (Италия)
  • «Сядь за руль моей машины» (Япония)
  • «Побег» (Дания)
  • «Лунана: Як в классной комнате» (Бутан)
  • «Худший человек на свете» (Норвегия)

Лучшие визуальные эффекты

Лучший монтаж

  • «Дюна»
  • «Не смотрите наверх»
  • «Король Ричард»
  • «Тик-так… БУМ!»
  • «Власть пса»
  • «Дюна»

Лучший звук

Лучший оригинальный саундтрек

  • «Не смотрите наверх»
  • «Власть пса»
  • «Дюна»
  • «Энканто»
  • «Параллельные матери»

Лучший короткометражный анимационный фильм

  • Affairs of the Art
  • Bestia
  • «БоксБалет»
  • «Робин»
  • «Стеклоочиститель»
  • «БоксБалет»

Лучший короткометражный фильм

  • Ala Kachuu — Take and Run
  • The Dress
  • The Long Goodbye
  • On My Mind
  • Please Hold

Лучший короткометражный документальный фильм

  • «Слышимость»
  • «Отведи меня домой»
  • «Королева баскетбола»
  • «Три песни для Беназир»
  • «Когда мы были хулиганами»

Лучшая работа художника-постановщика

  • «Дюна»
  • «Аллея кошмаров»
  • «Власть пса»
  • «Трагедия Макбета»
  • «Вестсайдская история»

Лучшие костюмы

  • «Аллея кошмаров»
  • «Круэлла»
  • «Дюна»
  • «Вестсайдская история»
  • «Сирано»

Лучший грим и прически

  • «Дом Gucci»
  • «Дюна»
  • «Круэлла»
  • «Поездка в Америку 2»
  • «Глаза Тэмми Фэй»

Лучшая песня

94-я церемония вручения премий Американской киноакадемии пройдёт 27 марта.