Индустрия Кино

Их там нет: актрисы за 40 и голливудские блокбастеры

Невидимый возраст

Не помню, почему я набрала в гугле «актрисы, которым за 40», но поисковик исправно выбросил мне имена. Керри Вашингтон, Риз Уизерспун, Кейт Уинслет, Минди Кейлинг, Дрю Бэрримор, Кэмерон Диаз, Рашида Джонс. Безусловно, всё это прекрасные артистки, но я не помню, чтобы хоть одна из них принимала участие в главной роли хоть в одном голливудском блокбастере последнее время.

Цифра 40 кажется мне совершенно адекватной по отношению к нам, обычным женщинам. После сорока наступает удивительное состояние, которое отмечают многие мои подруги — ты наконец-то перестаёшь думать об окружающих, сосредотачиваешься на своих ощущениях и начинаешь воспринимать мир через призму приобретённого опыта. Но для актрис 40 — какой-то невероятно страшный рубеж. После сорока они становятся невидимыми для блокбастеров и отправляются на роли второго плана или на телевидение.

Эмма Томпсон в 2019-м дала интервью The New York Times по случаю своего 60-летия. Она не верит в выражение «60 это новые 40» и считает, что «отрицание возраста — штука нездоровая». Томпсон стала известна в мире после 30 лет и признаётся, что по наступлению сорока, ей начали предлагать абсолютно унылые роли. И это несмотря на то, что «меня можно было считать сексуальной — при необходимости». Зато после 50 актриса начала получать отличные предложения (от «Спасения мистера Бэнкса», где она сыграла Памэлу Трэверс до «Историй семьи Мейровиц», в которых она исполнила вечно пьяную эксцентричную супругу героя Дастина Хоффмана). Наконец, мы помним её недавний выход в диснеевской «Круэлле» и роскошную роль в мини-сериале «Годы».

Безусловно, сериалы представляют нам куда более интересные женские образы — от Джиллиан Андерсон в Sex Education и Кейт Уинслет в «Мэйр из Исттауна» до Сары Полсон в «Рэтчед» и дуэта Кристины Эпплгейт и Линды Карделлини в «Мёртв для меня». Но ни для кого не секрет, что после определённого возраста актрисы просто перестают существовать для Голливуда, если не успевают обзавестись собственной кинокомпанией (как Риз Уизерспун, Николь Кидман или Дрю Бэрримор).

Совсем недавно на эту тему писал журнал The Atlantic (там тоже есть пример с Томпсон) и привёл отличный скетч Эми Шумер шестилетней давности под названием Last Fuckable Day. На русский без мата это можно перевести как «последний день сексуальности». За столом сидят Патриша Аркетт, Тина Фей и Джулия Луис-Дрейфус, отмечая последний Fuckable Day Луис-Дрейфус. Она поясняет недоумевающей Шумер, что в жизни каждой актрисы наступает день, когда она больше не считается сексуально привлекательной. «Об этом никто не говорит, но есть знаки, — поясняет Фей. — Например. Салли Филд в „Изюминке“ (Punchline) играла возлюбленную Тома Хэнкса, а 20 минут спустя она уже играет его мать в „Форресте Гампе“».

Atlantic вспоминает, как в 2012-м два экономиста из университета Clemson проанализировали гендерный баланс в американских фильмах с 1920 по 2011 и предложили более дотошный взгляд на это явление. Две трети всех ролей в популярных фильмах приходилось на мужчин. При этом возраст был критическим именно для главных ролей. Четыре пятых всех главных женских ролей играют женщины до 30 лет. Но едва актрисам исполняется сорок, статистика меняется: все лучшие роли в таком возрасте играют мужчины. Максимальная разница между партнерами на экране — 60 лет (20 женщине и 80 мужчине).

В 2013-м на эту тему была занятная статья в Vulture «Мужчины стареют, но их возлюбленные — нет». Она начинается со слов «вчера Кристен Стюарт выбыла из комедии „Фокус“ после того, как Уилл Смит заменил Бена Аффлека. Её мучило ощущение, что разница в возрасте между ними будет слишком большой». Смит, как выясняется, тогда был всего на 4 года старше Аффлека, но 23-летней на тот момент Стюарт эта разница была существенной. Я помню собственную реакцию на эту новость — пожала плечами, поскольку разрыв в возрасте между актёрами на экране был привычным для меня делом. Но потом в статье были приведены графики, в которых возрастные разрывы были настолько видимыми, что глазам больно.

После сорока лет актрисам оставалось играть злых и/или сварливых женщин. Снимавшиеся вместе с Томом Хэнксом Элизабет Перкинс и Робин Райт и помыслить не могли о такой же карьере, как их коллега. Но телевидение изменило этот расклад. Перкинс после сорока снималась в сериале Weeds в роли подруги протагонистки, получив три номинации на «Эмми», а Райт в 46 появилась в сериале «Карточный домик». Период от 40 до 50, Atlantic называет «засушливым периодом» в карьере актрис и считает, что сейчас ситуация изменилась. Действительно, телевизионные проекты позволяют шоураннерам включать интересные роли для возрастных артисток. Но ситуация в большом кино остаётся прежней.

Отчасти проблема в традиционном восприятии женщины как матери. В качестве примера идеально подходит боевик «Солт». Роль агента ЦРУ, обвиняемого в связи с Россией, изначально должен был играть Том Круз, но актёр выбыл их проекта. Сценарий переписали для новой звезды — Анджелины Джоли с одним серьёзным изменением: у Эдвина Солта был ребёнок, а у Эвелин Солт — нет. Тогда Джоли говорила, что авторам фильма было бы гораздо сложнее выписать ее героиню, будь она матерью: «Конечно, это странно, но зритель скорее допустит, что у героя есть ребёнок, и он остался дома с женой». Во время съёмок «Солт» Джоли уже была матерью шестерых детей.

Матери долгое время были единственной отличительной чертой актрис в голливудских блокбастерах. Например, Мирей Инос в «Войне миров Z» пришлось провести на экране время в качестве супруги протагониста, которого играл Брэд Питт, да ещё и навлечь на себя гнев зрителей телефонными звонками (отчётливо помню, как думала, какого чёрта она ему названивает).

Единственная женщина за 40 в десятке самых кассовых фильмов 2019-го, допандемического года — Мариса Томей, сыгравшая тётю Питера Паркера в фильме «Человек-паук: Вдали от дома». Ребекка Фергюсон, играющая главную женскую роль во франшизе «Миссия: невыполнима», подходит к опасному возрасту — в октябре 2023-го ей исполнится 40, увидим ли мы её Ильзу Фауст в 9 и 10 «Миссии»? Будет ли Галь Гадот играть Чудо-женщину после 2025 года, когда она вступит в «засушливый период»?

После сорока лет тебя не возьмут в команду Мстителей и не сделают героиней многобюджетной картины. Актрисе в этом возрасте остаётся только смотреть в сторону телевидения, что, безусловно, неплохо, но вопрос о женщинах за сорок в блокбастерах это не решает.