Кино

Лучшее на фестивале «Сандэнс»: Няня, ведьмы и Анджела Дэвис

Завершился онлайн-фестиваль независимого кино

Мы попросили Марину Латышеву рассказать о главных фильмах секции «американская драма», поскольку обычно именно они задают тон на год вперёд в индустрии инди-кинематографа.

Стали известны победители фестиваля независимого кино Sundance, моего любимого за его содержательную часть, а теперь ещё и за поведение во время пандемии и стремление развиваться разными интересными способами. Полный список победителей можно посмотреть тут. В выходные повторные показы всё ещё продолжаются, а сейчас хочется рассказать об особо зацепившем. Каждый год, когда меня просят назвать парочку самых-самых фильмов из тех, что удалось посмотреть на Sundance, получается как в известном анекдоте про «дорогой, я изменила тебе всего два раза в жизни — с футбольной командой и с симфоническим оркестром». Называть понравившееся хочется сразу целыми программами.

В расписании фестиваля четыре основные конкурсные программы и две культовые (не говоря уж о внеконкурсных премьерах и спецпоказах, секции сериалов и короткого метра, раздела кино для детей, сборников нашумевшего на других фестивалях Spotlight и лучшего из собственного прошлого Collection). Культовые — это жанровая Midnight и экспериментальная NEXT. А в четырёх основных конкурсах представлены мировое и американское игровое кино и мировая и американская документалистика.

И из этих четырёх программа американского игрового кино всегда если и не цепляет целиком, то целиком интригует. Только на моей памяти ежегодно что-то из этого конкурса непременно превращалось в хит фестивальный или прокатный и/или попадало в оскаровские списки. Так было c комедией «Бриттани бежит марафон» Пола Колайццо, которая в мировом кинотеатральном прокате собрала 7,4 млн. долларов, а кроме того была куплена на Amazon за 14 млн. Так было с «Никогда, редко, иногда, всегда» Элизы Хиттман и конечно с «Минари» Ли Айзека Чуна. Так происходит прямо сейчас с фильмом «CODA: Ребёнок глухих родителей» Сиан Хедер. Выстрелить может что угодно, причем, это не обязательно обладатель гран-при. Так что коротко расскажу обо всех фильмах «Американской драмы».

Поехали

«Двойная», реж. Райли Стирнс / Dual, Riley Stearns

В недалеком будущем одна невозмутимая девушка вдруг узнаёт, что смертельно больна, решает создать клона, чтобы вторая она после смерти первой жила с родней и бойфрендом (это законно). Но потом болезнь внезапно отступает, теперь девушек двое, и с этим надо что-то решать, ибо жить в мире в двойном экземпляре запрещено. Трудно выбрать, за кого болеть — обеих можно понять.

«Двойная» Райли Стирнса — абсурдистская фантастика в духе Йоргоса Лантимоса с Карен Гиллан в главной роли Сары и её клона, грустная сатира о том, что некоторые способны встрепенуться и начать жить только под дамокловым мечом скорой смерти. С внезапно появляющимся в кадре Аароном Полом и забавными деталями прекрасного нового мира.

«892», реж. Аби Дамарис Корбин / 892, Abi Damaris Corbin (Спецприз жюри за лучший актерский ансамбль)

Доведенный до отчаяния безденежьем, разлукой с ребенком и собственным психическим состоянием, отягощенным расовыми проблемами в армии, бывший морпех, по натуре тихий и вежливый человек, захватывает банк, чтобы мир, наконец, его выслушал. Слушать его будут две сотрудницы банка, одна журналистка и один переговорщик, озабоченный тем, чтобы парня в ходе штурма не убили.

«892» Эби Корбин называется, кажется, в честь трассы, по которой персонаж идёт в первых кадрах. Sundance успешно практикует инклюзивность, включая немало картин с участием чернокожих актёров в программу. Был бы просто ещё одним фильмом про ПТСР, если бы не изумительная игра Джона Бойеги, одна из лучших на сегодняшний день ролей в его карьере, может быть, лучшая.

«Элис», реж. .Кристин Вер Линден / Alice, Krystin Ver Linden

Джорджия, XIX век, чернокожая рабыня сбегает с плантации, перемахивает через огромное заграждение и оказывается на очень странной, гладкой и прямой дороге, а когда перед ней вдруг резко тормозит огромный грузовик, смотрит на него и лишается чувств. За рулём тоже афроамериканец, благодаря ему беглянка получит еду, ночлег, новую одежду, узнает про Анджелу Дэвис и про то, какой сейчас на самом деле год.

«Элис» Кристин Вер Линден — бодрый триллер, основанный не на реальных событиях, но на реальной практике. Людей, бывало, держали в рабстве ещё столетие после его отмены, а они даже не знали о политической обстановке в стране. Фильм, состоящий из странной смеси политики и Страны Чудес, в котором у расистов во главе с мерзким плантатором (Джонни Ли Миллер) земля будет гореть под ногами в буквальном смысле слова.

«ЧП», реж. Кэри Уильямс / Emergency, Carey Williams (Приз им. Уолдо Солта за сценарий)

Два чернокожих ученика колледжа, соседи по общаге, одновременно милые и дерзкие, однажды вечером отправляются в Legendary Tour, путешествие по главным вечеринкам кампуса, которое надо совершить за одну ночь. Но заскочив за чем-то забытым домой, они находят там абсолютно пьяную белую незнакомку, которая блюёт и спит одновременно, и в целом ей плохо. Врачей и полицию звать страшно — понятно, что подумают органы с их оптикой, когда увидят почти половозрелых цветных и пьяную белую девчонку.

Кэри Уильямс (кстати, режиссёр R#J Тимура Бекмамбетова) в своем «ЧП» очевидно имел ввиду комедию положений, адаптировал под свою историю типично «белый» поджанр — American party comedy. Это интересно и временами правда очень смешно, но смех как-то застревает в горле, когда полиция таки уложит одного из героев лицом вниз, и эти руки на своей шее и темное дуло пистолета парень запомнит навсегда.

«Повелитель», реж. Мариама Диалло / Master, Mariama Diallo

В элитном университете, построенном на месте, где когда-то вешали ведьм, три афроамериканки пытаются найти себя. Одна тут учится, две другие преподают, трудно им всем — людей их цвета тут можно по пальцам пересчитать, причем даже не сейчас, а за всю историю учебного заведения. Когда-то одну ученицу даже нашли повешенной. Впрочем, говорят, это всё ведьма, каждый год приходящая за кем-то из учащихся, причем обязательно в 302 комнату кампуса и непременно ровно в 3.33 утра.

Режиссёрка Мариама Диалло свой дебютный полный метр превратила в смесь психологического триллера и социальной критики, умело показывая, каким образом в сверхъестественное превращается постоянный страх и давление, испытываемые поколениями афроамериканцев, как мрачно это может происходит в стенах вековых престижных учебных заведений, где на расизме замешан каждый кирпичик в стенах, а с каждой фотографии тех, кем тут гордятся, может смотреть монстр.

«Няня», реж. Никяту Джусу / Nanny, Nikyatu Jusu (Гран-при жюри)

Аиша приехала в Нью-Йорк из Сенегала, мечтает заработать денег, чтобы перевезти в Америку своего сынишку и зажить счастливо. Работа нянькой у девочки богатой белой пары вроде даёт такую возможность — и зарплата хорошая, и пара симпатичная. Но всё иллюзии: и супруги вовсе не милые, и зарплату придётся выбивать, и вообще появятся призраки — пауки на её лице, ведьмы, русалки и в целом много воды. Самое странное, что появится и призрак её мальчика, но почему он здесь?

Сценарий фильма «Нянька» Никяту Джусу был в голливудском «чёрном списке» 2020 года. Фильм вышел смесью кошмаров рутины большого города и мистики африканского фольклора, набитым волнующими образами и созерцательным меланхолическим настроением, историей о героине, для которой самым опасным призраком становится американская мечта.

«Кровь», реж. Брэдли Раст Грей / Blood, Bradley Rust Gray (Спецприз жюри за бескомпромиссное художественное видение)

Недавно овдовевшая женщина прилетает в Японию к своему старинному другу, тоже человеку с трудной судьбой и собственной драмой, и весь фильм они будут объяснять окружающим, что они просто друзья. А зритель вместе с героиней будет пытаться отделить реальность от её воспоминаний и смотреть на её уже покойного мужа.

«Кровь» снял Брэдли Раст Грей, в главной роли Карла Юри («Бегущий по лезвию 2049»), в роли мужа из её воспоминаний — ещё один из рода Скарсгард, Густаф, сын Стеллана, брат Александра и Билла. И это такие «Трудности перевода», в которых муж оказавшейся в чужом мире героини не занят, а умер. Она бродит по Японии, слушает гул транспорта, шум воды и шелест листьев, смех и разговоры японцев, которые для неё тоже шум воды и шелест листьев. Случайный знакомый переводит ей в её диалоге с продавщицей в лавке, и основное содержание беседы — как именно разбилась тарелка, которую героиня хочет сфотографировать (ответ — она упала).

«Наблюдатель», реж. Хлоя Окуно / Watcher, Chloe Okuno

Он и она едут в такси, она смотрит на ночные огни города, её нового места жительства, в чужой стране, в Румынии, куда она, несостоявшаяся актриса, поехала за мужем, которому надо тут работать. Пока он работает она силится понять из теленовостей, разговоров на улицах и поиска в Google, что за серийный убийца по прозвищу Паук орудует в Бухаресте, почему ей кажется, что за ней кто-то наблюдает и кто та фигура в окне напротив, которой она однажды помахала.

«Наблюдатель» Хлои Окуно, специалистки по хоррорам и боевикам, тоже про женщину в чужой стране и внутри пространства чужого языка. Только на сей раз будут и отрезанные головы и в целом кровавая баня. Довольно традиционный и вполне элегантный триллер, в котором неплохо передано ощущение постоянной слежки, а также проведена нехитрая мысль по поводу обострения интуиции в условиях изоляции.

Cha Cha Real Smooth, реж. Купер Рэфф / Cha Cha Real Smooth, Cooper Raiff (Приз зрительских симпатий)

Ребёнок на бар-мицве видит, как ведущая мероприятия с кем-то говорит по телефону, чуть не плачет, а потом стремительно прячет эмоцию под маску и идет развлекать детей на танцполе. Мальчик решил, что влюбился, о чём предмету своих воздыханий тут же и сообщил и услышал в ответ ласковое «мне так лестно, но…». Спустя десятилетие он сам стал ведущим бар/бат-мицв, увидел красивую маму девочки с аутизмом, словно отделённую невидимой стеной от всеобщего веселья, и снова решил что влюбился.

Название Cha Cha Real Smooth определенно отсылает нас к хитовому треку Cha Cha Slide диджея Каспера. В этом бесконечно добром и очень честном фильме Купера Рэффа от продюсерки Дакоты Джонсон они оба ещё и играют главные роли. Чувство эмпатии появляется в кадре почти физически, словно конденсируется, его почти видно. У них получилось как раз такое кино, которое понравилось всем на этом фестивале, с кем мне довелось пообщаться.

«Пальмы и линии электропередач», реж. Джейми Дак / Palm Trees and Power Lines, Jamie Dack (Приз жюри за режиссуру)

Юной Леа осталось совсем немного до конца каникул, а потом снова в школу. Она убивает время, стараясь не нагрубить матери, валяясь на солнце с подружкой, подбирая жирные бычки в пепельнице у супермаркета, бесстрастно занимаясь сексом с одноклассником в машине. Но однажды знакомится с парнем ровно вдвое старше её, у него свой бизнес и цепкий взгляд, он живет совсем в другом мире и говорит ей разные умные вещи, скуки больше нет.

Это то кино, о котором вы наверняка ещё услышите. «Пальмы и линии электропередач» Джейми Дак — полнометражная адаптация её же короткого метра, участвовавшего в каннской Cinéfondation в 2018 году. Своей силой фильм обязан и актёрскому дуэту, Джонатану Такеру с его мягкими злыми глазами и дебютантке Лилли МакИнерли, которая на крупных планах творит невероятное, а на крупных планах в кадре она постоянно. Но в первую очередь — самой истории. От этого фильма трудно отвести взгляд. Из того, что я видела в последние годы, это самое мрачное, детальное и болезненное об уязвимости и беззащитности подростка, о технологии формирования власти взрослого мужчины над девочкой. Я болела за это кино. Последние годы в «Американской драме» отмечали фильмы хорошие, добрые, гуманистические, пусть о проблемах, но не безысходные. Для разнообразия хотелось, чтобы отметили кино, от которого трясет.

P.S.: Кажется, будто всё это фестивальное инди-кино аудитории в России никогда не увидеть. Да, но нет. Какие-то фильмы таки попадают в кинотеатральный прокат. А кроме того именно Sundance становится рынком стриминговых компаний в большей степени, чем любой другой международный рынок, кинотеатральные сборы фильмов, которые тут премьерились, падают с каждым годом, а вот цифры по сделкам со стримерами наоборот растут. Всё более распространяющаяся практика — покупка продукта на паях стримером и крупным артхаусным дистрибьютером. Вот то, что уже было куплено по ходу нынешнего фестиваля из разных его программ, и этот список всё ещё пополняется.

  • Феминистский хоррор Fresh Мими Кейв ушел Searchlight и выйдет на каком-то из стриминговых сервисов Disney, Searchlight купила и Good Luck you Leo Grande Софи Хайд, эта комедия появится на Hulu;
  • Самый бешеный фильм нынешнего фестиваля, Resurrection Эндрю Симанса с Ребеккой Холл и Тимом Ротом достался сервису хорроров и Sci-Fi Shudder, который пока в России недоступен, но активно расширяется, так что ждём;
  • HBO Max получил The Janes, документальный вариант истории Call Jane с Сигурни Уивер и Элизабет Бэнкс (сама драма Филис Наж пока в поиске дистрибьютора), а ещё документальную же The Princess Эда Перкинса о Леди Ди;
  • Вот то, что появится на Amazon: документалка Эми Полер Lucy and Desi о Люсиль Болл и Деси Арназе, а также Emergency Кэри Уильямса и Master Мариамы Диалло;
  • На Netflix покажут документальные jeen-yuhs: A Kanye Trilogy Куди и Чике и Downfall: The Case Against Boeing Рори Кеннеди, а также получивший спецприз жюри «Американской документалистики» Descendant, созданный компанией Барака и Мишель Обама;
  • Режиссёрский дебют Джесси Айзенберга с Джулианой Мур When you Finish Saving the World приобретен A24, которая плотно работает с Apple TV+. Ну а непосредственно Apple TV+ купила Cha Cha Real Smooth Купера Рэффа.

Так что приятного просмотра когда-нибудь очень скоро!

P.P.S.: То, о чем нельзя не сказать, хотя к тексту про программу американского игрового кино это отношения не имеет. «Навальный» Дэниела Роэра, сделанный по заказу CNN Films и HBO Max, включенный в конкурсную программу американского документального кино прямо посередине фестиваля, фильм-сюрприз и фильм-событие нынешнего Sundance, получил сразу две награды. Это приз зрительских симпатий конкурса US Documentary Competition, а также приз зрительских симпатий фестиваля целиком — Festival Favorite Award. Фильм об отравлении политика и расследовании этого отравления, лечения и реабилитации Навального и возвращения его в Россию скоро выйдет в потоковых сервисах CNN и HBO (не исключено, он станет первым хитом стартующего в первом квартале 2022 года собственного стриминга СNN). Перспективы показа его в России, мягко говоря, сомнительные.