Индустрия Кино

У каждого свой кинотеатр

О критериях кинопросмотра

Мы часто критикуем российские кинотеатры, но редко задумываемся, а по каким, собственно, правилам они предоставляют нам свои услуги? Роман Суслов героически собрал их и проанализировал.

По результатам опроса, проведенного Левада-Центр (объявлен в России иностранным агентом) 24–29 мая 2019 года, четверть жителей России ежемесячно посещали кинотеатры. Считалось, что причиной популярности была ценовая и шаговая доступность в сравнении с другими развлечениями. 

Из-за пандемии привычная аудитория кинотеатров оказалась в условиях, когда большие экраны долгое время были недоступны, а затем на них практически отсутствовали новинки. В свою очередь интернет был полон премьер и непросмотренного фонда, глубокого как кроличья нора. На выходе ¾ россиян сообщили, что уже после снятия ограничений в кинотеатре не были и возвращаться не планируют. Причиной такого поведения чаще всего называли боязнь заразиться (33%), но 15% отмечали преимущества просмотра в домашних условиях. В ответ на прямой вопрос о предпочтительном способе оценить новинку проката зрители выбирали кинотеатры в 39% случаев, а онлайн в 34%. Как видно, разница не такая существенная.

Возможно пандемическая рефлексия заставила зрителей пересмотреть ценность коллективного опыта в темноте под хруст попкорна. Тем более что техническое качество самого показа и сопутствующее обслуживание часто не приносит удовольствие, соответствующее стоимости билета. Во всяком случае оно не улучшилось пропорционально росту цен на билеты. В первое полугодие 2021 года средняя цена по России выросла на 5% по сравнению с аналогичным периодом 2020-го, а в Москве на 7,4%.

В таких условиях закономерно популярны мнения, что кинотеатральный прокат в современном виде неконкурентоспособен. Все чаще стали говорить, что для выживания необходима трансформация в элитарное развлечение с высоким качеством обслуживания, дорогими билетами и программами, заточенными на блокбастеры и эксклюзивы. Так, чтобы поход в кино воспринимался в качестве большого семейного выхода. Иными словами, выживут только мегаломанский кинотеатр «Художественный» и формат IMAX.

На фоне подобных обсуждений зрители часто забывают, что кинотеатральные услуги уже сейчас должны соответствовать определенным критериям.

Правовая сетка кинотеатров

В каждом тексте, хоть немного связанном с юриспруденцией, обязаны быть сноски, звездочки и мелкий шрифт, за которыми скрываются ключевые условия. На самом деле нет, но уточним, что представленная далее информация носит лишь характер обзора и не предназначена для решения конкретной ситуации, с которой читатель может столкнуться при взаимодействии с кинотеатром.

Каждая включенная в книгу формула вдвое уменьшает число её покупателей. Что уж говорить про ссылки на витиеватые названия нормативных актов. Однако они потребуются для базового описания правовых координат, в которой функционируют кинотеатры.

Первая ось задает тон взаимодействия кинотеатров и государства. Прежде всего, публичную власть интересует:

  1. Наличие у демонстрируемого фильма прокатного удостоверения Министерства Культуры России. Оно выдается по процедуре, изложенной в Постановлении Правительства России от 27.02.2016 № 143;
  2. Передает ли кинотеатр информацию обо всех проданных билетах в ЕАИС согласно закону с обманчивым названием «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» (от 22.08.1996 № 126-ФЗ);
  3. Соблюдение условий получения субсидий от Фонда Кино на переоборудование региональных кинотеатров (в населенных пунктах до 500 тыс. жителей). Среди прочего, в течение 5 лет после получения субсидии кинотеатр должен ежеквартально отдавать не менее 50% киносеансов российской продукции (Приказ Правительства России № 5 от 18.01.2021);
  4. Соблюдение в помещении, где идет прокат, требований пожарной безопасности (в частности, предусмотренных Техническим регламентом, утвержденным Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ, и Приказом МЧС России от 19.03.2020 № 194);
  5. Наличие и корректность возрастной маркировки на рекламных материалах, которая проставляется по Федеральному закону от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
  6. Соблюдение санитарных требований и ограничений, связанных с распространением COVID-19. Требования часто различаются в зависимости от региона, поэтому нет смысла приводить их полный перечень.

Периодически происходит контроль за тем, допускают ли кинотеатры на сеансы лиц, младше заявленного возраста. Не планировал углубляться в это направление, но, например, сложно остаться равнодушным к судьбе несовершеннолетней, которая при просмотре «Джон Уик 3» получила информацию о «случаях смерти, описание жестокости и физического насилия, [и] эта информация вызвала у них страх, ужас и панику». По мнению контролирующих органов «Джон Уик 3» способен спровоцировать несовершеннолетнего на потенциально опасные проступки. Этот факт стал основанием для привлечения кинотеатра к административной ответственности (Постановление Фрунзенского районного суда г. Саратова от 07.10.2019 по делу № 5-653/2019).

Безусловно, кинотеатр, как и любое другое место для предпринимательской деятельности, подвергается воздействию множества других публичных правил (налоговых, санитарных, трудовых и иных). Однако, в отличие от указанных выше, они реже носят специализированный характер, поэтому менее интересны.

Вторая ось правового существования кинотеатра диктуется правилами договоров с прокатчиками. Часто они носят рамочный характер и предусматривают: процедуру формирования репертуара на несколько месяцев вперед; порядок предоставления фильмов; политику в отношении цен на билеты и их изменения; лицензионные вопросы и информационный обмен. При этом условия проката каждого конкретного фильма согласовываются отдельно, в том числе количество сеансов, наличие минимальной гарантийной выплаты и распределение выручки от продажи билетов.

Условия сотрудничества кинотеатров и прокатчиков не всегда очевидны для публики, но периодически выносятся из избы в форме заявлений Ассоциации владельцев кинотеатров. Например, в декабре 2017 года Ассоциация возражала против новой редакции договора с Централ Партнершип из-за того, как в ней распределялась ответственность сторон, а в апреле 2019 года призывала всех прокатчиков к добросовестности и разумности в переговорах. В любом случае, данные отношения скорее влияют на то, что и когда будут смотреть зрители, а не на то, какой уровень обслуживания зрители получат после покупки билета.

Наконец, третья ось описывает права и обязанности кинотеатров и зрителей. При всей возвышенности статуса “зрителя” они обычно являются заказчиками в договоре возмездного оказания услуг. Весь предмет договора сводится к тому, что кинотеатр обязуется оказать услугу по демонстрации фильма, а зритель обязуется её оплатить. 

Очень кратко подобный тип договоров регулируется Гражданским кодексом России. Более важно, что зрители, приобретая билет, пользуются услугами для личных нужд, а значит являются потребителями. Следовательно, на них в полной мере распространяется Закон России от 07.02.1992 № 2300-1 “О защите потребителей” (далее — “ЗоЗП”).

В совокупности Гражданский кодекс России и ЗоЗП предоставляют зрителям три наиболее важных права: 

  1. Получить информацию об услуге и о том, кто её оказывает; 
  2. Отказаться от услуги до её оказания, а в некоторых случаях и впоследствии;
  3. Получить услугу, соответствующую определенному качеству. 

Но право оно как лук и как огры — многослойное. Отношения с зрителями-потребителями дополнительно уточняются Правилами оказания услуг по показу фильмов в кинозалах.

Правила кинотеатральных услуг

Долгое время в России действовали Правила, которые были утверждены Правительством ещё 17 ноября 1994 года (Постановление № 1264) (далее — “Старые Правила”). Однако с 1 марта 2022 года начнут действовать новые Правила (Постановление Правительства № 1388 от 16.08.2021) (далее — “Правила”). С учетом того, что они вступят в силу совсем скоро, далее ориентироваться будем именно на них. В некоторых случаях специально подчеркнем, какие моменты существенно изменились по сравнению с версией, которая доживает своё.

Право потребителей на получение информации необходимо для того, чтобы они могли выбрать наиболее удобное предложение из всех доступных. Для этого информация должна быть полной, достоверной и доступной. Среди прочего, кинотеатр обязан самостоятельно сообщить:

  1. Свое наименование, режим работы, адрес, контактные телефоны и сайт;
  2. Порядок рассмотрения претензий, в том числе указать адрес электронной почты и (или) почтовый адрес для направления претензий;
  3. Текущий репертуар с указанием года выпуска фильма, исполнителей главных ролей и возрастной маркировки. Вероятно, с точки зрения законодателя, это три основных критерия для выбора фильма;
  4. О наличии фильмов, содержащих тифлокомментарий, и фильмов с субтитрами. Здесь следует упомянуть, что существуют правила, по которым кинотеатры должны выделять людям с инвалидностью определенное количество мест в зале (от 3%), обеспечивать условия для их мобильности и выделять сеансы российских фильмов с субтитрами (Приказ Минкультуры РФ от 27.06.2018 № 1017);
  5. О ценах на билеты, льготах и скидках;
  6. О расположении мест в кинозале;
  7. О времени начала и продолжительности сеанса;
  8. О продолжительности рекламы и материалов информационного характера, показ которых осуществляется перед сеансом.
  9. О дополнительных услугах и ценах на них.

Иногда Правила прямо указывают, как именно раскрывается та или иная информация, например, на сайте или в зоне касс. В остальном главное, чтобы она была доступной и соответствовала формату, принятому (обычному) для данной сферы обслуживания. Например, в случае покупки билета непосредственно в кинотеатре, это будут вывески, электронные табло или экстравертный разговор с кассиром. 

Дополнительно, уже по запросу потребителя кинотеатр обязан предоставлять информацию о:

  1. Технических характеристиках кинозала (количество мест, ширина экрана, формат звуковой системы, тип системы воспроизведения стереофильмов, тип проекционной системы (2К, 4К, IMAX и т.д.), тип системы тифлокомментария). Кстати, Старые Правила такую обязанность прямо не предусматривали;
  2. Номере прокатного удостоверения (не знаю, когда вы последний раз им интересовались).

После того, как потребитель вооружился всей полученной и запрошенной информацией и сделал выбор, приобретается билет. Форма билета установлена Министерством культуры России. Сейчас, помимо собственно билета с информацией о сеансе, в кинотеатре должны выдавать кассовый чек. Однако с 1 марта 2021 года начнет действовать новая форма билета, которая освободит от обязанности печатать (или направлять на электронную почту) сразу два документа. Кроме того, новая форма будет лучше учитывать особенности продажи через интернет.

С момента получения билета договор с кинотеатром считается заключенным. В ряде случаев этот договор может быть расторгнут с возвратом стоимости билета.

Во-первых, по желанию зрителя до оказания услуги (начала сеанса).

Во-вторых, если услуга вообще не была оказана, например, сеанс не состоялся.

В-третьих, если сеанс был перенесен или заменен, а зритель не согласился на такое изменение.

В-четвертых, если кинотеатр нарушил условия оказания услуг.

На всякий случай, Правила подчеркивают, что договор с потребителем нельзя расторгнуть, если он будет единственным зрителем на сеансе. Такие случаи периодически встречаются, особенно на ночных сеансах. Например, был судебный спор, в котором фигурировали единственные посетители “Человек-муравей” и “Веном” из города Сокол Вологодской области (Решение Сокольского районного суда Вологодской области от 21.10.2018 по делу № 2-1347/2018~М-1204/18). 

Старые Правила прямо указывали, что зритель может получить обратно стоимость билета не в случае абстрактных нарушений, а именно из-за некачественной демонстрации по вине кинотеатра. Кроме того, в Старых Правилах подчеркивалось, что кинотеатры обязаны обеспечивать качественный показ, поддерживать необходимый уровень технической оснащенности, комфортности, безопасности и качества обслуживания. В то же время, это было абстрактное правило без конкретизации того, что такое «необходимый» уровень. И это не значит, что теперь кинотеатрам можно забыть про качество. Новые Правила все равно предусматривают право зрителя на получение качественной услуги, просто Старые были более дотошны в этом вопросе.

В идеальном мире сразу после приобретения билета начинается сеанс. На деле зрителя с наибольшей вероятностью ожидает таинственное «предсеансовое обслуживание». В него, в частности, может входить выступление музыкального ансамбля и артистов-исполнителей (интересно, относится ли к этой категории презентация от известных кинокритиков), демонстрация информационных материалов и киножурналов. Такие выступления могут требовать отдельной платы для зрителя, но кинотеатр должен об этом прямо предупредить, а зритель может отказаться его оплачивать.

Кроме того, в предсеансовое обслуживание обычно входит реклама. Иногда много рекламы, поскольку этот вопрос никак не регулируется. В Федеральном законе «О рекламе» указывается только на недопустимость прерывания сеанса. Однако новые Правила обяжут кинотеатры информировать зрителей о продолжительности рекламы. Правда, только в кассовой зоне, а, например, про сайт ничего не говорится.

Интересно также и то, что Правила не упоминают послесеансовое обслуживание, поэтому разнообразные публичные лекции, разборы, встречи с создателями и актерами — это лишь некая дополнительная услуга кинотеатра.

Если у зрителя по итогам образовались претензии, то кинотеатр по общему правилу обязан их рассмотреть в 10-дневный срок и ответить по адресу, указанному в претензии. Мы помним, что право похоже на лук. И это хороший момент, чтобы углубиться еще больше, поскольку в дополнении к Гражданскому кодексу России, ЗоЗПП и общим Правилам существуют правила работы конкретного кинозала(ов). Этим документом, в частности, могут устанавливаться условия доступа, нахождения и поведения посетителей, а также порядок и условия возврата билетов. Например, может быть предусмотрена форма письменного заявления на возврат.

Интересно, как часто зрители российских кинотеатров вступают с ними в споры и по каким поводам? Есть ли в публичном пространстве судебные дела о качестве демонстрации? 

Чужой против шавермы (в 3D)

Если воспользоваться справочной правовой системой с базой данных судов общей юрисдикции, а именно они рассматривают споры с участием потребителей, и просмотреть дела, например, с 1 января 2017 года, в которых фигурирует “кинотеатр”, то окажется, что наиболее принципиальных зрителей волнуют две проблемы. Это возможность пронести в зал собственную еду и необходимость доплатить за 3D-очки.

С едой ситуация неоднозначная. Обычно претензия заключается в том, что сотрудник кинотеатра не пропустил зрителя с пакетом из какого-нибудь известного фаст-фуда/ стаканчиком/бутылкой. После продолжительных споров посетитель опаздывает на сеанс, требует вернуть деньги за билет и компенсировать моральный вред.

Иногда суды принимают сторону кинотеатров, например, в следующих случаях:

  1. Пакет из Макдональдс и «Аквамен» (Определение 1-й Кассационного суда общей юрисдикции от 06.02.2020 № 88-3208/2020(2-2907/2019));
  2. Пакет из KFC и «Как приручить дракона 3» (Апелляционное определение Ставропольского районного суда от 03.09.2019 по делу № 33-6747/19);
  3. Чипсы и неизвестный фильм в кинотеатре Санкт-Петербурга (Решение Санкт-Петербургского городского суда от 05.02.2019 № 7-201/2019);
  4. Кофе с пончиками и «Мумия» (Решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 27.03.2018 по делу № 2-529/2018).

Обычно такие решения обосновываются тем, что Правила допускают ограничения для зрителей с едкими и резко пахнущими веществами, а также с предметами, которые могут загрязнить одежду посетителей и имущество кинотеатра. Дополнительным аргументом становится ссылка на обеспечение безопасности, поскольку содержимое стаканчиков/пакетов нельзя проверить. Наконец, кинотеатры подчеркивают, что обязаны предоставлять услуги по просмотру фильмов, а не услуги по обеспечению места питания. 

При этом суды обычно не пускаются в рассуждения о том, как бы повели себя сотрудники кинотеатра, если бы еда и напитки были куплены на территории самого кинотеатра, а не за его пределами.

Иногда суды принимают сторону зрителя, например, в следующих случаях:

  1. Пакет из KFC и неизвестный фильм в новосибирском кинотеатре (Определение 8-го Кассационного суда общей юрисдикции от 21.07.2020 № 88-5437/2020);
  2. Безалкогольный напиток в алюминиевой банке и неизвестный фильм в кинотеатре г. Валуйки (Решение Валуйского районного суда Белгородской области от 30.07.2019 по делу № 2-1023/2019);
  3. Безалкогольный напиток в бутылке и «Бойся своих желаний» (Решение Одинцовского городского суда Московской области от 13.06.2018 по делу № 2-3005/2018);
  4. Чипсы и неизвестный фильм в кинотеатре Санкт-Петербурга (Решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 04.10.2019 по делу № 2-795/2019);
  5. «Шаверма» и «Чужой. Завет» (угадайте в каком городе происходит дело — правильно, Апелляционное определение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 21.02.2018 по делу № 11-41/2018).

Обычно такие решения обосновываются тем, что договор с кинотеатром является «публичным». Эта характеристика означает, что он обязателен к заключению с любым обратившимся зрителем. Правила предусматривают только несколько оснований для недопуска зрителя в зал, среди которых наличие еды прямо не предусмотрено. Само по себе наличие еды не может свидетельствовать об угрозе безопасности, имуществу или общественному порядку. Так, оперируя данной логикой, управление Роспотребнадзора по Свердловской области в интересах всех потребителей признало незаконными подобные условия из правил конкретного кинотеатра (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 11.09.2018 по делу № 33-15345/2018).

Что касается 3D очков, то многие кинотеатры перестали их выдавать посетителям на входе в зал, и перешли к системе, когда очки приобретаются отдельно от билета. Некоторых зрителей это возмутило, что вылилось в судебные дела. Преимущественно иски основывались на том, что ЗоЗПП запрещает принуждать купить один товар, чтобы купить другой. Иными словами, навязывание дополнительных товаров и услуг. Кроме того, по их мнению услуга показа фильмов в 3D предполагает возможность ей воспользоваться исключительно в очках. Следовательно, без выдачи очков кинотеатр не предоставляют услугу в полном объеме.

Однако в выявленных судебных решениях победа оставалась за кинотеатрами (например, Определение 9-го Кассационного суда общей юрисдикции от 25.08.2020 г. № 88-5902/20; Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 20.12.2017 г. по делу № 33-9468/17; Апелляционное определение Приморского краевого суда от 02.03.2020 по делу № 33-1839). По мнению судов у зрителей есть альтернатива. Во-первых, в виде другого кинотеатра. Во-вторых, в форме просмотра в 2D. В-третьих, очки можно купить в любом другом кинотеатре или магазине, а затем использовать многократно. При этом обычно суды проверяют, что информация об отдельной покупке очков доводилась потребителям до покупки билета.

Остальные категории судебных споров между кинотеатрами и зрителями носят единичный характер.

Например, причинение вреда здоровью или имуществу посетителя, но на месте кинотеатра могло быть любое предприятие сферы обслуживания. Так, в Пензе зрительница повредила ногу, из-за того, что она застряла в промежутке между рядами, но не смогла получить компенсацию, поскольку вина кинотеатра не была доказана (Апелляционное определение Пензенского облсуда от 09.04.2019 по делу № 33-1332). Зато возместила ущерб обладательница дубленки, на которой после сеанса отпечаталась эмблема кинотеатра, нанесенная на сидение (АО Вологодского облсуда от 31.08.2018 № 33-4237/2018).

Собственно по вопросу качества демонстрации фильма споров практически нет, а те, которые удалось обнаружить, можно отнести только с натяжкой:

  1. Для зрителя было критичным посмотреть «Богемскую рапсодию» в самом центре зала. Заявленной причиной были особенности зрения (сложный миопический астигматизм). Выбрав по схеме центральное место, зритель обнаружил, что кресло находится левее, поэтому потребовал возмещение стоимости билета и компенсацию морального вреда. Суд посчитал, что недостаток был незначительным и не препятствовал просмотру. Кроме того, суд учел, что зритель согласился продолжить просмотр на другом месте, которое предложил администратор зала (Апелляционное определение Перовского районного суда Москвы от 17.05.2019 по делу № 11-160/2019);
  2. Более успешным в суде был зритель кинопоказа концерта Милен Фармер. По технической причине (сбой оборудования) сеанс отменили. Принимая во внимание, что концерт демонстрировался только одновременно во всем мире, а зритель является поклонником певицы, суд назначил компенсацию морального вреда в виде 10 тысяч рублей (Апелляционное определение Челябинского областного суда от 26.05.2020 по делу № 2-5215/2019);
  3. «Представителям славянского этноса», которых оскорбило содержание фильма «Викинг», не удалось взыскать компенсацию с кинотеатра, а также группы производителей, продюсеров и прокатчиков. Суд подчеркнул, что содержание услуги заключается только в предоставлении возможности просмотра фильма, кинотеатры и прокатчики не отвечают за его содержание (Апелляционное определение Московского городского суда от 16.03.2018 по делу № 33-10632).

Возможно, дело в том, что при невысокой стоимости билета надо быть очень принципиальным, чтобы обратиться в суд из-за некачественной демонстрации фильма. Проще проголосовать рублем и не пользоваться услугами такого зала/кинотеатра. Но препятствие также в том, что никто толком не знает, какой показ является качественным.

ГОСТы, которых в совокупности было порядка 300 наименований, либо утратили силу, либо были рассчитаны на пленочные технологии и уже давно неприменимы. Национальный технический комитет по стандартизации (ТК 15 «Кинематография») перевел на русский язык международные стандарты ISO и опубликовал отчет об этом. Однако официально в эксплуатацию данные стандарты введены не были. В любом случае ожидается, что они будут носить рекомендательный характер. Кроме того, ТК 15 работает над собственными методиками по измерению и контролю технических параметров цифрового кинопоказа.

Параллельно с этим Ассоциация владельцев кинотеатров объявила о программе добровольной сертификации качества. В рамках программы будет действовать Технический комитет по разработке критериев оценки, регламентов, чек-листов, тестов и т.п., а также группа технических инженеров, которые будут проводить необходимые измерения.  Предполагается, что мотивацией для кинотеатров станет получение специального отличительного знака, а также распространение информации об этом среди дистрибьюторов.

Новые Правила кинотеатральных услуг будут действовать до 1 марта 2028 года. Останутся ли к этому времени кинотеатры в текущем виде? Улучшат ли рекомендованные стандарты качество показа в них? Или в определенный момент будут приняты обязательные стандарты и технические регламенты? Станут ли зрители бороться за качество показа с тем же рвением, как за возможность принести на сеанс еду?

Посмотрим!

1 comment on “У каждого свой кинотеатр