Кино

«Энканто»: роскошный мультфильм о поколенческой травме

С песнями и танцами

Так глубоко студия Disney ещё не копала. Эта мысль держится у меня в голове на протяжении полутора часов (идеальный хронометраж!), которые идёт анимационная история семейства Мадригал. Как будто Джаред Буш и Байрон Ховард экранизировали статью Людмилы Петрановской о травме поколений.

Действие «Энканто» развивается в Колумбии, но время определить совершенно невозможно — это особое, «диснеевское» время, в котором можно при желании разместить хоть динозавров, хоть средневековых принцесс, хоть ультрасовременный город. Но на самом деле в самом начале мы наблюдаем за Гражданской войной в Колумбии, которая имела место с 1899 по 1902 год. Добавим 50 лет, что горит волшебная свеча, и получим середину XX века, как раз в это время и живут персонажи мультфильма.

«Энканто» — четвёртый мультфильм студии, повествующий о культуре Южной Америки, причём последний, «Похождения императора», вышел довольно давно, в 2000 году. Возможно, в Disney помнили неудачные сборы мультика (к слову, он один из моих самых любимых) и потому долгое время не хотели возвращаться к теме.

Альма и Педро недавно стали счастливыми родителями тройни, но из-за надвигающейся войны они вместе с жителями деревни вынуждены бросить родные дома в поисках лучшего места. Враг настигает беженцев, и Педро погибает, оставляя молодую жену в одиночку растить трёх детишек.

Вы точно не ожидаете такого начала от диснеевского мультфильма.

Если вам не хочется читать текст Петрановской, я лишь процитирую одну фразу из него, которая определит всё происходящее: «Просто женщина, просто мама. Просто горе. Просто ребенок, выросший с подозрением, что не нужен и нелюбим, хотя это неправда и ради него только и выжила мама и вытерпела все. И он растет, стараясь заслужить любовь, раз она ему не положена даром. Помогает. Ничего не требует. Сам собой занят. За младшими смотрит. Добивается успехов. Очень старается быть полезным. Только полезных любят. Только удобных и правильных».

Когда Альма после смерти Педро буквально воздвигает вокруг себя горы в попытке защитить детей, мы понимаем, сколько трудностей падает на плечи матери-одиночки. Мы редко видим матерей-одиночек в качестве персонажей мультфильмов, но Альма, матриарх семьи, полноправная героиня наравне со смешливой Мирабель, её внучкой, оказавшейся белой вороной. Дело в том, что все члены семьи получают волшебные дары — от той самой свечи, которую бабуля зажгла в день смерти мужа.

Как любая мать, хлебнувшая горя, Альма, то есть, свеча, наделяет дочерей полезными талантами. Хульета умеет лечить своей стряпнёй, а Пепа контролирует погоду. И только с Бруно вышел прокол: сын Альмы получает талант видеть будущее, и предсказывает всем жителям деревни только плохое. У одного выпадут волосы, у другого вырастет живот, у третьей умрёт любимая рыбка. Как и всякая травмированная женщина, Альма не хочет видеть ничего плохого, сын недостаточно старается, чтобы оправдать фамилию Мадригал, и потому Бруно отправляется в изгнание в собственном доме. Я не успела сказать, что он волшебный?

Каждый из волшебников Мадригал получает собственную комнату с красиво подсвеченным изображением на дверце (колористика и освещение «Энканто» настолько прекрасны, что дух захватывает, невероятно просто), но Бруно, будучи «неправильным» сыном проживает в прямом смысле между стенами. Ему некуда уйти — деревня же огорожена горами, выставленными Альмой. Зачастую так и бывает в семьях, ведь сепарация от властной матери это сложный и невероятно болезненный процесс.

Необходимость поддерживать идеальный фасад (Ещё бы! Волшебный дом! Именитое семейство!) превращает некоторых членов семьи в невротиков. Пепа находится на грани нервного срыва, её старшая дочь Долорес обладает отличным слухом, но ей предсказано несчастье в личной жизни; Камило, сын Пепы, постоянно меняет внешность (это его талант), редко оставаясь собой. Младший сын, Антонио, вот-вот получит свой талант, но ужасно нервничает — вдруг он останется без волшебства? Такое уже случилось с Мирабель, дочерью Хульеты. Её сёстры обладают роскошными качествами. Луиза невероятно сильна, а Изабела идеальна и повсюду выращивает благоухающие розы. При этом одна испытывает угрызения совести (а вдруг она недостаточно сильная?), а другая мечтает выращивать совсем другие растения и не хочет замуж, как того требует бабуля.

Чёрная лошадка семейства Мадригал — милая Мирабель, девушка в очках и с аккордеоном. Она не умеет ровным счётом ничего. Поёт классно, но здесь все поют, это ж мюзикл. Бабуля Альма очень сердита на Мирабель и скрывает от неё, что дядюшка Бруно когда-то предвидел крах дома и угасание волшебства. И всё это как-то связано с Мирабель. Девушка чувствует, что её присутствие в доме не придаёт радости всем проживающим — так сказывается травма Альмы, и её фрустрация в связи с «бесполезностью» Мирабель. Но благодаря родительской любви, Мирабель вырастает доброй, отзывчивой и очень милой.

Альма ужасно боится разрушения семьи — когда-то она уже это пережила, и не сможет пережить заново. Всеми силами охраняя дом, она не замечает эмоции и переживания как детей, так и внуков. Идея о сохранности дома слишком важная для нее, а потому только Мирабель видит, что дом на самом-то деле идёт трещинами. И оказывается, что без волшебства ты не зависима от ожиданий семьи и общества, и можно посмотреть на всё со стороны и разглядеть, как под идеальным фасадом скрываются фрустрация и разочарование.

Не помню, когда я в последний раз испытывала столь терапевтический эффект от мультфильма.

В финале Альма понимает свои ошибки, а Мирабель признаёт, что была неправа, считая бабушку корнем всех бед. Такое, к сожалению, бывает только в мультфильмах, в реальной жизни такого рода инсайты приходят на сессии у терапевта. Но мы же смотрим на волшебное семейство, а значит, у героев всё будет хорошо. Даже у Бруно. Полтора часа на проработку травмы поколений при помощи героини, увидевшей наконец-то настоящую реальность за завесой магии и талантов, это невероятный подарок под конец года. Лин-Мануэль Миранда написал, прекрасные песни (как всегда!), аниматоры придумали чумовые номера (выступление Луизы стоит каждой секунды), а целых три оператора изумительным образом осветили изображение.

Иногда студия Disney и впрямь творит волшебство.

1 comment on “«Энканто»: роскошный мультфильм о поколенческой травме

%d такие блоггеры, как: