Индустрия Кино

У Голливуда дежа-вю: что принесёт омикрон?

Гадание на всякой гуще

Конец ноября 2021-го напоминает март 2020-го — если тогда мир наконец осознал всю серьёзность коронавируса, то с приходом штамма омикрон всё начинается заново. Голливудские топы осознали, что праздничный сезон может выдать совсем не те результаты, что ожидались. Что ещё заботит фабрику грёз в связи с новым типом вируса? THR поговорил с аналитиками и участниками индустрии.

26 ноября ВОЗ объявил, что новый, мутировавший вариант COVID-19, получивший название «омикрон», представляет «высокий риск». Спустя несколько дней, более сорока стран запретили въезд к себе из стран Южной Африки — по начальным данным, новый штамм был обнаружен в ЮАР. С тех пор омикрон обнаружился в Великобритании, Канаде, Германии, Гонконге, Израиле и, наконец, добрался до США, причём сразу обосновался в Калифорнии.

Для мировой киноиндустрии это удар под дых: после двух лет переносов, локдаунов и ничтожных сборов, бокс-офис только-только встал на ноги. Аналитик из лондонской компании Gower Street Роб Митчелл комментирует: «Самое печальное в появлении омикрона именно сейчас, то, что октябрь был первым месяцем, который впервые за два года приблизил сборы к средним допандемическим цифрам». Мировые сборы «Не время умирать» (753,2 млн долларов), «Дюны» (373,9 млн долларов) и «Венома 2» (469,8 млн долларов) в совокупности с восстановленным китайским рынком (на который Голливуд теперь неизвестно когда попадёт. — Прим.ред.) вывели октябрь 2021-го в самый кассовый месяц времён коронавируса: он всего-то на 7% меньше среднего месяца с 2017 по 2019 гг.

В индустрию вернулся страх потери зрителя: у них появился ещё один повод остаться дома на праздниках, помимо семейных торжеств. Голливудские студии замерли в ожидании вердикта по поводу защиты от нового штамма существующими вакцинами — замер и график релизов. Если омикрон окажется одновременно вирулентным и устойчивым к вакцинам, то удар почувствует вся отрасль, но на передовой окажется кинотеатры и кинопрокатный бизнес.

Но что же со съёмками? Говорит анонимный продюсер, ветеран индустрии: «Продюсеры пережили три первые волны ковида, и уже знают, что делать относительно протоколов безопасности». Внедрённые в самом начале пандемии требования к участникам съёмок позволили снимать фильмы и сериалы как крупным студиям, так и независимым компаниям, несмотря на всплески инфекции. Аналитик Wedbush Майкл Пахтер отмечает: «Экспресс-тестирование стало доступно повсюду, поэтому проверять съёмочные группы можно каждый день, что сильно уменьшает шансы заражения. Я не вижу, чтобы в ближайшем будущем что-то изменилось. Но если омикрон окажется более смертоносным, чем мы ожидаем, а мы окажемся беззащитны, то это станет проблемой».

Главная проблема Голливуда на сегодняшний день — праздничные релизы. В этом году кинотеатры очень полагаются на блокбастер «Человек-Паук: Нет пути домой», который выходит 17 декабря. Аналитик MKM Partners Эрик Хэндлер считает, что фильм имеет все шансы стать рекордсменом этого года по премьерному уикенду, тем более, что зрители очень хотят увидеть картину. Его слова подтверждает высокий спрос на билеты: компания Fandango начала предпродажи в конце ноября и в первый же день количество проданных билетов уступило лишь долгожданному финалу франшизы «Мстители» в 2019 году. Активизировались перекупщики: на eBay можно найти билеты на «Паука» от 100 до 25 000 долларов.

После «Человека-Паука» в прокат выйдут приквел Kingsmen, четвёртая «Матрица» и второй «Зверопой», и Голливуд надеется на высокие сборы — позволить себе провалы, учитывая крупные бюджеты этих проектов, никак нельзя.

Уже появились опасения, что омикрон передвинет релиз «Нет пути домой», но маркетинговая кампания Sony пока идёт своим чередом. Как комментирует анонимный топ-менеджер, «не хотелось бы говорить „всё это уже было и мы справились“, поэтому я очень надеюсь на то, что омикрон не принесёт новую волну закрытий».

Впрочем, ситуация за пределами США может заставить студии попридержать коней. Страны Европы, не желая повторять прошлый год, вводит всё новые и новые ограничения в попытках остановить четвёртую волну коронавируса. В Австрии 22 ноября начался локдаун — закрыты кинотеатры, рестораны и другие общественные места. Правительство Словакии 24 ноября объявило чрезвычайное положение и комендантский час. В Нидерланах с 28 ноября запрещены все мероприятия, включая кинопросмотры, с 5 вечера до 5 утра. Аналогичные меры рассматривают Германия, Италия, Франция и Испания.

Южная Корея отложила планы о послаблении ковидных ограничений из-за увеличения госпитализаций и волнений в связи с штаммом омикрон. В начале ноября страна сняла ограничения на часы работы кинотеатров, но вернуть зрителей довольно непросто. Ведущие сети CJ CGV и Lotte Cinema ввели специальный пропуск для полностью вакцинированных зрителей и позволяют таким людям сидеть в залах как прежде. В противном случае сохраняется рассадка, гарантирующая социальное дистанцирование и ограничивающая посещаемость.

Лондонский аналитик Роб Митчелл говорит: «Скорее всего, у каждой студии есть свой расчёт международного проката в стиле „сколько мы можем потерять, но не переносить фильм“. Скажем, потерять Австрию и Нидерланды, наверное, можно. А вот терять Германию, Францию и Великобританию уже не хочется».

Наихудшим сценарием будет повторение осени 2020 года, когда закрытие кинотеатров и снижение кассовых сборов на нескольких территориях вынудили студии отложить или отменить премьеры своих тентполов, вызвав цепь негативных реакций. Митчелл указывает на решение MGM в октябре 2020-го отложить и без того перенесённый триллер «Не время умирать» ещё на год. Этот шаг привёл к закрытию сети кинотеатров Cineworld, чьё руководство заявило, что без таких релизов кинобизнес нежизнеспособен. Затем последовала волна переносов — от новых «Охотников за привидениями» и «Круэллы» до «Uncharted» и «Финча». Последний студия Universal продала сервису AppleTV+.

Как и во время пандемии, студии возлагают слишком большие надежды на прокат в Китае. Тот факт, что «Матрица 4» и «Человек-Паук: Нет пути домой» были одобрены китайскими цензорами, может склонить студии к решению постепенного развёртывания проката, отступив от всемирового релиза.

Но даже если кинотеатрам удастся избежать наихудшего сценария, всё меньше надежд на то, что октябрьский прокатный всплеск продлится до конца года. Аналитики из британской Gower Street оценивают мировые кассовые сборы на 27 декабря в размере 18,4 млрд долларов, что на 65% выше тех же показателей в 2020 году, но на 51% ниже, чем средний показатель трёх препандемических лет (с 2017 по 2019). Закрытие кинотеатров в ряде стран мира и опасения по поводу дальнейших локдаунов уже заставили Gower скорректировать свой прогноз на конец года в сторону понижения с 21,6 млрд долларов (по оценке на середину октября) до 21 млрд долларов.

Кассовые сборы в 2019-м до пандемии составили в общей сложности 42,5 млрд долларов.

Стоит добавить, что 2 декабря пошли разговоры о планах Берлинского кинофестиваля по переносу мероприятия. Администрация фестиваля, запланированного оффлайн с 10 по 20 февраля 2022 года, не склоняется в сторону виртуальной версии, а просчитывает другие сроки. Слухи об этом пошли сразу после анонса о проведении церемонии вручения премий Европейской киноакадемии онлайн (11 декабря).

Представитель Берлинале в разговоре с Variety сообщил, что фестиваль и сопутствующий ему Европейский кинорынок всё ещё планируются к физической версии, а планы на случай непредвиденных обстоятельств не обсуждаются. Тот же представитель уверяет, что о переносе на весну не может быть и речи, поскольку немецкое правительство в ближайшее время пересмотрит текущие протоколы по здравоохранению и установить более строгие правила.

Подписывайтесь на KKBBD.com в Facebook и ВКонтакте.
%d такие блоггеры, как: