Кино Книги

«Последняя дуэль»: книга против фильма

На самом деле не против

«Последняя дуэль» — тот редкий случай, когда сравнение фильма и книги будет абсолютно бесполезным. Ридли Скотт настолько удачно перенёс историю благодаря сценаристам Николь Холофсенер, Бену Аффлеку и Мэтту Дэймону, что нон-фикшн Ягера (всё же фамилия автора пишется так, но в издании на русском языке он «Джагер», имейте в виду) не соревнуется с картиной, а дополняет её.

Вообще история с экранизацией «Последней дуэли» довольно долго тянулась, как и многие проекты в Голливуде. Опубликованную в 2004 году книгу, сначала приобрела студия Paramount — снимать фильм планировал Мартин Скорсезе. Затем историей заинтересовался Фрэнсис Лоуренс, постановщик нескольких «Голодных игр». Наконец, в третий раз книгу купили уже для сэра Ридли — кому, как ни рыцарю снимать кино по книге о битве рыцарей? К слову, Ягер написал о разработке фильма отдельную книгу, она выйдет в следующем году.

Ягер говорит, что за 15 лет, что экранизация находилась в разработке, прочитал несколько версий сценария и считает, что финальная версия максимально точно отражает его книгу.

«Последняя дуэль» в русском переводе длится всего 270 страниц, но до чего же они захватывающие! Помимо главной истории Маргариты де Карруж, здесь можно узнать получше её супруга, Жана де Карружа, нравы французской знати конца XIV века, познакомиться с выскочкой Жаком Ле Гри и побывать на суде, который был весьма дотошно задокументирован. Профессор из UCLA, Ягер был одержим этой историей несколько лет и ездил в Нормандию и Париж, чтобы ознакомиться со всеми документами, и на их основе написать историю Маргариты, Жана и Жака. Там, где у него нет данных, Ягер честно об этом пишет, предполагая, что могло быть.

Если вы смотрели «Последнюю дуэль», то знаете, что картина состоит из трёх актов, каждый из которых сводится к одному и тому же событию. Карруж и Ле Гри были оруженосцами, первый происходил из благородной семьи, второй только-только пробился в высший свет благодаря знаниям и дипломатии. В то время как вспыльчивый и резкий Карруж всё больше терял связи со знатью, Ле Гри купался в роскоши, став фаворитом графа Пьера Алансонского (в фильме его играет Бен Аффлек). Положив глаз на красивую молодую жену Жана Маргариту (Джоди Комер), Ле Гри однажды вламывается к ней, когда муж и свекровь отсутствуют и берёт её силой. Девушка рассказывает обо всём мужу, и тот вызывает бывшего друга на дуэль. Проблема в том, что от её исхода зависит судьба Маргариты: если Жан проиграет, её сожгут на костре.

Джоди Комер в фильме «Последняя дуэль» (2021)

Мне бы хотелось спеть дифирамбы фильму Скотта, абсолютно незаслуженно провалившемуся в прокате — на мой взгляд это одна из лучших работ сэра Ридли, ровно как и один из лучших фильмов 2021 года — но хочется акцентировать внимание на некоторые вещи, которые не вошли в фильм, но будут важным дополнением к истории.

Многие решили решили, будто Ридли Скотт «прогнулся под повестку», сняв кино о защите чести поруганной дамы. Это не так. Ягер писал свою книгу в попытке изменить дискурс вокруг этой истории, сложившийся за многие столетия. Изнасилование действительно было серьёзным преступлением во Франции XIV века, но только когда дело касалось благородной дамы. К женам, пусть даже и именитым и богатым, относились как к вещам (это хорошо видно и по фильму), и «оскорбив лошадь, вы оскорбили всадника». По сути насилие над Маргаритой стало последней каплей в истории вражды Карружа и Ле Гри, и есть версия, что Жан подговорил жену выступить против Жака, чтобы вернуть себе земли (в книге вопросу землевладения отведено немало места, но не бойтесь, это интересно). Более того, в то время женщин наказывали гораздо сильнее, чем мужчин (и об этом Ягер тоже пишет) — за одно и то же преступление женщину могли казнить, а мужчина отделывался штрафом.

У Маргариты была слегка подмоченная репутация (отец дважды предавал короля, но чудом выживал и сохранял status quo), и потому её дело сразу стало скандальным. Она очень рисковала, заявляя об изнасиловании, ну а её супруг не отличался сантиментами и хорошо понимал, чем обернётся его проигрыш.

Что же касается Ле Гри, то с ним есть один очень любопытный момент. Адвокат Жака предлагал ему воспользоваться правом на неподсудность духовенства светскому суду — Ле Гри был не только оруженосцем, но и клириком. В таком случае дело ушло бы в церковный суд — и никакой дуэли. Однако Жак отказался от предложения адвоката (кстати, он вёл очень подробный дневник о защите и склонялся к виновности своего клиента), и принял вызов Жана на так называемый судебный поединок.

Дэймон, Аффлек и Холофсенер очень точно перенесли книгу на экран (конечно, не без драматизации), но в одном они очень серьёзно отошли от написанного — в самой сцене изнасилования. Смотреть эту сцену физически больно, но согласно книге Ягера, в реальности слуга Жака, Адам Лувель, принимал участие в насилии (обойдусь без подробностей). Скорее всего, на теле Маргариты остались следы, которые видел её муж, и потому не сомневался в правдивости её слов.

Поскольку Скотт снимает историю с трёх точек зрения, видно, как меняется восприятие персонажей. Так, герой Мэтта Дэймона кажется себе справедливым, храбрым и любящим, тогда как в версии персонажа Адама Драйвера он вздорный, взбалмошный и с женой обращается как с вещью. Тут стоит отметить, что вторая версия Карружа ближе к истине — его характер становится причиной всех неудач. Особенно интересно наблюдать за сценой, в которой Маргарита по требованию мужа целует Жака; игра Комер полна нюансов и зависит от точки зрения.

Книга Ягера структурирована иначе, она рассказывает всю историю последовательно, прибегая к флэш-форварду лишь в самом начале. Поэтому, если после фильма Ридли Скотта вам хочется узнать какие-то подробности, я искренне советую прочитать «Последнюю дуэль», которая не отнимет у вас много времени, но будет очень ярким дополнением к и без того прекрасному фильму.

1 comment on “«Последняя дуэль»: книга против фильма