Индустрия Кино

Сколько потеряет «Не время умирать»?

Мы никогда не узнаем, но можно попробовать

22 ноября в Variety был опубликован текст о том, что боевик «Не время умирать» может и стал самым кассовым фильмом эпохи пандемии COVID-19, но при этом он всё равно считается убыточным. Студия MGM эту информацию опровергает. Сложившаяся ситуация — ещё один повод поговорить о жизнеспособности многомиллионных проектов в современном прокате.

Действительно, на третьей неделе ноября в кассе «Не время умирать» насчитывалось 730 млн долларов, а это почти на 10 млн больше, чем у прежнего лидера, боевика «Форсаж 9». При этом у последнего был прокат в Китае, который, как мы уже помним, больше не очень-то жалует Голливуд, а 25-й фильм бондианы особенно отличился на родине в Великобритании (127,3 млн долларов), а в Северной Америке собрал 155,6 млн долларов. По сравнению со «Скайфоллом» (сборы в Северной Америке в 2021 году 304,4 млн долларов) это, конечно, слёзы, но и ситуация сейчас не та — публика в кинотеатрах сократилась, взрослый зритель не особо идёт, но студии продолжают делать вид, что прокат поднимается с колен.

«Не время умирать» стал первым фильмом, перенесённым из-за вспышки коронавируса на более позднюю дату. С 10 апреля картина переехала на 25 ноября, а затем постепенно съезжала всё дальше и дальше, пока не оказалась в осени 2021-го. Тогда, в марте 2020-го, аналитики предрекали студии потери от 30 до 50 млн долларов — всё было готово к апрельскому релизу, промо-машина работала в полную мощность.

Предполагалось, что выпуская «Не время умирать» в апреле, студия MGM недосчитается суммы в 300 млн долларов. Сейчас сложно сказать, сколько было потрачено в общей сложности на рекламную кампанию — она началась в 2019-м — особенно в связи с постоянными переносами. Возможно, имея на руках фильм с бюджетом 250 млн долларов (важно: это неофициальная цифра, которая используется в индустриальной прессе), MGM стоило принять предложение стриминг-платформ и продать его, но, как мы уже знаем, за продажей «Бонда» стоит совсем другая история.

Экономика голливудских фильмов — вещь непостижимая простому смертному. Так, в середине ноября сценарист Энтони МакКартен подал в суд на продюсеров фильма «Богемская рапсодия», утверждая, что он недосчитался положенных ему денег. Картина с бюджетом 55 млн долларов собрала 911 млн долларов в мире и считалась одним из главных успехов проката 2018 года. Однако, согласно Twentieth Century Fox Film Corporation, фильм не только не принёс прибыль, но и оказался убыточным — студия потеряла 51 млн долларов.

Авторы Variety смотрят с точки зрения обычной аналитики, без подводных камней голливудской экономики. Бюджет «Не время умирать» — 250 млн долларов, как минимум 100 млн долларов ушло на маркетинг и десятки миллионов были потрачены из-за подвижек в графике релизов на 16 месяцев. По данным источников издания, боевику нужно собрать в мировом прокате как минимум 900 млн долларов, только чтобы окупиться — а в наше время такая сумма кажется уже всё менее реальной. В итоге, по данным инсайдеров, близких к производству фильма, «Не время умирать» потеряет как минимум 100 млн долларов. Другие аналитики индустрии считают, что потери не дойдут до десятизначной отметки, но всё равно будут существенными.

MGM с такими расчётами не согласилась. В заявлении Variety говорится, что картина не только окупилась, но и принесла прибыль.

«Утверждения анонимных и плохо информированных источников, о вероятном убытке, которые понесёт фильм, не имеют никакого основания и, попросту говоря, не соответствуют действительности, — говорится в заявлении. — За прокатный период „Не время умирать“ превзошёл все наши ожидания, став самым кассовым голливудским фильмом в международном прокате, и обошёл „Форсаж 9“, получив звание самого кассового голливудского фильма за время пандемии. С выпуском фильма на PVOD, картина показывает отличные результаты, при этом продолжая собирать деньги в кинопрокате. „Не время умирать“ принесёт MGM прибыль, как отдельный фильм, так и будучи частью невероятной библиотеки студии».

Как мы помним, библиотека студии теперь принадлежит Amazon.

Также мы помним, что работа над фильмом сопровождалась рядом проблем. Поначалу «Не время умирать» должен был снимать Дэнни Бойл, но в августе 2018-го режиссёр покинул проект из-за творческих разногласий. К тому моменту Нил Пёрвис и Роберт Уэйд уже завершили работу над сценарием, но продюсеры так хотели заполучить Бойла, что были готовы забросить их версию. Режиссёр пригласил своего постоянного сценариста Джона Ходжа, чтобы переделать их работу. Вариант Бойла и Ходжа и стал камнем преткновения: их уход остановил разработку картины на долгие полгода и влетел студии в приличную (хоть и неназываемую) сумму.

Хаос, оставленный Бойлом, вторгся и в рекламное измерение бондианы — «Не время умирать» обещал стать вторым по количеству продакт плэйсмента фильмом франшизы. Поскольку режиссёр покинул проект за три месяца до начала съёмок, продюсерам пришлось убрать фильм из графика релизов с 25 октября 2019-го на неопределённое время. Посыпались многочисленные договорённости с крупными корпорациями. Бонд всегда был не только на службе Её Величества, но и на службе Его Высочества Маркетинга — бренды официально рекламировались в фильмах с самого начала бондианы. В ранних картинах проглядывали авиакомпания Pan Am и оружие марки Smith&Wesson. В 1964-м к франшизе присоединилась автомобильная марка Aston Martin, а в 1973-м — производитель шампанского Bollinger. Среди других марок, размещавшихся в бондиане, были Camel, Playboy, KFC, 7 Up и Toblerone. От нижнего белья, напитков и костюмов до часов, смартфонов и яхт — в кадр бондианы ничто не попадает просто так.

Страны также пытались вырвать у студии право находиться в кадре бондианы. Так, Норвегия заплатила 47 млн крон (5 млн долларов), чтобы страна оказалась в фильме, и, скорее всего, Италия, Ямайка и Фарерские острова тоже стали ключевыми локациями не просто так. Мэр итальянской Матеры, где снималась первая погоня фильма, посчитал, что местная экономика выручит 12 млн евро от работы кинематографистов.

Теперь представьте, что все эти марки (и страны) ожидали релиз «Не время умирать» в апреле 2020-го. Это значит, выпуск определённого продукта в определённое время (а то и заранее — часы Swatch из нового фильма продавались в России уже в феврале 2020-го), потраченные на это деньги и… отсутствие фильма в прокате. Мы вряд ли узнаем, как студия разрулила ситуацию со спонсорами, ровно как и сумму, потраченную фирмами на появление в кадре. В 2019-м году издание Mirror утверждало, что продакт плэйсмент в «Не время умирать» обошелся компаниям в рекордную сумму 75 млн фунтов (около 100 млн долларов).

Иными словами, когда у вас в 2021-м выходит кино с техникой 2019-го, это плохая идея.

Хотя MGM не считает 25-го Бонда убыточным, их утверждение оспаривается многими знатоками индустрии с чётким пониманием, сколько должен собрать фильм такого размаха, чтобы стать рентабельным (спойлер: продюсеры в 2019-м надеялись как минимум на 1 миллиард долларов).

Тем не менее, разговор о потенциальных убытках студии лишний раз заставляет Голливуд задуматься о новой реальности. А она такова: во время пандемии практически невозможно получить прибыль от проката многобюджетных блокбастеров. Все супергеройские фильмы, выпущенные в 2021-м («Шан-Чи и легенда десяти колец», «Вечные», «Отряд самоубийц 2»), а также прошлогодний «Довод» Кристофера Нолана, принесли производителям убытки в десятки миллионов долларов. А сколько потеряет Twentieth Century Studios из-за провала «Последней дуэли»?

Если сейчас окупаются недорогие хорроры, то что делать с дорогими фильмами? У студий не очень много вариантов действий. Выпустить сейчас — потерять деньги. Откладывать релиз, в ожидании благоприятной обстановки — похоронить кинотеатры. Надеяться, что кино окупится на премиальном VOD тоже не приходится. Фильмам, нацеленным на кинопремии, тоже приходится несладко: если «Отель „Гранд Будапешт“» в 2014-м собрал 179 млн долларов в мировом прокате, то очередной фильм Уэса Андерсона «Французский вестник» может и прошёл с помпой в Каннах, пока что собрал всего 32,5 млн долларов. Глава отдела проката компании Searchlight Фрэнк Родригез считает, что цифры «Отеля» вряд ли вернутся. Люди привыкают смотреть такое кино дома.

Владелец консультационной компании Franchise Entertainment Дэвид Э. Гросс говорит, что фильмы о супергероях во время пандемии будут собирать 75% от привычных сумм, жанровое кино — от 66% до 75%, а семейное кино как минимум 50%. Родригез предполагает, что фильмы предоскаровского сезона, выпускаемые в конце осени — начале зимы, теперь будут собирать в лучшем случае 30% от привычных сумм.

Индустриальная пресса снова заговорила о пиратах — Deadline сообщает, что «Не время умирать» стал самым популярным фильмом в ноябре. Фильм вышел на PVOD спустя 31 день после начала кинопроката, снова подняв тему кинотеатрального окна.

Тем временем, Netflix сообщает, что комедийный боевик «Красное уведомление» с участием Галь Гадот, Дуэна Джонсона и Райана Рейнольдса скоро станет лидером по количеству показов. На 23 ноября на счету картины 277,9 млн часов просмотров. Пока что первую позицию удерживает триллер «Птичий короб» с Сандрой Буллок (282 млн часов). Как говорится, запомним этот твит эти цифры.

Подписывайтесь на KKBBD.com в Facebook и ВКонтакте.

1 comment on “Сколько потеряет «Не время умирать»?

%d такие блоггеры, как: