Индустрия Кино

Китайская индустрия планирует новую пятилетку

На что надеется Голливуд?

Китай выдал четырнадцатый по счёту пятилетний план развития киноиндустрии. China Film Administration к 2025 году собирается увеличить количество экранов в стране до 100 000, а также выпускать по десять китайских блокбастеров-тентполов в год. Планы недалеко ушли от предпандемической пятилетки, но кризис подкосил и китайскую индустрию. Впрочем, она довольно быстро выбралась из него.

В 2020 году Китай стал крупнейшим в мире рынком по кассовым сборам, обогнав Северную Америку. Это было несложно, поскольку пандемия надолго закрыла американские залы, тогда как в Китае вирус удалось сконтейнировать гораздо быстрее и открытые кинотеатры показывали фильмы отечественного производства. На второй неделе ноября 2021-го кассовые сборы в Китае превысили 6,7 млрд долларов (43 млрд юаней). Лидером проката стал пропагандистский фильм «Битва при Чосинском водохранилище», вышедший в сентябре и собравший уже 885 млн долларов (5,65 млрд юаней).

Местные СМИ пишут, что к 2035 году Китай намерен стать «сильной кинематографической державой». Страна уже давно считается одним из важнейших мировых рынков, и в недавнем прошлом голливудские блокбастеры собирали отличную кассу, превращая мировые сборы из миллионных в миллиардные (как напоминает Deadline, студии получают лишь 25% от китайских сборов, и это всегда стоит держать в голове, рассуждая об удачах иностранных картин в Китае).

Но в 2020-м случилось страшное: Китай отказался от потенциальных голливудских хитов, в том числе и от картин Marvel, ставшими за последние годы популярными у китайских зрителей. При этом голливудские блокбастеры выходят, но с большим опозданием: недавно в прокате Китая потерпел крах диснеевский «Круиз по джунглям», собравший всего 3,4 млн долларов. Аналитики считают, что виной тому пиратство.

И хотя Китай всегда был очень непредсказуемым рынком — попадёт ли американский фильм в ограниченное количество иностранных прокатных картин заранее нельзя было предсказать — сборы на этом рынке всегда были основным фактором в принятии решений американских студий. Зачастую в блокбастеры добавлялись сцены, снятые специально для китайского проката. Прибегают и к цензуре: так, в трейлере сиквела «Топ Гана» японские и тайваньские флаги на куртке героя Тома Круза были удалены, чтобы китайские цензоры не отвергли фильм.

По данным Financial Times на конец октября 2021-го, Китай не видел ни одного фильма Marvel 2019 года, когда вышел «Человек-Паук: Вдали от дома». Ни «Чёрная Вдова», ни «Шан-Чи» так и не были показаны в стране, хотя последний снимался в расчёте на Китай. Вышедшие недавно «Вечные» также не получили слот в графике проката. Что смотрят китайские зрители? Всё тот же военный эпик про китайцев на корейской войне («Битва при Чосинском водохранилище») и другие местные фильмы. Китайский рынок всё больше отдаляется от Голливуда, поскольку ему больше не нужны американские фильмы, чтобы заманивать зрителей в кинотеатры. Теперь это с успехом делают картины китайского производства.

Топовыми американскими релизами 2021 года в Китае остаются «Форсаж 9» (215,3 млн долларов) и «Годзилла против Конга» (188,7 млн долларов). В допандемическом 2019-м в десятке лидеров проката Китая тоже значилось всего два голливудских фильма, но одним из них был «Мстители: Финал», собравший в стране более 600 млн долларов. В этом году героям Marvel не повезло с историей и высказываниями создателей.

«Шан-Чи и легенда десяти колец» с самого начала не очень-то жаловали в Китае из-за комиксового прошлого: в 1973 году, когда Шан-Чи только появился на страницах комиксов, его отцом значился Фу Манчу, один из самых стереотипных азиатских персонажей Marvel. На протяжении десятилетий история Шан-Чи переписывалась, но осадочек оставался. В 2017-м исполнитель заглавной роли Симу Лиу назвал Китай «страной третьего мира». Такого в Китае не прощают, ровно как и замечание лауреатки премии «Оскар» Хлои Чжао, заметившей в интервью в 2013 году, что в стране «вокруг одна ложь».

Изучающая медиа профессорша Университета Вирджинии Эйнн Кокас написала книгу Hollywood Made in China и предсказывает, что в будущем голливудские фильмы всё реже будут попадать в Китай. Всё больше и больше места отъедает кино китайского производства. В 2016-м таких фильмов было 50%, в 2018-м 60%, а в 2020-м 80%. Конечно, можно поговорить о том, что пиратство и ранние цифровые релизы убивают прокат американских фильмов, но это далеко не самая главная причина.

«На месте инвесторов я бы сильно обеспокоилась текущей стратегией студий, которые надеются на китайский рынок и на добро китайских цензоров, — говорит Кокас. — Снимать дорогущие фильмы в ожидании проката в Китае, не имея на это точных сведений, на мой взгляд, весьма безответственная финансовая стратегия».

Сейчас Китай разрешает прокатывать всего 34 иностранных фильма в год, причём в неделю, на которую приходится празднование дня образования КНР, в кинотеатрах показывают только местные картины. Представители американской киноиндустрии долгие годы ведут переговоры насчёт расширения квоты на показ иностранного кино, но ожидаемые в 2017-м переговоры по теме так и не состоялись.

Китай принимает жесткие меры в отношении собственной индустрии развлечений, потенциально сигнализируя о сокращении доступа на свой рынок. Профессор политологии Университета Южной Калифорнии Стэнли Розен специализируется на китайской политике и говорит: «Посмотрите, как в Китае критикуют так называемых „мальчиков-слюнтяев“, как закрываются фан-клубы звёзд K-pop, как закрываются репетиторские службы, преподававшие английский. Более того, английский больше не включается в выпускные экзамены в школах. Атмосфера такова, что всё иностранное считается опасным, и Голливуд здесь не исключение».

А что же стриминг в Китае? И здесь голливудские студии встречают препятствия. Ежегодный лимит иностранного контента составляет 30%, а цензура ужесточается. Студии уже выразили свои опасения торговым представителям США относительно рынков кинопроката и стриминга в Китае.

Financial Times считает, что задвигать китайский рынок пока рано. Всё тот же Розен говорит, что за пределами Северной Америки ни один рынок не приближается к Китаю. «В Индии есть население, но там очень трудно заставить людей поступать так же, как в Китае. Студии могут рассчитывать на Китай, но закладывать гораздо меньшие суммы в свои уравнения». По словам профессора, в Индии снимается больше всего фильмов в мире, но при этом цены на билеты низкие, а вкусы зрителей варьируются в зависимости от региона, что затрудняет распространение иностранных блокбастеров. Средний класс Китая гораздо больше восприимчив к голливудским постановкам. Но надолго ли?

Подписывайтесь на KKBBD.com в Facebook и ВКонтакте.

1 comment on “Китайская индустрия планирует новую пятилетку

%d такие блоггеры, как: