Книги

Как стать классной ведьмой: версия Терри Пратчетта

Почему надо прочитать книги о Тиффани Болен

Серию книг о ведьме Тиффани относят к YA, книгам для подростков, но их автор, покойный Терри Пратчетт, еще при жизни стал классиком фэнтези, а потому эту серию можно спокойно читать взрослым. Александр Фёдоров делится своими соображениями.

Недавно на русском языке вышла книга Марка Берроуза «Магия Терри Пратчетта» — биография знаменитого британского писателя. Мойё знакомство с его творчеством началось как минимум двадцать лет назад. Я неоднократно перечитывал разные книги цикла «Плоский мир», поэтому, что логично, не мог пройти мимо биографии.

В «Магии» Берроуз кропотливо и с явным интересом описывает жизненный и творческий путь Пратчетта. От школьной скамьи, где он никогда не вписывался в строгую систему образования, до работы в газетах и на атомной электростанции, женитьбы и борьбы с болезнью. Автор рассказывает, как будущий писатель впервые взял в руки книгу и как написал свой первый роман. Но самое главное, Берроуз разбирается, как появился, менялся и развивался «Плоский мир».

Берроуз очень точно подмечает, как постепенно меняется и формируется авторский стиль Пратчетта, как эволюционирует его подход к прозе. От неловкого юмора и поверхностных пародий в «Безумной звезде», до религиозной сатиры в «Мелких богах». Как Пратчетт учится писать женщин: поначалу они выходят у него плохо, но со временем он начинает лучше понимать, как работать с такими персонажами.

Читая «Магию», я словно со стороны рассматривал своё отношение к «Плоскому миру». Какие романы зацепили меня, что нравилось и не нравилось. Но когда речь зашла о позднем этапе творчества Пратчетта, я понял, что кое-что упустил. А именно книги о Тиффани Болен — подростковую серию, пятая книга которой стала последней для Пратчетта.

Я решил восполнить этот непростительный пробел, и взялся за историю Тиффани.

История Тиффани Болен разворачивается на протяжении нескольких лет. Место действия — Меловые холмы, ничем не примечательный участок земли, расположенный между Анк-Морпорком и Овцепикскими горами. Люди здесь в основном занимаются овцами: разводят, пасут, стригут и едят. Семья Тиффани веками жила на холмах и буквально впитала в себя их силу. Но, что ещё более важно, она внучка матушки Болен.

Матушка Болен — всем пастухам пастух и матриарх всех холмов. Люди ходили к ней за советами, она лучше всех разбиралась в овцах и способах их лечения (ответ почти всегда: скипидар). Для местных жителей она воплощала в себе суть Меловых холмов, их природу, силу и непоколебимость.

Прежде чем приступить к разбору отдельных книг, стоит специально упомянуть маленький свободный народец, пикстов — Нак-Мак-Фиглей. Одновременно пародия на шотландцев и волшебный народец, они обитают на холмах, раньше служили Королю и Королеве эльфов, обожают драться, пить, драться, воровать и драться. Ко всему остальному они относятся с подозрением. На протяжении пяти книг они присматривают за Тиффани и помогают ей справиться с проблемами.

А теперь подробно.

«Маленький свободный народец»

Первый роман о Тиффани. Он же самый простой. Девятилетняя Тиффани ещё не подозревает, кем ей предстоит стать в будущем, но девочка уже отличается острым умом и любознательностью. Благодаря способности всё хорошенько подмечать, она одерживает победу над духом с помощью сковородки и быстро заслуживает уважения Фиглей — они принимают Тиффани за могущественную ведьму.

Вскоре пропадает младший брат Тиффани, Винворт, которого, как выясняется, похитила Королева эльфов, заманив ребёнка в Волшебную страну. Тиффани берётся сама вызволить брата, а за подмогу ей отвечают Фигли. На короткое время она даже становится кельдой, главой местного клана пикстов. Вместе они отправляются в Волшебную страну, где им придётся столкнуться с кошмарами и самой Королевой.

«Маленький свободный народец» — классическая история о юной героине, которая должна побороть Зло. Однако Пратчетт не был бы Пратчеттом, если бы не добавил в историю множество дополнительных элементов. Сама Тиффани мало похожа на привычных персонажей подобных историй, а Фигли добавляют элемент плохо сдерживаемого хаоса. В дополнении к этому автор уже здесь поднимает тему, которая даст знать о себе позже (Пратчетт часто работал сразу над несколькими книгами): как обычные люди относятся к необъяснимому и как часто могут быть просто жестокими.

«Маленький свободный народец» — милое, хорошее начало серии, которое знакомит читателя с героями и миром.

«Шляпа, полная неба»

Во второй книге Тиффани уже одиннадцать лет и после столкновения с Королевой эльфов она решает стать ведьмой. По традиции, будущая ведьма должна пройти обучение у старших коллег, которые должны научить девочку основам мастерства и тайным премудростям. Так что Тиффани впервые покидает родные холмы и родную ферму и селится в домике тётушки Вровень, которая, как и полагается, обладает своими причудами.

На месте Тиффани быстро понимает, что вообще не представляла, что такое быть ведьмой. В этой профессии почти нет места магии и заклинаниям, зато хватает разных забот и не самой приятной работы. Вместе с тётушкой Вровень она начинает ходить по местных деревушкам, помогая местному населению: кого-то надо подлечить, кому-то белье постирать, помочь с родами, обмыть или просто подстричь ногти на ногах. Самое сложное — проводить человека в последний путь, посидеть с умирающим/ей, пока не придёт Смерть.

Всё это заставляет Тиффани считать, что она ошиблась по поводу ведьмовства. Особенно когда на сцене появляется Аннаграмма — увешанная браслетами и амулетами ученица местной ведьмы. Она, в отличие от товарок, считает, что ведьма должна постоянно проводить разные мистические ритуалы и творить магию. А забота от местных жителях — это всё пустое и не стоит внимания настоящей ведьмы.

Собственно, с этой проблемой и придётся разобраться Тиффани: какая она ведьма и действительно ли она наделена какой-то силой? Масла в огонь подливает древний дух, роитель, который с древних времен бродит по Диску в поисках могущественных индивидуумов. И находит Тиффани, из-за чего девочка обретает невероятную силу.

В «Шляпе» Пратчетт постепенно расширяет мир Тиффани, делает его глубже. Важная роль достается незабвенной матушке Ветровоск (вы встречали ее во «взрослом» цикле Пратчетта о ведьмах), которая ещё в первой книге замечает в девочке особенную силу. Писатель всегда с особой любовью относился к ведьмам, но здесь в очередной раз повторяет, что способность творить невероятные вещи — далеко не так важно, как умение творить обычное, заурядное добро каждый день. А вместо магии у ведьмы есть… об этом узнаем в следующей книге.

«Господин Зима»

Прошло ещё два года. Тиффани успела стать успешной молодой ведьмой, сумев даже наладить контакт с самой матушкой Ветровоск. Но обучение продолжается, и теперь она живет с госпожой Вероломной. Очень пожилая ведьма, она давно лишилась зрения, но в качестве глаз использует окружающих животных и насекомых. Вероломна уже много лет присматривает за местными деревнями и слывёт ведьмой сильной и очень страшной.

Тиффани уже довольно уютно чувствует себя ведьмой, но однажды совершает непростительную ошибку: вмешивается в танец зимы и лета. Так они привлекают к себе внимание Зимовея, зимней стихии. Правда, Зимовей сам плохо понимает, что именно он чувствует, да и что такое, собственно, чувства. Он точно знает, что испытает ЧТО-ТО к молодой ведьмачке, и намерен разобраться в этом.

Пока Зимовей рыщет по миру в поисках ответов, Тиффани узнает о существовании боффо. С помощью боффо Пратчетт идеально описывает, насколько важны для обычных людей традиции и суеверия. Боффо назван в честь магазина шуток и приколов, расположенного в Анк-Морпорке. Так можно заказать всякую всячину, включая всё необходимое для создания образа настоящей ведьмы. Например, парочку пугающих черепов или паутину, которая красиво свисает в тёмных уголках и не требует пауков.

Несмотря на то, что Господин Зима вынесен в название книги, он — далеко не самый важный персонаж. Да, он постоянно присутствует на заднем плане, создавая снежинки и айсберги с лицом Тиффани и угрожая заморозить весь мир, но самым интересным всё равно остаётся путешествие молодой ведьмы. Тиффани, успевшая набраться знаний и опыта, начинает задумывать над своим местом в иерархии ведьм. С этим ей предстоит окончательно разобраться в последней книге серии. А пока она демонстрирует старшим товаркам, что сама в состоянии разобраться с проблемами, которые создала.

«Господин Зима» — самый легкий и даже смешной роман серии. За юмор отвечает нянюшка Ягг, врывающейся в повествования ураганом из хитрых подмигиваний и пошлых намёков. Вместе с тем это очень трогательная история взросления Тиффани, которой вскоре предстоит столкнуться с самой страшной проблемой.

«Платье цвета полуночи»

На Меловых холмах никогда особо не любили ведьм: к странным старушкам, которые знают непонятые слова, всегда относились подозрительно. Однажды из-за этого даже погибла невинная бабуля. Но Тиффани жители холмов приняли. Ведь она своя, родная. Внучка матушки Болен, дочка Джо Болен. Мел, как говорится, у неё в крови. Да, порой она слишком много о себе думает, но ведь она ведьма, а ведьмам положено так себя вести.

Здесь стоит вспомнить об ещё одном персонаже серии, который возникает регулярно и играет немалую роль в третьей и четвертой книгах. Роланд, сын барона. В первой книге Тиффани вытаскивает его из Волшебной страны, а в продолжениях он становится близким другом молодой ведьмы. Мальчик, с которым никто не может дружить, и девочка, с которой никто не хочет дружить, они быстро сходятся на почве одиночества и на протяжении двух книг регулярно обмениваются письмами. Роланд даже на короткое время становится Героем и при поддержке Фиглей находит Госпожу Лето.

В четвертой книге отношения Тиффани и Роланда претерпевают сильные изменения. Их дружба так и не переростает в романтические отношения: Тиффани слишком занята ведьмовством, а Роланд в итоге находит себе другую, Летицию. (Немного странно, но Пратчетт дал одно имя двум разным регулярным персонажам.) Но несмотря на это между ними сохраняются тёплые отношения. Поэтому, когда Роланд начинает вести себя отстранённо, Тиффани начинает подозревать неладное.

Неладным оказывается дух, Лукавец, который ненавидит ведьм. Он жаждет их уничтожить, и для этого внушает людям ненависть к ним. Но это ненависть тихая, незаметная, таится глубоко внутри. Она начинается с подозрений, зависти, с тихих мыслей: «Да что эти ведьмы вообще знают. Нацепили свои остроконечные шляпы, возомнили о себе всякое, думают, что лучше других». И постепенно Лукавец разрастается, залезает в головы, а мысли становятся всё громче и громче.

Четвертая книга о Тиффани получилась самая взрослая и серьёзная. Пратчетт обращается к теме толпы, массовой ненависти, которая ничем не обоснована и просто существует в вакууме. К перешептываниям и подозрительным взглядам. И Тиффани приходится с этим разбираться, упорно гнуть свою линию, несмотря на окружающих. Разговор о ненависти принимает совсем пугающий оборот в сюжете о господине Пенни, чьи действия приводят к пугающим последствиям.

Но не стоит думать, что «Платье цвета полуночи» — какая-то особо мрачная книга. Нет, в ней всё также есть место юмору и интересным персонажам. Особенно когда на сцене появляется нянюшка Ягг.

«Пастушья корона»

В последней книге серии происходит… немыслимое. (Спойлер для книги, которая вышла в 2015 году). В «Пастушьей короне» умирает матушка Ветровоск. Главная ведьма, которая много лет помогала всему миру, уходит из жизни спокойно, во сне, предварительно выбрав место для своей могилы, и хорошенько убравшись в своём домике. Домик она завещает Тиффани.

По сюжету, главной проблемой для Тиффани становятся эльфы: после смерти матушки Ветровоск они почувствовали, что мир людей остался беззащитен и начинают устраивать набеги, хулиганить, грабить и мешать жителям Ланкра и Меловых холмов. Руководит ими безжалостный Душистый Горошек, который сверг Королеву эльфов, оборвал ей крылья и выгнал в человеческий мир.

Но это физическая проблема, с которой (при поддержке других ведьм), придётся разбираться Тиффани. Гораздо сложнее ей будет понять, кто она на самом деле и какой ведьмой хочет быть. Одновременно занимаясь Ланкром и Меловыми холмами, в попытке помочь как можно большему количеству людей, Тиффани постоянно забывает о себе и близких, теряет связь с родной землей.

Помощь приходит откуда не ждали. Джеффри, младший сын местного дворянина, решает стать ведьмой (ведьмаков в этом мире нет) и заделывается к Тиффани в ученики. Джеффри очень странный молодой человек. Он легко успокаивает людей и способен находить контакт с любым. Он всё схватывает на лету и мастерски летает на метле. Рядом с ним всегда козлик по имени Мефистофель, который умеет считать, ходить в туалет и вообще животное довольно подозрительное.

В конечном счете, прогнав эльфов обратно в Волшебную страну, Тиффани поймет, что не надо пытаться повторять путь матушки Ветровоск. Вместе этого она пойдёт своей дорогой и вновь станет полноценной ведьмой Меловых холмов. Такой же, как когда была матушка Болен.

«Пастушья корона» — не только последний роман о Тиффани, но и последний роман Пратчетта. И, если честно, в нём чувствуется некая незавершенность. Пратчетт обычно долгое время полировал свои книги, дописывая и переписывая отдельные моменты, дополняя и поправляя сюжет. И он явно не успел докрутить эту историю, несмотря на достойный финал. Тот же Джеффри смотрится очень странно и не играет в сюжете особо важной роли, кроме того, что становится мужчиной-ведьмой, чего раньше не бывало. В целом его можно тихонько вырезать из книги и ничего особенно не изменится. Он, как и Мефистофель, раскрыт очень плохо и остается довольно плоским и поверхностным персонажем, особенно на фоне других героев.


Так о чём, собственно, эта серия? В первую очередь о взрослении. На протяжении пяти книг мы наблюдаем, как растёт и меняется Тиффани Болен. Как из маленькой, но смышленой девочки она превращается в уверенную в себе девушку, которая точно знает, чего хочет от жизни. На глазах читателя она познаёт мир и его правила, как люди относятся друг другу, как грустят и радуются.

Это серия о жизни в целом. О том, как можно находить радость в обычных, рядовых вещах. Как эти самые рядовые вещи могут порой казаться настоящими чудесами. Рассвет, любимая кровать, хорошая книга, добрые друзья. Эти и многие другие мелочи делают мир лучше, а жизнь — ярче.

Это серия о Плоском мире. Обычном Плоском мире, где встречаются эльфы и древние духи, гномы делают летающие метлы, а гоблины работают над паровозами. Но вместе с тем, это мир, в котором живут самые обычные люди, занятые повседневными делами. Они живут, работают, любят, ненавидят, иными словами, такие же, как и мы.

Это серия о деревенской жизни, которую так любил Пратчетт. О простой жизни, посвященной работе и семье. Когда работаешь весь день, вечером пропускаешь с друзьями стаканчик пенного в пабе, слушаешь байки стариков, сытно ужинаешь дома в кругу семьи. Всё это любил Пратчетт. Любил работать руками. Любил выпить в пабе. Послушать байки стариков. Любил свою семью.

Это серия о том, как изменились с годами Пратчетт и Плоский мир. Как цикл не стоял на месте, а оброс мифологией, легендами и интересными персонажами. Как один британский автор однажды решил спародировать жанр фэнтези, но в итоге вдохнул жизнь в одни из самых потрясающих книг в истории литературы.

В общем, о Тиффани Болен стоит прочитать вне зависимости от того, любите вы Плоский мир или нет. Просто потому что это очень хорошие книги.

Подписывайтесь на KKBBD.com в Facebook и ВКонтакте.
%d такие блоггеры, как: