Индустрия Кино

Голливуд не остановится

Объясняем, почему

Ещё несколько дней назад голливудские продюсеры придумывали планы на случай забастовки Межнационального союза рабочих кино, телевидения и театров США и Канады (IATSE). Требования профсоюза никак не могли найти отклика в высших эшелонах голливудской власти и отсутствие решение грозило бессрочной остановкой всех проектов. В итоге соглашение было достигнуто.

Что такое IATSE

Это профсоюз, представляющий более 150 000 квалифицированных работников как с творческой, так и с технической стороны, занятых в индустрии развлечений (от театральных постановок до теле- и киносъёмок, а также в организации выставок) США и Канады. Он был основан в 1893 году, когда представители рабочих сцены из 11 городов встретились в Нью-Йорке и пообещали взаимную поддержку в усилиях по установлению справедливой зарплаты и условий труда. С тех пор IATSE прошла огромный путь, постепенно включая в себя всё новые и новые профессии.

6 ноября 1996 года Ассоциация независимых коммерческих продюсеров (AICP) и IATSE подписали первое в истории соглашение между двумя организациями. В нём устанавливалаиь заработная плата и условия труда, применимые к техническим работникам кино- и телеиндустрии, а также специалистам, занятым в производстве рекламных роликов.

В 1998 году внутри IATSE создали пять отделов: сценическое искусство, кино- и телевизионное производство, организация, выставки и отдел по делам Канады. В 2011-м добавили отдел коммуникаций, а в 2012-м организационный отдел преобразовали в отдел сценического искусства. Добавили два новых отдела: образование и обучение, а также телерадиовещание.

Одна из важных инициатив IATSE — программа помощи в трудовом обучении (LEAP), запущенная в 2009 году. Благодаря ей оплачивается учёба на курсах трудового обучения, которые проводятся профсоюзами. Вслед за LEAP был учрежден фонд подготовки для обучения в области безопасности и повышения квалификации членов IATSE.

Что случилось

Трехлетний контракт IATSE и Альянса кино- и телевизионных продюсеров (AMPTP) истекал 31 июля 2021 года. Но разгорелся спор насчёт базового голливудского соглашения (Hollywood Basic Agreement), относящегося к Лос-Анджелесу, и стандартных соглашений (Area Standards Agreement), распространявшихся на остальную часть США и Канады. IATSE требовала:

  • Увеличения минимальной заработной платы (до 25.08—$25.95 в час);
  • Утвержденного минимума между концом одного рабочего дня и началом второго;
  • Отмены текущей классификации стриминг-платформ как «новых медиа» (из-за чего всем работникам понижали зарплаты);
  • Мер по переубеждению студий, решивших отказаться от обеденных перерывов.

Истекавший 31 июля договор был третьим крупным соглашением, которое AMPTP заключал во время пандемии. В июле 2020 года получилось добиться соглашения с Гильдией сценаристов (WGA), а спустя месяц, заключили договор с Гильдией актеров (SAG-AFTRA). Режиссерская Гильдия (DGA) успела подписать соглашение с Альянсом 5 марта 2020, за несколько дней до локдауна.

Ратификация истекавшего 31 июля контракта IATSE и AMPTP прошла три года назад и стала причиной одного из самых жарких споров в истории профсоюза. Он был ратифицирован 308 голосами против 73-х, причём все голоса «против» принадлежали Гильдии монтажеров, чья позиция по отношению к договору была критической на протяжении нескольких месяцев. Камнями преткновения в 2018-м стали сокращение чрезмерно долгих рабочих дней, формирование пенсионных и медицинских фондов. В этих областях в итоге удалось добиться успеха.

Тогда президент IATSE Мэттью Лоэб (недавно избранный на новый срок) назвал соглашение «огромной победой квалифицированных специалистов, которые воплощают фильмы в жизнь». Контракт обещал 750 млн долларов в виде новой зарплаты и 153 млн долларов в фонд медицинского страхования.

Как чуть не началась забастовка

С 17 мая по начало июня 2021-го разговор между IATSE и AMPTP длился уже три недели и результаты не обнадёживали. Спустя ещё одну неделю, переговоры пришлось свернуть — по словам представителей профсоюза, прогресса не наблюдалось. Обычно переговоры по таким соглашениям длятся максимум две недели.

Переговоры отложили до 6 июля, а Гильдия операторов выпустила коммюнике, в котором говорилось следующее: «Несмотря на то, что мы продолжаем оказывать давление на работодателей с целью разработки ими предложений, учитывающих наши приоритеты, мы не находим общего языка в наиболее важных областях. (…) 2020 год доказал, что работодатели способны организовать безопасные рабочие места, а наши предложения относительно периодов отдыха, перерывов на обед и Fraturdays (Съёмочный период в ночь с пятницы на субботу. — Прим. ред.) дней призваны, наконец, отменить опасные условия труда, существующие в нашей отрасли».

В начале июня удалось добиться прогресса в вопросах разнообразия и инклюзивности, но с экономической стороной дело обстояло сложнее. Одним из основных вопросов в переговорах было финансирование программы пенсионного обеспечения и здравоохранения для киноиндустрии: до пандемии она приближалась к критическому статусу. Профсоюз предложил новые источники финансирования за счет компенсаций за повторные показы на стриминг-платформах и увеличения взносов работодателей, в то время как компании хотят большего разделения затрат между работниками.

По словам представителей профсоюза, остаточный денежный поток и компенсация за повторы на стримингах за последние пять лет увеличиваются, из-за активного перехода на стриминг-платформы:

  • В 2016 году гонорарный фонд профсоюза составлял 433,9 млн долларов, но на стриминг приходилось только 80,7 млн долларов — то есть, 18,6%;
  • В 2017-м стриминговая часть увеличилась до 122,9 млн долларов и составила 27,7% от 443,5 млн долларов гонорарного фонда;
  • В 2018-м стриминг-сервисы выплатили 137,7 млн, что составило 30,6% от 450,2 млн долларов гонораров;
  • В 2019-м 177,6 млн долларов от стриминг-платформ составили 38% от гонораров в 467,1 млн долларов;
  • Пандемия в 2020-м увеличила стриминговые выплаты до 215,4 млн долларов, что равнялось 43,5% от 498,5 млн долларов.

Поскольку договориться так и не получилось, 20 сентября IATSE призвала участников к забастовке.

«Сегодня AMPTP проинформировал IATSE о нежелании отвечать на наше комплексное предложение, предоставленное более недели назад, — заявили лидеры профсоюза. — Отказ от продолжения переговоров может быть истолкован однозначно: им просто не хочется разбираться с основными проблемами, которые мы поставили перед Альянсом с самого начала. В результате мы проведем общенациональное голосование за проведение забастовки, чтобы продемонстрировать нашу приверженность достижению давно назревших изменений в индустрии».

Голосование за проведение забастовки прошло с 1 по 3 октября. 98,68% участников IATSE поддержали профсоюз. Если в ближайшие дни глава IATSE Мэттью Лоэб и глава AMPTP Кэрол Ломбардини не достигли бы соглашения, Голливуд ждала опасная ситуация: бессрочная остановка работы над всеми текущими проектами. Пресса вспоминала забастовку Гильдии сценаристов в нулевых: с 5 ноября 2007 по 12 февраля 2008 года 12 000 кино- и телесценаристов прекратили свою работу, требуя новых условий оплаты труда в связи с выросшей ролью интернета в индустрии развлечений. Последствия были чудовищными: более 60 сериалов пришлось закрыть, что привело к падению рейтингов и потере телеканалами десятков миллионов долларов прибылей от рекламодателей. В общей сложности забастовка обошлась экономике Лос-Анджелеса в 3 млрд долларов.

13 октября IATSE назначил дату начала забастовки: 18 октября. 60 000 представителей союза были готовы остановить работу. Лоэб сказал: «Без точной даты, переговоры могут длиться вечность. Наши работники заслуживают немедленного решения своих основных потребностей». Если бы Союз и Альянс не договорились, то это привело бы к первой забастовке IATSE за всю 128-летнюю историю организации.

Новый договор

В субботу, 16 октября, IATSE и AMPTP достигли соглашения и подготовили новый трёхлетний договор. Лоэб прокомментировал это так: «Настоящий голливудский финал. Мы стояли на своём. В нашем профсоюзе упорные и дружные люди. Мы столкнулись нос к носу с представителями самых богатых и влиятельных развлекательных и технологических корпораций мира и достигли соглашения, которое отвечает потребностям наших участников. Солидарность это не просто слово. Это способ решить проблему».

Одна из основных договорённостей была достигнута в плане увеличения заработной платы и условий рабочих на проектах стриминговых платформ, а также обязательный 10-часовой отдых между сменами. День Мартина Лютера Кинга стал выходным. Перечислим все пункты:

  • Достигнут прожиточный минимум;
  • Улучшились заработные платы и условия работы для сотрудников стриминг-платформ;
  • Зарплата будет повышаться на 3% ежегодно;
  • Установлены выгоды, которые будут обеспечивать работодатели;
  • Введены повышенные штрафы за отсутствие обеденного перерыва;
  • Период между сменами равен десяти часам — без исключений;
  • Отдых на выходных должен составлять 54 и 32 часа;
  • Выходной в день рождения Мартина Лютера Кинга;
  • Поддержка инициатив по разнообразию, равенству и инклюзивности;
  • 13-я и 14-я зарплата сотрудникам, вышедшим на пенсию до августа 2009 года;
  • Распространение больничного на всю страну.

Голливуду удалось избежать сурового столкновения с реальностью. Как рассказал THR инсайдер из актёрского агенства, стоимость забастовки, даже самой короткой, принесло бы студиям убытки гораздо больше, нежели затраты на выполнение требований профсоюза.

Подписывайтесь на KKBBD.com в Facebook и ВКонтакте.
%d такие блоггеры, как: