Site icon kimkibabaduk

Надо поговорить о прокате нового фильма Апичатпона Вирасетакула

Американский прокатчик фильма Апичатпона Вирасетакула «Память» принял решение о доволно необычном релизе. Картина с участием Тильды Суинтон не выйдет одновременно в нескольких сотнях кинотеатров (вряд ли фильм может рассчитывать на широкий релиз в 3-4 тыс. кинотеатров Северной Америки). Вместо этого, дистрибьютор Neon готовит «осознанный и методичный подход к прокату».

«Память» будут показывать постепенно, из одного кинотеатра в другой, из города в город, неделю за неделей, пишет IndieWire. Мысль в том, чтобы представить «Память» как своего рода постоянную выставку произведения искусства: после завершения проката, фильм не будет доступен ни на одной платформе — ни на стриминг-сервисах, ни на DVD, ни на других носителях. То есть, увидеть его дома американский зритель не сможет.

Прокат начнётся 26 декабря в нью-йоркском IFC Center, где «Память» покажут в течение недели. Затем фильм «переедет» в следующий город и постепенно «объедет» всю страну. Каждый такой «перформанс» будет доступен в течение заранее определённого и конечного периода времени. Зрителям будет предложено погрузиться в гипнотическую атмосферу фильма Вирасетакула, который получил в этом году приз жюри Каннского фестиваля.

Сам режиссёр говорит: «Смотреть „Память“ необходимо в кино, и возможно, только в кино. Давайте поочередно примем темноту и мечты». Тильда Суинтон, будучи защитницей кинопроката, заявила, что «Память» идеальный фильм для кинотеатров. «Большой экран или смерть… Через вселенную, на веки вечные».

Основатель и генеральный директор Neon Тим Куинн описывает план проката «Памяти» так: «По-настоящему отдать дань уважения этой экзистенциальной жемчужине можно было лишь построив своего рода передвижную Мекку кино».

Опыт Neon нельзя назвать первым в кинопрокате. В начале 2011-го режиссёр Кевин Смит поссорился со всеми прокатчиками и решил выпускать свой «Красный штат» ровно таким же образом. На кинофестивале «Сандэнс» Смит устроил аукцион по прокату фильма и продал эти права самому себе за 20 долларов. Выходка режиссёра тогда была очень негативно принята прессой — вообще идея о том, что автор фильма будет лично прокатывать его по стране, казалась возмутительной. «Такое ощущение, что Смит вылил огромную дозу бензина на отношения между прокатчиками инди-фильмов и зажег спичку. Некоторые окружающие решили, что Смит наконец-то взорвётся», — писала Ким Мастерс в THR. Аналитики утверждали, что режиссёр сорвался — отчасти из-за крайне нелестных комментариев в сторону прокатчиков — ну а критики, с которыми у Смита отношения и без того не ладились, подняли режиссёра на смех.

В апреле 2011-го Кевин Смит заявил, что «Красный штат» уже отбил своё бюджет, собрав 1 млн долларов от первого тура. Ещё 1,5 млн долларов пришлись на продажи прав за границу и 3 млн долларов режиссёр получил от сервисов VOD.

Смит лично ездил с фильмом по Штатам — конечно, Вирасетакул этим заниматься не будет. Маша, комментируя новость в телеграме, совершенно справедливо заметила: «В некотором смысле это продолжение тренда нулевых на взаимопроникновение современного искусства и кино, верхней точкой которого стало присуждение Золотой пальмы „Дядюшке Бунми“ Верасетакуна же. Джо (так режиссера называют для краткости) и сам современный художник, более того — именно это является его основным источником заработка. Дистрибьютор Neon применяет чисто галерейный подход, практикуемый в случае видеоарта: никакого стриминга, все только в системе галерейной дистрибуции. Интересный и даже логичный ход, вряд ли он может быть оправдан в каких-то других случаях».

Также Маша напомнила про фильм «Зидан: Портрет 21-го века». Ранний эксперимент в мультикамерной съёмке, «Зидан» был приурочен к окончанию футбольной карьеры спортсмена. В фильме отсутствует нарратив, в нём засняты только передвижения Зидана по полю. По сути, это чистый видеоарт, премьера которого прошла в 2006-м на Каннском кинофестивале вне конкурса, после чего фильм выпустили в прокат во Франции. За пределами Франции «Зидан» показывался не только в кинотеатрах, но и по прямому назначению, как говорит Маша — на выставках современного искусства.

Трейлер фильма «Зидан: Портрет 21-го века» (2006)

Решение Neon выпускать «Память» в кинотеатрах смотрится как попытка прокатчика нащупать специальный подход к особому фильму. Действительно, созерцательное кино Вирасетакула многие считают типично «фестивальным», что порождает некоторое пренебрежение. Но на деле это авторское высказывание, которое имеет такое же право на существование, как и новые блокбастеры Marvel. Можно только поздравить Neon с хорошей идеей, но при этом придётся поставить под сомнение отказ от релиза фильма на домашнем видео — таким образом, отсекается ряд зрителей: от тех, в чей город не привезут фильм и тех, кто испытывают физические затруднения, до тех, кто не ходит в кино по соображениям собственной безопасности во время пандемии COVID-19.

С одной стороны Neon превращает фильм Вирасетакула в произведение искусства — вы не можете посмотреть на оригинал «Моны Лизы» онлайн, придётся ехать в Лувр. С другой стороны, в Европе у картины другие прокатчики, и американские поклонники режиссёра наверняка найдут способ посмотреть «Память» после окончания проката. Известно, что в некоторых странах фильм будет показывать сервис MUBI.

Подписывайтесь на KKBBD.com в Facebook и ВКонтакте.
Exit mobile version