Книги

Где читать о книгах

Читают все меньше? А может, просто не знают, что искать?

По нашей просьбе литературный критик Сергей Лебеденко поделился основными источниками информации о книгах.

Каждый год консалтинговая компания Deloitte проводит замеры медиапотребления в России. Предмет исследования широкий — от видеоигр и подкастов до, собственно, книг. Выводы прошлогоднего исследования трудно назвать утешительными: на фоне пандемии и закрытия книжных магазинов доля печатных книг в медиапотреблении сократилась на 6 % (среди подростков — на 13 %). Электронные книги такого обвала интереса не показали, но и роста не видно: количество читателей электронных книг за 2020 год сократилось на 1 %.

В целом же читателями оказались около 40 % респондентов — примерно такая же доля опрошенных играет в видеоигры.

Все это — на фоне падения книжных тиражей. Сейчас в стране печатают столько же книг, сколько в 1940 году, средний тираж книги — 2-3 тысячи экземпляров (и то — при хорошей погоде). Еще пять лет назад цифры были гораздо выше. В таких условиях выигрывают авторы с уже давно созданной репутацией и известностью, как пишет Уильям Дерезевиц в книге «Экономика творчества в XXI веке»: пока длинный «хвост» продаж увеличивается (наименований книг больше, но тиражи все меньше), основной куш срывают Стивен Кинг, Виктор Пелевин или Джордж Мартин, писатели, создавшие себе имя еще в доинтернетную эпоху. Диспропорция, кстати, распространяется не только на книжный рынок: в начале 1980-х годов 80% дохода в музыкальном бизнесе получали те, кто входил в топ-20% контента. Теперь это топ-1%. То есть, тенденция скорее общая на рынках искусства.

На этом фоне критики торопятся винить читателей в том, что они не интересуются книгами. В недавнем посте на «Яндекс.Дзене» Галина Юзефович, описывая кризис института критики, резюмирует: «Российский читатель в среднем понятия не имеет, зачем критика ему лично, чего он от нее ждет и ждет ли вообще хоть чего-то». При этом основным мерилом существования институции является почему-то доход критиков и их профессиональный статус, то есть апелляция идет к иерархическим структурам в культуре двадцатилетней давности, где авторы книжных рубрик в центральных медиа и редакторы «толстых журналов» действительно обладали своего рода монополией на интерпретацию книжных новинок и производства культурных смыслов. С тех пор монополия разрушилась, критиков-профессионалов действительно мало, — но это не означает, что их нет, что института критики не существует — и, больше того, что нет запроса на критику. (Замечу в скобках, что такая же ситуация сложилась сегодня в сфере кино-производства и потребления, при этом кинокритику хоронить никто не торопится.)

Возможно, дело обстоит ровным счетом наоборот. Поскольку читатель не знает, где искать информацию о книжных новинках, он и не готов тратить деньги на неизвестный продукт. Вот и кочуют каждый год из списка в список Кинг, Пелевин и Устинова.

Свою роль играет и подорожание книг на фоне кризиса производства бумажной продукции и ее подорожания.

Это подводит нас к вопросу: где читать о книжных новинках?

Список не исчерпывающий. Возможно, какие-то позиции ускользнули из моего внимания. Но цель гида не в этом, а втом, чтобы показать, во-первых, где узнавать о новинках, а во-вторых, что никакого кризиса по крайней мере на стороне производителей «критических смыслов» нет.

Онлайн-ресурсы

«Прочтение», prochtenie.org, инстаграм @prochtenie

В этом году «Прочтению» исполняется 15 лет, это один из старейших отечественных онлайн-журналов о литературе. Редакторы работают в Санкт-Петербурге, сайт зачастую функционирует на добровольной основе, что не означает отсутствие популярности: отдельные рецензии на сайте могут набирать тысячи и десятки тысяч просмотров.
При этом на «Прочтении» оперативно выходят рецензии на новинки зарубежной и русскоязычной художественной литературы и комиксов, так что смелый слоган «маяк в океане литературы» портал вполне оправдывает.

Также на сайте существует раздел «Опыты», где молодые (в смысле, не очень опытные, никакого эйджизма) писатели могут опубликовать свою прозу и поэзию, пройдя экспертный отбор.

«Горький», gorky.media, инстаграм @media.gorky

Один из главных литературных порталов рунета недавно отметил шестилетие. На «Горьком» пишут о широком спектре литературных тем: от образа России в комиксах и творчества Йена Макьюэна до анализа ужасов сравнительно малоизвестного обэриута Липавского.

Пишут регулярно и о новинках, но с упором на нон-фикшн и неочевидные релизы. Часто на сайте выходят отрывки из новых книг или интервью с их авторами и переводчиками. При этом многие из этих книг, например, книги издательств HylePress или Издательства Европейского университета в Санкт-Петербурге не найти в сетевых книжных: придется идти в один из независимых книжных в вашем городе. И если в Москве или Питере с этим проблем нет, то в регионах независимые книжные днем с огнем не сыщешь. Возможно, это повод их поддержать.

Еще один ценный раздел сайта: «Книжная полка», где собраны книги на интересные, но неочевидные темы — от антропологии космоса до истории колдовства в России.

«Литературно», literaturno.com, инстаграм @takliteraturno

Портал широкого профиля: от литературных новостей до интервью с писателями и критиками — ценный своей ежемесячной рубрикой с обзором новинок: в подборки попадают книги, рассчитанные на массового читателя, и зарубежные, и отечественные. Обзоры достаточно короткие, при этом содержательные и позволяют понять, о чем книга и стоит ли ее брать. Вдобавок, большие рецензии на сайте тоже публикуются.

«Горящая изба», burninghut.ru, инстаграм @burninghut.ru

Издания, посвященное положению женщин в обществе, не специализируется на книгах, но регулярно о них пишет. Здесь публикуются отрывки из грядущих новинок, подборки современных российских писатель_ниц и — иногда — рецензии.

«Год литературы», godliteratury.ru, инстаграм @godliteratury.ru

В отличие от других порталов в этой подборке, «Год литературы», как нетрудно догадаться, был создан в Год литературы под крылом (ныне ликвидированной) Роспечати. Неудивительно, что новостная лента сайта напоминает государственное информагентство. И все-таки авторы портала регулярно пишут о новинках книгоиздания, в том числе о финалистах и победителях отечественных литературных конкурсов, а еще о самых интересных мероприятиях, связанных с литературой.

ReadRate, readrate.com, инстаграм @readrate

Портал рейтингует литературу разной тематики, и этим заслужил себе репутацию, но новинки здесь тоже регулярно и со вкусом обозревают.

«Мир фантастики», mirf.ru, телеграм

Портал, не нуждающийся в представлении: здесь следят за всеми новинками в области фантастики, в том числе за книжными, и публикуют обстоятельные рецензии. Отдельного упоминания заслуживает раздел с фантастическими рассказами молодых авторов, а также спецпроекты печатного журнала «Мир фантастики»: «100 главных фантастических комиксов», «100 главных фантастических книг», «Киберпанк». Ежемесячные обзоры новинок фантастической литературы занимают заметную часть печатных версий журнала.

Янг-эдалт и детская литература

«Библиогид», bibliogid.ru, вк @bibliogid

Портал Российской государственной детской библиотеки, на котором публикуются рецензии на детскую литературу — тоже широкого профиля: здесь и научпоп, рассчитанный на читателей всех возрастов, и фикшен для детей и подростков. Отдельный раздел посвящен региональной литературе (особенность, которая мне не встречалась на других сайтах из этой подборки). Помимо новинок, на сайте публикуются новости, ведется календарь значимых литературных событий и публикуются анонсы будущих книжных релизов.

«Мел», mel.fm, инстаграм @melfmru

Портал широкого профиля о детях и подростках, проблемах воспитания и взросления в современной России. Помимо всего прочего, здесь пишут и о книгах: как о новинках литературы для детей и «молодых взрослых», так и тематические подборки.

Книжные сервисы

Сервисы чтения электронных книг давно превратились в самостоятельное медиа: свои журналы есть и у Bookmate, и у MyBook, отдельное издание появилось у ЛитРеса. На порталах регулярно публикуют статьи на околокнижные темы (например, о писателях-режиссерах или книгах, которые помогут справиться со стрессом). При этом материалы в таких журналах служат одновременно и промо-материалами для книг, которые размещены на соответствующих книжных сервисах, поэтому обзоры новинок могу страдать неполнотой: на Bookmate теперь крайне трудно найти книги Эксмо-АСТ, зато на MyBook размещены книги почти исключительно холдинга-монополиста.

Издатели вообще постепенно осознают, что статьи с интересными фактами о книгах или их создателях помогут неплохо продвинуть новинки, да и просто могут расширить кругозор читателей. Поэтому свои издания появились и у «Эксмо», где пишут как о книжных новинках, так и о классиках, и у сервиса аудиокниг «Сторител»: прямо сейчас там можно почитать предысторию создания Дюны и интересные факты о жизни Фрэнсиса Скотта Фицджеральда.

Печатные издания

Если недостаток специальных изданий о литературе где-то и ощущается, то как раз в печатном сегменте. Здесь выделяется журнал «Читаем вместе», где вместе с интервью писателей и переводчиков, новостями литературы и тематическими статьями публикуются обзоры книжных новинок (в основном отечественных).

Отдельного упоминания заслуживают «толстые журналы» («Новый мир», «Знамя», «Юность», «Урал»). Конечно, они потеряли в значительной мере функцию информаторов о новинках литературы — куда угнаться за онлайном и книжным блогингом? — зато именно в «толстых» журналах публикуют обстоятельную критику в том числе литературных новинок, а еще здесь можно заранее почитать русскоязычные книжные релизы, которые еще только готовятся выйти она бумаге. К примеру, нашумевший роман Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него» печатался в 2016 году в журнале «Волга», за год до публикации в «Редакции Елены Шубиной». «Толстые журналы» все еще сохраняют функцию экспертного отбора текстов прозаиков и поэтов.

Тиражи «толстяков» на бумаге сильно сократились, но объединяющий портал «Журнальный зал» недавно появился на обновленном движке при поддержке команды «Горького». Здесь можно бесплатно — и при этом совершенно легально — читать будущие новинки книжного рынка онлайн.

В последнее время поднялся интерес к книжным газетам. Пока примеров, впрочем, мало: философский журнал «Логос» выпускает ежеквартальную газету «Logos Review of Books» с большими рецензиями на новинки фикшена и нон-фикшена и тематическими статьями, а питерский книжный магазин «Подписные издания» запустил небольшим тиражом газету «Книги у моря». Пока изданы два выпуска.

Рубрики в крупных медиа

«Книжные» разделы в крупных изданиях хоронить соблазнительно (их не так-то много осталось), но все же рановато. Свои книжные разделы есть у ТАСС, Forbes (там публикуются данные о самых продаваемых книгах и новинки сезонов), «Новой газеты» (вместе с разделом с книжными рецензиями есть и свой книжный подкаст), Esquire (с ежегодным выпуском, посвященным исключительно современной литературе), The Bell.

Социальные сети

Книжных блогов с каждым днем становится все больше, они все чаще становятся предметом насмешек и пародий, но делают важную работу — информируют читателей блогов о новинках, в том числе тематических.

Особняком выделяется агрегатор оценок LiveLib. В России он не так популярен, как Goodreads во всем мире. И если Goodreads принадлежит Amazon со всеми вытекающими последствиями, то LiveLib контролирует ЛитРес – главный магазин электронных книг. Однако в своей политике платформа остается независимой, да и явление «ревьюбомбинга» (занижения оценок книгам зачастую в корыстных целях) до наших пенатов еще не дошло. Надеюсь, что и не дойдет.

«Fem-books» — русскоязычная платформа, на которой женщины обсуждают книги, написанные женщинами. В подборки попадают как стихотворения и феминистская классика, так и новинки. К примеру, на сайте можно прочесть рецензию на только что вышедший на русском языке роман Пилар Кинтаны «Сука» и три новинки от шведских писательниц.

А на английском?

Мир англоязычных книжных медиа по понятным причинам гораздо шире. В нем довольно легко потеряться, но можно выделить три источника, за которыми точно стоит следить, чтобы разбираться в зарубежной литературной повестке — хотя бы отчасти.

Во-первых, великий и ужасный Lithub — портал о современной литературе с рецензиями, писательским советами, авторскими колонками и чем только не. Особого внимания заслуживает почтовая рассылка Lithub Daily и Weekly, в которой собирают новости со всего зарубежного литературного интернета.

Во-вторых, книжный раздел The Guardian. Книжные разделы живы во многих зарубежных изданиях, но «гардиановский» выделяется широтой тем и взглядов. На момент написания этой подборки там можно прочесть колонку букеровской финалистки, турецкой писательницы Элиф Шафак о современном прочтении Герберта Уэллса, рецензию на новую книгу Джонатана Франзена и интервью историка Дэвида Олусоги о забытой истории сопротивления чернокожих рабству.

В-третьих, портал Electric Literature. Здесь публикуются как тематические книжные подборки, так и писательские эссе и советы по мастерству; при этом портал заостряет внимание на проблемах разнообразия в англоязычном книжном мире и недостатке «голосов» авторов разных групп населения, которые до сих пор редко были представлены на рынке, в том числе чернокожих и латиноамериканских, а также ЛГБТ- авторов.

Подписывайтесь на KKBBD.com в Facebook и ВКонтакте.

%d такие блоггеры, как: