Site icon kimkibabaduk

От Рассвета до Заката: «Основание» на AppleTV+

Тема науки и религии, точнее, науки как религии, была популярна в фантастике середины прошлого столетия. Писатели пытались справиться с техническим прогрессом, рванувшим с огромной скоростью в непонятное и жутковатое будущее с мощностью атомной бомбы. Есть отличная книга Уолтера М. Миллера мл. «Гимн Лейбовицу» (только не читайте её продолжения), в которой человечество после ядерной войны в XX веке выработало ненависть к высоким технологиям и науке. Земля откатывается в средние века, население безграмотно и невежественно, а единственным очагом знаний становятся монастыри, хранящие книги, чудом убереженные от костров. Поскольку история повторяется, мир снова прогрессирует и снова убивает себя.

У Миллера Лейбовиц — фигура не сколько мессианская, сколько святая, в чём «Гимн» отличается от «Основания» Айзека Азимова (роман в России переводится как «Академия»), написанного ещё раньше, но также содержащего в себе страх перед разрушительной атомной энергией. «Основание» поразило меня своей элегантностью — книга, основанная большей частью на диалогах (популярный трюк в литературе, но не всем дающийся), содержала в себе всё ту же идею: что есть наука, как не новая религия? Что есть математика с её способностью рассчитать и спрогнозировать, как не пророчество?

Джаред Харрис в сериале «Основание» (2021)

Сериал Дэвида Гойера пошёл чуть дальше и добавил ещё один вопрос: что, если замыслы твои столь грандиозны, что ты не успеваешь выполнить их за выделенное тебе время? И какие события меняют эти планы?

«Основание» как сериал — совсем другая история, нежели литературный первоисточник. Книга долгое время считалась не поддающейся экранизации, и отчасти это понятно: у Азимова практически сценарий для театральной постановки, в котором время меняется каждую часть, и таким образом сюжет простирается на многие сотни лет. Это только отдалённо напоминает сериал, ведь чтобы приковать зрителя к экрану, нельзя менять персонажей каждые два-три эпизода. Но к счастью, у Азимова есть персонаж, чья тень высится над всеми семи книгами «Основания» — блестящий математик и футуролог Гари Селдон. Айзек выдумывает для него очень интересную специализацию, он психоисторик, то есть способен рассчитать и спрогнозировать поведение человечества во всей Галактике на многие годы вперёд. Его расчеты показывают, что через некоторое время человечество снова погрузится в мрак, причём неизбежно. Есть шанс только сократить период прозябания с 30 000 лет до тысячи. Для этого нужно создать архив всех важнейших достижений людей — собственно, этот проект и называется Основанием.

Голливуд подступался к Азимову давно. С начала 1990-х студии New Line и Sony, а затем и канал HBO пытались адаптировать «Основание», но ничего не получалось. В 2017-м году Дэвид С. Гойер, сценарист комиксов, продюсер и режиссёр начал разработку сериала по «Основанию» для компании Skydance Television. В течение года стало ясно, что проект в одиночку не потянуть, и Гойер одной фразой продал его концерну Apple, который готовился запускать собственный стриминг-сервис. В интервью The Hollywood Reporter Гойер раскрыл свой идеальный питчинг: «Это игра в шахматы между Гари Селдоном и Империей, которая длится тысячу лет, и все персонажи в ней пешки, но некоторые пешки на протяжении истории становятся королями и королевами».

Антологический характер романа, как признаётся Гойер, не была для него проблемой. Перед ним стоял куда более серьёзный вопрос: как сделать сериал эмоциональным? Ведь математика наука точная, не терпит никаких сантиментов. Точно так же и книги Азимова — суховатые (что, кстати, не делает их нечитаемыми) и без женских персонажей. Последнее в 2021 году уже совсем некомильфо: sausage fest на экране постепенно отходит в прошлое.

Ли Пейс и Джаред Харрис в сериале «Основание» (2021)

Гойер пропитчил Apple проект длительностью 8 сезонов, по 10 часовых серий в каждом. Шефы AppleTV+ Джейми Эрлихт и Зак Ван Эмбург раньше работали над сериалами «Корона» и «Во все тяжкие», поэтому проект Гойера приняли. Бюджет выделили по-королевски; как описывает Гойер, если взять два эпизода «Основания», то вместе их стоимость будет больше бюджета любого из проектов, над которыми он работал. А он работал в том числе и над трилогией Кристофера Нолана о Бэтмене.

Гари Селдон так и остался фигурой, чья тень падает на всю историю — его отлично играет Джаред Харрис. Он как профессор Легасов снова становится вещей Кассандрой для персонажей, принимающих решения. Империя падёт, но что такое Империя? Здесь Гойер делает одно из важнейших изменений и включает династию клонов императора Клеона, основавшего Галактическую Империю много лет назад. Трон не один, его всегда делят три клона на разной стадии взросления: брат Рассвет, брат День и брат Закат. День всегда играет Ли Пейс, способный превратить простую улыбку в чудовищную угрозу, а ближе к середине сериала брат Рассвет из мальчика станет юношей, которого играет Кассиан Билтон.

Император Клеон в трёх состояниях в сериале «Основание» (2021)

Что такое клон? Запрограммирован ли он вести себя точно так же, как и его предшественники? Этот вопрос волнует Гойера, и потому он сосредотачивается на определенной тройке клонов, которые становятся свидетелями теракта на планете Трентор. Рушится огромный космический лифт, доставляющий людей за 14 часов с орбиты на планету. Строительство лифта было делом жизни императора Клеона I и клоны считают своим долгом отомстить, уничтожив половину населения планет, чьи жители взорвали лифт.

Такова отсчётная точка всех невзгод, что обрушатся на персонажей «Основания». Стоит отметить главных героев отдельно. Многим сценаристы сменили пол, что добавило сериалу остроты и сделало своего рода злободневным.

Гейл Дорник (Лу Йобелл) растёт на залитой водой планете Синнакс. Здесь царит культ Спящего, нет никакой техники, а новорожденным вставляют на лицо молитвенные камни. Мы знакомимся с Гейл, когда её, выигравшую математическую Олимпиаду, отправляют на Трентор, а по сути — ссылают. Оговорюсь, что предысторию девушки вы ещё увидите в другой серии, но пока придётся смириться с мыслью, что Гейл Дорник больше не юноша, а очень красивая и умная девушка. Её молитва — перечисление простых чисел. Её любовь — истина. На Трентор Гейл прибывает по приглашению самого Селдона, и он заменяет ей отца, поскольку родной отец лучше бы видел дочь мёртвой.

Лу Йобелл в роли Гейл Дорник в сериале «Основание» (2021)

Другая героиня встречает нас через 35 лет после прилёта Гейл на Трентор, на планете Терминус, куда Император выслал Селдона и его последователей для работы над Основанием. Это Сэлвор Хардин (Леа Харви), дочь сотрудников Основания, выросшая здесь и ставшая Смотрителем. Она занимается охраной поселения учёных, и в то время, как её отец считает, что «насилие — последний козырь дилетантов», уверена, что ружья надо держать наготове (и не зря). На Терминусе находится некий артефакт, который называют Хранилищем. Подступы к нему преграждает защитное поле, но Сэл единственная из всех людей Терминуса способна пройти через него без проблем. Впрочем, у этой фичи появятся своеобразные баги.

Леа Харви в роли Сэлвор Хардин в сериале «Основание» (2021)

Наконец, третья героиня, Демерзель, воспитывает Императоров. Она — единственный андроид во Вселенной, пережившая войну роботов. Играет её финская актриса Лаура Бирн (про кастинг поговорим ниже), и её лёгкий акцент придаёт Демерзель инаковость, выделяет её среди других персонажей. У Демерзель непростая судьба: она вынуждена постоянно мириться с императорскими замашками и сохранять характер клонов в целостности, то бишь со своими данными о первом Клеоне (да, его имя на английском — анаграмма слова «клон», но это не так важно). Демерзель запрограммирована служить, но по сути она — материнская фигура для всех Императоров. Она знает их, как облупленных, она учит каждого юного Рассвета и провожает в последний путь каждого Заката. Она поддерживает День в его порой неоднозначных решениях (как то геноцид жителей других планет), но кажется, ей непросто это даётся. Вы не найдёте Демерзель в первом томе серии Азимова, этот персонаж фигурирует в приквелах, зовут его Это Демерзель, и он глава администрации императора Клеона I.

Демерзель (Лаура Бирн) и брат Рассвет (Купер Картер) в сериале «Основание» (2021)

В следующих сериях мы познакомимся с несколькими другими, очень интересными женщинами, но пока не буду выдавать элементы сюжета. Тем более, что «Основание» от Apple не прямая экранизация книг, а нечто вроде ремикса на тему. Сам Гойер признаётся, что уже в первом сезоне появятся элементы из книжных сиквелов, а некоторые мотивы приквела встретятся во втором сезоне (если таковой будет).

Гойер придумал, как некоторым персонажам удаётся обмануть время — среди них не только Император, но и ещё кое кто. В общей сложности шесть героев будут с нами на протяжении всех сезонов. Частично это складывается из системы флэшбэков, через которых рассказывается, скажем, история Гейл. Частично это будут нововведения Гойера.

И Дорник и Хардин в романе Азимова — мужчины. Очевидно белые, но фантаста такие особенности не особо интересовали, он описывает своих героев очень крупными мазками, без особых точностей. Вероятно это сыграло на руку Гойеру, и он смог устроить «слепой» кастинг (на английском он называется color-blind, то есть, не различающий цвета). Цвет кожи вообще никак не связан с персонажами Харви и Йобелл, ведь они — часть очень разнообразного населения Галактики. Обе девушки живут в Лондоне, Харви родилась в нём, а Йобелл росла между странами отца (Испания) и матери (Южная Африка).

«Основание» (2021)

Когда авторы экранизаций меняют пол или расу персонажам известных книг, это вызывает бурю негодования со стороны поклонников. «Книга лучше» — привычная мантра для тех, кто разочаровался в видении других людей. Не знаю, насколько Гойер был искренним в своей попытке увеличить количество женщин в «Основании», но истории это только пошло на пользу. Так, Гейл опровергает сложившийся стереотип о том, что точные науки не женское дело, а Сэлвор прекрасно совмещает личную жизнь с необходимостью защищать поселение учёных. Что же касается Демерзель, то о её персонаже вообще нужно будет написать отдельный текст, и конечно он будет связан с тремя законами робототехники, придуманными Азимовым ещё в начале 1940-х.

Пока доступны только две серии из десяти, но уже в них виден размах сериала. От роскошных движущихся мозаик императорского дворца до водных пейзажей Синнакса, «Основание» представляет собой очень впечатляющую научную фантастику (с упором на слово «научная»), не отталкивающую простых людей. От поиска себя в этом мире и непринятия своими людьми до попытки вырваться из плена рутины, необходимой для поддержания видимости — всё это есть в «Основании», поскольку эмоции, столь необходимые для каждого сериала, нужно высекать из очень знакомого каждому зрителю материала.

Конечно, можно задаться вопросом: а не пофигу ли героям на предсказания учёного, которые сбудутся только при жизни очень и очень дальних потомков? Но уже сейчас мы отмахиваемся от вопросов, связанных с изменением климата на планете, так что история падения галактической империи из фантастики сейчас актуальна, как никогда.

Подписывайтесь на KKBBD.com в Facebook и ВКонтакте.

Exit mobile version