Кино

Торонто-2021: о непросмотренном

Гибридный и неудачный

В этом году в Торонто был очень сильный кинофестиваль. Увы, до аккредитованной онлайн прессы он так и не дошёл: все фильмы, которые представляют интерес в наградном сезоне, были заблокированы для России или же просто не были доступны.

Обычно я пишу выборку из самых интересных фильмов Торонто перед фестивалем, но памятуя прошлый год, отказалась от этой идеи. В результате отмечу, что только одна картина из раздела Gala Presentations («Бал безумных женщин» Мелани Лоран) была мне доступна — и только потому, что прокатывает её Амазон. Также удалось посмотреть фильм Антуана Фукуа «Виновный», который скоро покажут на Netflix. Но вот список премьер, недоступных российской прессе:

  • «Белфаст», реж. Кеннет Брана (фильм взял главный приз TIFF)
  • «Дорогой Эван Хансен», реж. Стивен Чбоски
  • «Кошачьи миры Луиса Уэйна», реж. Уилл Шарп
  • «Глаза Тэмми Фэй», реж. Майкл Шоуолтер
  • Jagged, реж. Элисон Клейман
  • «Прошлой ночью в Сохо», реж. Эдгар Райт
  • Night Raiders, реж. Данис Гуле
  • «Одна секунда», реж. Чжан Имоу
  • «Выживший», реж. Барри Левинсон
  • The Good House, реж. Майя Форбс и Уоллес Володарски
  • «Тихая ночь», реж. Камилль Гриффин
  • «Худший человек на свете», реж. Йоаким Триер

Не дошли до нас каннские премьеры, представленные в Торонто — от «Острова Бергмана» Мии Хансен-Лёв до лауреата этого года «Титана» Жюлии Дюкорно. Закрыты были «Маленькая мама» Селин Сьямма, «История моей жены» Ильдико Эньеди, «Власть пса» Джейн Кэмпион, причём очень странно с последним — он выходит 1 ноября на Netflix, а фильмы стримингов были в России доступны.

Пресс-центр Торонто утверждает, что фильмы не были доступны из-за требований правообладателей, но кроме этого вам и так есть что смотреть. Но проблема в том, что читать о картинах, которые даже не куплены для российского проката, зачастую просто не интересно. Я обязательно сделаю ещё один текст о просмотренных фильмах, снятых женщинами — среди них были весьма занятные проекты. Но повторюсь, что не понимаю, в чём смысл фестиваля, который заявляет гибридный выпуск и отрезает половину фильмов.

В 2020-м, когда фестиваль полностью проводился онлайн, мне также были недоступны некоторые картины, но это не повлияло на общий настрой: было достаточно интересных фильмов, о которых я с удовольствием писала. Сейчас же все мое время уходило на поиски чего-то более-менее интересного среди доступных 87 фильмов.

Каждый фильм представлял его режиссёр/ка, и как только я слышала словосочетание cinematic experience, то есть «кинематографическое переживание», это означало, что смотреть будет трудно: слишком часто такое переживание почему-то совпадает с очень долгими планами. Был один фильм, который произвёл на меня весьма гипнотическое влияние, но он был очень тщательно продуман («Убить зверя», To Kill The Beast аргентинской постановщицы Агустины Сан Мартин).

Мои канадские коллеги, не поехавшие в Торонто по соображениям безопасности, обнаружили, что им были недоступны даже фильмы их производства, а ведь канадское кино не то чтоб очень раскручено в мире. Американские журналисты, оставшиеся дома, точно так же страдали из-за геоблокинга.

Признаться, я не вижу смысла в подобном проведении фестиваля. Особенно учитывая тот факт, что фильмы Кэмпион и Фукуа просочились в сеть каким-то немыслимым образом (все копии для прессы были проименованы и закрыты мощным DRM-ом). Подозреваю, что аккредитованная в Торонто пресса не имела никакого отношения к этим сливам. Что же до отечественных прокатчиков, которые не позволяют показывать свои фильмы в рамках фестиваля российской прессе, то я с чистой совестью все их фильмы пропущу: мне кажется, такая позиция — настоящее неуважение к людям, аккредитованным на фестиваль.

Онлайн-фестивали открыли возможность многим критикам с ограниченными возможностями смотреть кино вместе с коллегами. Я часто вижу твиты о том, как удобно стало работать в пандемию. И всё же, многие прокатчики и студии продолжают делать вид, будто всё возвращается на круги своя и кинотеатр — единственный и главный способ просмотра фильмов. Учитывая, насколько хрупким стал современный мир, это очень и очень сомнительное решение.

Премии кинофестиваля в Торонто

People’s Choice за лучший фильм

  • «Белфаст» / Belfast, реж. Кеннет Брана

People’s Choice за лучший документальный фильм

  • «Спасение» / The Rescue, реж. Элизабет Чай Васрхели и Джимми Чин

People’s Choice в секции «Полуночное безумие»

  • «Титан» / Titane, реж. Жюлия Дюкорно

Премия за вклад в искусство / TIFF Tribute Actor Awards

  • Джессика Честейн за «Глаза Тамми Фей» / The Eyes of Tammy Faye
  • Бенедикт Камбербатч за «Власть пса» / The Power of the Dog и «Кошачьи миры Луиса Уэйна» / The Electrical Life of Louis Wain

Специальная премия за вклад в искусство / Special Tribute Award

  • Дионн Уорвик за документальный фильм Dionne Warwick: Don’t Make Me Over

Премия имени Иберта лучшему режиссёру / TIFF Ebert Director Award

  • Дени Вильнёв, «Дюна»

Премия за лучший дебют / TIFF Emerging Talent Award

  • Данис Гуле, Night Raiders

Приз секции «Платформа»

  • «Юни» / Yuni, реж. Камилла Андини

Jeff Skoll Award in Impact Media

  • Аланис Обомсавин

Shawn Mendes Foundation Changemaker Award

  • «Скарборо» / Scarborough, реж. Шаша Накхай и Рич Уильямсон

Премия за лучший канадский фильм / Amplify Voices Award for Best Canadian Feature Film

  • Ste. Anne, реж. Рейн Верметт

Amplify Voices Award

  • «Жена могильщика» / The Gravedigger’s Wife, реж. Хадар Айдерус Ахмед
  • «Ночь беззвестности» / A Night of Knowing Nothing, реж. Пайял Кападиа

TIFF Variety Artisan Award

  • Оператор Ари Вегнер за «Власть пса»

Imdbpro Short Cuts Award for Best Film

  • «Вытеснение» / Displaced, реж. Самир Карахода

Imdbpro Short Cuts Award for Best Canadian Film

  • «Ученица шаманки» / Angakusajaujuq — the Shaman’s Apprentice, реж. Закариас Кунук

Imdbpro Short Cuts Share Her Journey Award

  • «Астель» / Astel, реж. Рамата-Тулей Си
Подписывайтесь на KKBBD.com в Facebook и ВКонтакте.
%d такие блоггеры, как: