Кино

Как я встретил вашу маму: «Шан-Чи и легенда десяти колец»

Art of confusion

Когда дебютируешь в большом кино даже в главной роли, а против тебя ставят титана азиатского кино Тони Люна с каннской пальмовой веткой в активе, волей неволей приходится полагаться на сценаристов, чтобы те прописали тебе достаточно интересный материал. А тут проблема, потому что ты начинаешь фильм классным персонажем, а заканчиваешь в сиджиайной мясорубке.

В тексте есть небольшие спойлеры, но все главные неожиданности, припасённые авторами фильма, остаются в тайне.

Герои Симу Лю и Аквафины работают парковщиками, отгоняют машины постояльцев отеля в Сан-Франциско (отель, кстати, реальный, подтверждаю) и по ночам отрываются в караоке. Их устраивает жизнь, они в чём-то как Кевин Смит — ни к чему не стремятся и прекрасно себя чувствуют. «Нас обвиняют в том, что мы пытаемся бежать от взрослой жизни», — возмущается Кэти и это был момент, когда фильм меня купил. Я искренне надеялась, что Шон, он же Шан-Чи окажется весёлым раздолбаем, которому жизнь навешает необходимость стать взрослым, но он с лёгкостью всё преодолеет. Однако такой персонаж уже зарезервирован за Питером Куиллом, он же Звёздный Лорд. Роднит этих персонажей два сходства: мёртвые матери и очень крутые отцы.

Марвеловские герои регулярно испытывают проблемы с отцами. Питер Паркер осиротел, Тони Старк выбирается из тени своего великого отца-изобретателя, Тор и Локи — дети капризного бога, что там в анамнезе у Капитана Америка по фильмам непонятно. Питер Куилл вообще ребёнок злобной планеты и земной женщины.

Отец Шан-Чи — великий воин Венву, получивший в пользование десять колец (хотя, скорее, десять браслетов) и образовавший армию. Его люди меняют ход истории, сам он бессмертен и способен победить любого, но его сердце черство, ибо нет в нём любви. Только в 1996 году (кажется, Венву до этого было не до женщин) он отправится искать таинственную деревню Та Ло и встретит Ли (Чэнь Фала), охраняющую вход в этот мир. Так он отложит свои кольца-браслеты, а она откажется от волшебства, помогавшего ей справиться с любым обидчиком. Женщина, которая жертвует своими силами ради брака и семьи? Yes, please.

Венву проходит самую интересную трансформацию в фильме. От кровожадного бойца к любящему супругу, затем к нежному и внимательному отцу двух детей, а после — воплощает троп «мстительный вдовец», воспитывая сына убийцей и полностью игнорируя дочь. Когда его дети вырастают, он начинает постепенно сходить с ума от одиночества и видит выход в той самой деревне Та Ло, откуда, как ему кажется, взывает к нему всё ещё живая жена.

«Шан-Чи» озвучивает пласт знакомых каждому проблем: здесь и попытка убежать от родных (Шан-Чи скрывается в Америке от своей семьи), от себя (он никому не показывает свои умения), горе от утраты любимого человека, попытка добиться признания родителей (этим занимается Сюлинь, сестра Шан-Чи), наконец, родительское желание видеть, как ребёнок идёт по твоим стопам. Но Шан-Чи получается странной фигурой. С одной стороны он выполняет распоряжение отца, но с другой — находит в себе силы сепарироваться от него и жить своей жизнью. Мне видится в этом человек очень самодостаточный, а вовсе не неуверенный в себе парнишка, которым фильм изображает Шан-Чи.

Шан-Чи и его сестра Сюлинь — канонические диснеевские принцессы. Дело даже не только в том, что Marvel принадлежит Disney, просто по сюжету герои остаются без матери, с одним отцом, а жизнь без матери — классика Диснея («Белоснежка», «Золушка», «Русалочка», «Круэлла» в конце концов). Почему-то у нас есть слово «безотцовщина», но «безматерщина» отдаёт чем-то неприличным. Сценаристы и режиссёр «Шан-Чи» прилагают все усилия, чтобы в их фильме были Сильные Женщины и старательно обкладывают ими главного героя и его отца.

Но давайте присмотримся.

Вот Кэти (Аквафина), она дружит с Шоном (американизированное имя протагониста) с детства, защищает его от школьных громил и мастерски владеет искусством ввода противника в заблуждение (просто пойте «Гостиницу Калифорния» группы «Орлы», если надо кого-то запарить!). Ещё она круто водит тачки и всего за день освоит стрельбу из лука. Она плохо говорит по-китайски, но знает своё настоящее имя.

Аквафина и Симу Лю в фильме «Шан-Чи и легенда десяти колец» (2021)

Это — Сюлинь (Чжан Мэнъэр). Она носит стрижку в стиле роковой женщины нуаров, была брошена братом в детстве и вынужденно выучилась боевым искусствам, повторяя за ним всё самостоятельно. Отец был категорически против обучения дочери.

Чжан Мэнъэр в фильме «Шан-Чи и легенда десяти колец» (2021)

Ли — мать Шан-Чи и Сюлинь. Встрече с ней посвящен пролог фильма, и там же будет одна из лучших и прекраснейших сцен картины: бой Ли и Венву, двух практически неземных существ. Он бессмертный воин с жаждой крови, она — охраняет путь в деревню Та Ло, что находится в другом измерении. Все жители Та Ло владеют боевыми искусствами как боженьки.

Чэнь Фала в фильме «Шан-Чи и легенда десяти колец» (2021)

Сестра Ли, Нань (Мишель Йео) появляется во второй части истории и служит… мудрой наставницей (в блокбастерах такую роль раньше отдавали Лиаму Нисону) и заодно экспозицией, объясняет нам всем историю, из-за которой разгорится огромная сиджиайная битва в финале.

Мишель Йео в фильме «Шан-Чи и легенда десяти колец» (2021)

Четыре женщины. Одна из них умрёт, чтобы подтолкнуть мужа на действия, а сама попадёт в троп «одноразовая женщина», и несмотря на все флэшбэки с участием Ли, будет очень трудно отделаться от мысли, что именно её смерть становится катализатором всех событий. Мне очень грустно видеть такие тропы в фильме, где так щедро представлены азиатские актёры, где материала на целый сериал, где есть место мифологии другой страны, но по сути «Шан-Чи» это супергероическая версия «Безумно богатых азиатов»: студия честно делает фильм с представителями Азии и забрасывает персонажей в мир, где они чувствуют себя белыми воронами, несмотря на то, что смотрятся весьма аутентично. Кроме того, в обоих фильмах есть Аквафина.

Не скрою, мне ужасно понравилась первая часть. Прекрасная встреча Ли и Венву, великолепная драка в автобусе, в которой Симу Лю, играющий Шан-Чи показывает свои способности; наконец, сцена в подпольном бойцовском клубе в Макао, когда на ринге встречаются двое героев комиксов Marvel. Первая сцена очень красивая (особенно если вы соскучились по фильмам жанра уся, вторая очень смешная, особенно комментарии парня, ведущего прямой эфир драки, ну а третья просто очень неожиданная, да и смешная тоже.

Наконец, есть появление Известного Персонажа в компании натуральной задницы с крыльями, но тут лучше оставить эффект неожиданности.

Конечно, вы спросите, «фильм-то про Шан-Чи, причём тут женщины?» Понимаете, Marvel на регулярной основе критикуют за подход к злодеям и к женским персонажам. Так вот каким-то образом в фильме, начинающим четвёртую фазу марвеловской киновселенной, есть отличный злодей и аж четыре женщины, которые всем скопом просто забивают несчастного протагониста, отодвигая его на второй план. При этом у каждой не роль, а функция. Всё это, знаете ли, очень обидно.

Но в американской квартире у Шона висит постер «Разборок в стиле кунг-фу» Стивена Чоу — понятно, что это сделано специально для китайского проката (не факт, что он будет), но за это я готова простить все свои претензии.

%d такие блоггеры, как: