Индустрия Кино

Каким должен быть кинокритик?

И как смотреть кино, если это твоя работа?

Ответ на этот вопрос вы, конечно, начнёте со слов «получивший образование» — и будете правы только частично. Настоящий кинокритик в наше время должен быть прежде всего человеком абсолютно здоровым и неуязвимым. Также нужно жить в столице или, в случае Америки, крупном городе вроде Нью-Йорка или Лос-Анджелеса. В случае России надо жить в Москве.

Кинокритик должен обладать приличным доходом, позволяющим ему регулярно выезжать на кинофестивали. В наше время далеко не все редакции могут оплачивать такие поездки (даже те, что могут, пользуются услугами фрилансеров, выписывая лишь гонорары за тексты), но можно исхитриться — лететь дёшево, жить компанией, снимать квартиру подальше от фестивальных залов. Критик, в силу ещё одной фестивальной особенности, ещё и человек невысокий — кресла в фестивальных дворцах зачастую ставятся так, чтобы вместить по максимуму зрителей, и с ростом 185 см чувствуешь себя очень неуютно (поэтому я большую часть фильмов в Каннах смотрела с первого ряда).

Я часто думаю об этом в связи с тем, как меняются наши отношения с миром кино. COVID-19 выдал нам новую реальность, в которой прежняя работа в киноиндустрии с её фестивалями, премьерами и пресс-показами превращается для ряда людей в абсолютно невозможный и недосягаемый образ жизни.

Взять, к примеру, пресс-показы. В России у вас есть возможность увидеть крупный студийный релиз до премьеры (и вовремя сдать текст о нём) только при проживании в Москве. Иногда Disney и «Вольга» устраивают пресс-показы в Петербурге, где живём мы с Машей. Но как же остальные города? Как работают кинокритики из Перми, Екатеринбурга, Саратова или Челябинска? Или же вся надежда только на федеральную прессу? Но как тогда найти новые голоса? Шерстить любительские сайты, телеграм-каналы и группы в ВК? Впрочем, это тема для другого текста.

IndieWire на днях опубликовал материал, в котором задаётся вопросами, не рановато ли студии возвращаются к пре-пандемической норме? Когда в 2020-м коронавирус закрыл львиную долю кинотеатров, пиарщики фильмов предоставляли критикам ссылки на просмотр фильмов. Сейчас ситуация меняется. Amazon, в частности, дал американкой прессе ссылки на мюзикл «Аннетт», но посмотреть «Зелёного рыцаря» можно было только на пресс-показе. Disney с начала 2021-го давал критикам возможность выбирать между скринером и пресс-показом, но на этой неделе сообщил, что несмотря на виртуальное общение со звёздами (виртуальный пресс-джанкет), смотреть марвеловский блокбастер «Шан-Чи и легенда десяти колец» нужно будет в кинотеатрах на пресс-показах.

Важно отметить, что крупные студии до пандемии никогда не предоставляли скринеры журналистам — более того, даже когда вы выезжали на джанкет в другую страну, надо было сначала посмотреть кино в арендованном студией для закрытого показа зале, а потом уже шагать к звёздам. Просмотр фильма — обязательное условие для интервью.

По словам инсайдера одной студии, если критик объяснит причину, по которой не может присутствовать на пресс-показе, ему будет предоставлен скринер — пишет IndieWire. Но выпрашивать материал, ссылаясь на собственные болячки, довольно унизительно, а как показал последний год, критики вполне способны оценивать кино, не доходя до больших экранов.

На минувшей неделе в округе Лос-Анджелес количество госпитализаций с коронавирусом достигло почти 3500 случаев в день. Критик LA Times Джастин Чен считает, что это отчасти связано с ложным ощущением безопасности. «Я понимаю, что студии испытывают финансовое и логистическое давление, но требовать от критиков чувствовать себя неудобно во время просмотра — не лучшая идея. Ещё до пандемии существовала привилегия посещать кинотеатры. Я обожаю большой экран и люблю ходить в кино, но господи боже, дайте людям нормально делать свою работу».

Вчера я посмотрела новый документальный фильм на Netflix, не сходя с дивана — это был безумно интересный проект «Миша и волки» о жертве Холокоста, написавшей книгу о том, как она в детстве скрывалась от нацистов в лесах с волками. Я буду рекомендовать его всем, кто спросит «что посмотреть на этой неделе», потому что это невероятная история с мощной детективной составляющей. Но я не кинокритик, и от меня не требуются рецензии на все фильмы, выходящие в прокат. Netflix, к слову, предоставляет скринеры на своей отдельной платформе, созданной специально для прессы. Предоставляют скринеры Амедиатека, more.tv, и Кинопоиск — платформы заинтересованы в том, чтобы об их проектах узнало как можно больше зрителей. Но студии продолжают держаться особняком.

Йоланда Мачадо с сайта Nerdist в разговоре с IndieWire отмечает: «Мне кажется, студии не осознают риски. Коронавирус затрагивает членов семьи, а новая волна заставляет нервничать. Я вакцинирована, но постоянно нахожусь с детьми. Поскольку их пока нельзя вакцинировать, я не могу рисковать их здоровьем».

Несколько критиков получили отказ студии Universal в просьбе предоставить им скринеры драмы М. Найта Шьямалана «Время», ссылаясь на «предпочтения режиссёра». Мачадо также просила скринер, но в ответ ей прислали анкету, которую требовалось заполнить — то есть, объяснить причины, по которой она не сможет лично явиться на пресс-показ. «То есть, они собирались решать, выдавать ли мне скринер, отталкиваясь от моих ответов, — говорит Йоланда. — Меня это совершенно не устраивало». Кристен Лопес, написавшая текст в IndieWire, получила скринер «Времени» без всяких анкет. После публикации текста, с IndieWire связались представители Universal и уверили, что ссылки на скринер «Времени» были доступны всем заинтересованным лицам.

Критик Рик Маршалл из Олбани, штат Нью-Йорк, выяснил, что «Отряд самоубийц 2» можно посмотреть только на пресс-показе в Нью-Йорке, до которого ему пришлось бы ехать два с половиной часа. При этом у Маршалла было запланировано онлайн-интервью с Джеймсом Ганном — не посмотри критик фильм, его бы удалили с пресс-джанкета. Он написал об этом в Twitter. «„Отряд самоубийц 2“ доступен пользователям HBO Max в день старта кинопроката из-за пандемической ситуации. Считаю, это жестоко и неоправданно заставлять прессу рисковать своим здоровьем, чтобы рассказать о фильме». У Маршалла двое невакцинированных детей, поэтому лишняя поездка в Нью-Йорк автоматически становится риском для него.

В твиттере разгорелась дискуссия. Если не считать умников, написавших «не смотри кино и делов-то», в основном реплаи на твиты Маршалла весьма адекватные. Подключился и отмеченный в оригинальном посте Ганн, написав, что голоса всех критиков услышаны, и они пытаются что-то сделать.

Джастин Чан из LA Times задаётся вопросом: знают ли режиссёры о войне критиков со студиями из-за скринеров? «Если бы кинематографисты знали, что студии творят от их имени, и как распоряжаются их фильмами, они бы очень расстроились. Весь этот хаос вызван серёзным кризисом в сфере общественного здравоохранения. Необходимо принести некоторые жертвы ради здоровья и безопасности людей, а также их способности выполнять свою работу».

Коронавирус принёс неожиданную пользу, создав новый прецедент в кинокритической англоязычной среде. Недопредставленные критики — живущие вдалеке от крупных городов, люди с ограниченными возможностями, а также критики с маленькими детьми — получили те же привилегии, что и их коллеги, которые без проблем могут тратить день, чтобы посмотреть новинку за неделю до релиза. Есть ещё один совсем неожиданный аспект: IndieWire приводит слова критика Нгуена Ли, который опасается кинотеатров не только из-за коронавируса, но и из-за продолжающегося насилия над людьми азиатского происхождения. «Не уверен, что хочу, чтобы всё вернулось к привычной норме. Тогда у меня ничего не получалось».

Джилл Панттоцци, замредактора io9 и Gizmodo передвигается в инвалидной коляске и говорит что полностью уважает желание кинематографистов показывать свои работы критикам на большом экране. «Никто не хочет, чтобы их фильмы смотрели не так, как это было задумано. Но я хочу подчеркнуть, что даже если вы предоставите критикам ещё и скринеры, то по окончанию пандемии, большинство журналистов всё равно пойдут в кинотеатры».

Чан считает, что проблема с доступами журналистов к скринерам — сигнал отчаянного желания Голливуда вернуться к нормальной жизни. «Но нет, всё уже изменилось», — говорит критик.

Лично я за год прошла все пять стадий скорби по Кюблер-Росс относительно свежего кино, и сейчас совсем спокойно могу подождать, когда тот или иной фильм появится в онлайн-доступе.

%d такие блоггеры, как: