Индустрия Кино

Что будет дальше с блокбастерами?

Придётся вспомнить Генри Киссинджера

Трейды второй день пестрят заголовками о недоборе фильма «Отряд самоубийц 2» в кинопрокате. Признаться, мне очень странно слышать, как мир продолжает делать вид, что всё нормально, а киноиндустрия и дальше пытается собирать деньги, как в доковидную эпоху. Пора бы уже понять, что пока пандемия не закончится, ничто не вернётся на свои места. Да и вообще, много воды утекло.

Кроме того, Голливуду нужно снова заручиться любовью Китая, но об этом чуть ниже.

«Отряд самоубийц 2» вышел на минувших выходных в 4002 кинотеатрах США и Канады, но собрал при этом всего 26,5 млн долларов. Фильм Джеймса Ганна всё равно возглавил прокат, поскольку был самым крупным релизом недели. Более того, как мы помним, фильмы студии Warner параллельно со стартом кинопроката доступны подписчикам HBO Max. Проблему к сборам «Отряда» добавляет ещё один факт: у картины рейтинг R, что автоматически отсекает юного зрителя.

Стоимость фильма в производстве — 185 млн долларов (добавьте ещё сотню миллионов на продвижение), которые совершенно точно не отобьются в прокате. Учитывая зарубежные сборы, «Отряд самоубийц» завершил первую неделю с суммой в 72,2 млн долларов. Сравните с его предшественником, фильмом Дэвида Эйра, который вышел в 2016 году и собрал 267,1 млн долларов за первый уикенд в мире, установив рекорд для августовских релизов. В общей сложности кино Эйра, хоть и признанное критическим провалом, собрало в мировом прокате 746,8 млн долларов при общем бюджете (производство и реклама) в 325 млн долларов. Это приличная сумма, особенно с учетом отсутствия проката в Китае.

Но это был блаженный 2016-й, год, когда четыре тентпола перевалили за 1 млрд долларов («Первый мститель: Противостояние», «Звёздные войны: Изгой», «В поисках Дори» и «Зверополис»). «Отряд самоубийц» при этом замыкал десятку самых кассовых фильмов, пропустив вперёд «Дэдпула» (784,2 млн долларов), «Фантастических тварей» (811,7 млн), «Бэтмен против Супермена» (872,4 млн), «Тайную жизнь домашних животных» (885,3 млн) и «Книгу джунглей» (953,6 млн). Все эти фильмы, за исключением «Дэдпула» и «Отряда самоубийц» демонстрировались в Китае.

Что происходит сейчас?

Первые две строчки самых кассовых фильмов 2021-го на начало августа занимают китайские проекты «Привет, мам» (841,7 млн долларов) и «Детектив из Чайнатауна 3» (698,9 млн долларов). На третьем месте с небольшим отрывом от него — «Форсаж 9» и его 661,4 млн долларов в мировом прокате. 43,9% зарубежных сборов блокбастера (215,3 млн долларов) приходятся на Китай. В Северной Америке фильм собрал 171 млн долларов, и это 25,86% от суммы мирового бокс-офиса.

Четвёртое место занимает проект студии Warner Bros. «Годзилла против Конга» — и это первый американский фильм в топе, который вышел в гибридный прокат (одновременно в кино и на стриминг-платформе). 100,5 млн долларов приходятся на США и Канаду, на остальной мир — 366,9 млн долларов. 51,4% из них (188,7 млн долларов) собрано в Китае.

На пятом месте, наконец, появляется фильм, который не прокатывался в Китае — «Чёрная Вдова», собравшая в мире на сегодняшний день 350,8 млн долларов. Из них на Северную Америку приходится 174,4 млн долларов (это 49,69% от суммы мирового бокс-офиса), что делает боевик со Скарлетт Йоханссон самым кассовым в США и Канаде даже без дополнительных сборов, полученных Disney за показ на Disney+.

Экономика голливудских блокбастеров последние годы во многом зависела от проката в Поднебесной, но пандемия превратила Китай сначала в страну закрытых кинотеатров, а затем в страну, где лучше всего прокатывается кино местного производства.

Список американских тентполов, стоящих в очереди на выпуск в Китае, увеличивается с каждым месяцем. Безусловно, в Голливуде это вызывает озабоченность, поскольку появление на крупнейшем рынке мира, которым стал на сегодняшний день Китай, по сути, краеугольный камень в попытке окупить дорогостоящий блокбастер в период пандемии. Но поскольку многие фильмы параллельно доступны в идеальном качестве на стриминг-платформах, в Китае можно найти их пиратские версии, что, в свою очередь, сокращает количество будущих покупателей билетов в кинотеатры.

Китайская цензура дала добро на выпуск «Чёрной Вдовы» в марте 2021-го, однако релиз перешел на лето, и теперь выпуск фильма завис. Зато пиратские копии уже заботливо снабжены китайскими субтитрами — подсуетились переводчики-любители.

Но несмотря на то, что Китай побил несколько рекордов по кассовым сборам в начале 2021-го, благодаря местным праздничным блокбастерам, перенесённые голливудские тентполы и уменьшение количества релизов местного производства слегка замедлили кинобизнес в стране. Как правило, в ключевой для сборов месяц июль, Пекин программирует голливудские хиты в умеренном количестве, высвобождая место для фильмов местного производства. В этом году в связи со столетней годовщиной основания Коммунистической партии Китая, отмечавшейся 1 июля, Голливуду вообще не было места в прокате.

Аналитики Китая предрекают, что «Вдова» так и не доберётся до проката, поскольку даже пропагандистские фильмы в этом году подвергаются цензуре, чего уж там говорить о голливудском блокбастере. Пекину было важно, чтобы в июльском прокате побеждало кино китайского производства, а потому «Вдове» место в этом месяце было заказано. Конечно, фильм может оказаться в прокате и в августе, но есть вероятность, что одновременно с «Вдовой» Китай выбросит в кинотеатры ещё несколько американских хитов, и они пожрут сборы друг друга.

Ситуация с релизами в Китае усугубляется растущим подозрением Вашингтона и Пекина, а также новыми моделями цифровой дистрибуции. Всё чаще зарубежные фильмы не получают точной даты выхода в Китае, или же внезапно откладываются из-за постоянно меняющейся политической ситуации между странами. В частности, как пишет Variety, китайские цензоры одобрили пиксаровский мультфильм «Лука» ещё в конце мая, но он до сих пор не вышел.

Когда Голливуд соблюдал кинотеатральное окно в 90 дней, цифровые или Blu-ray релизы фильмов не сильно влияли на кассовые сборы в Китае, поскольку импортные картины разрешены для показа в стране только в течение одного-двух месяцев, вне зависимости от их успеха. Если Голливуд примет необходимость гибридных релизов, то пиратство снова станет серьёзной проблемой. Скорее всего, Голливуд будет пытаться выпустить свои новые фильмы первым делом в Китае, чтобы сорвать банк, а уже потом премьерить их в других странах. Всё тот же «Форсаж 9» вышел в Китае на месяц раньше Америки — беспрецедентная попытка студии Universal сохранить китайские деньги.

Чтобы можно было представить, насколько Голливуду важен Китай, достаточно вспомнить, как в конце 1990-х году Disney запустила в производство фильм Мартина Скорсезе «Кундун» о жизни Далай-ламы. Китайские власти предупредили CEO Disney Майкла Айснера, что интересы студии сильно пострадают, если картина будет выпущена в прокат. Поскольку китайский прокат тогда находился в зачаточном состоянии, угрозу не восприняли всерьёз. Китай долгое время не пускал западные фильмы в свои кинотеатры, и когда в середине 1990-х некоторые американские хиты начали добираться в страну, оказалось, что местный зритель с охотой смотрит такое кино.

Айснер публично защищал «Кундун», ссылаясь на свободу творческого самовыражения. Но эта якобы храбрая позиция продлится недолго: Голливуд вскоре понял, что ссориться с Китаем себе дороже и решил не навязывать никаких моральных уроков в своих фильмах. Более того, как говорится в книге Джеймса Стюарта «Война за империю Disney», Айснер вообще не хотел давать добро на «Кундун», считая сценарий скучным. И уж тем более его не волновала судьба Тибета. Гораздо важнее для Айснера были планы на открытие тематических парков Disney в Гонконге и Шанхае, но «Кундун» уже снимался, и нельзя было позволить некоммерческому фильму Скорсезе поставить под угрозу финансовые амбиции корпорации.

«Религия это отрава», говорит Мао Далай-ламе в драме «Кундун»

Поэтому Майкл Айснер нанял Генри Киссинджера — того самого бывшего госсекретаря США, — в качестве эмиссара Disney в Китае. Киссинджеру поручили закулисную работу по заверению китайского правительства, что студия не станет промотировать «Кундун» и картина умрёт тихой смертью в прокате. Так и вышло — фильм Скорсезе провалился в Северной Америке, но получил четыре номинации на «Оскар». В интервью Radio Times 1998 года, Скорсезе раскритиковал Disney за неспособность продвинуть картину. Можно предположить, что как раз отсюда идут истоки отношения режиссёра к студии, выпускающей экранизации комиксов Marvel.

В октябре 1998 Айснер публично отрёкся от своих попыток защитить «Кундун» — CEO Disney нанёс визит в Китай, где пытался найти общий язык с новым премьером Госсовета КНР Чжу Жунцзи. Говорят, он сказал ему следующее: «Плохая новость в том, что фильм снят. Хорошая — в том, что его никто не смотрел». Айснер рассыпался в извинениях, назвав «Кундун» ошибкой, и сказал, что «впредь мы должны предотвращать подобные вещи, оскорбляющие наших друзей».

Действия Киссинджера вкупе с извинениями Айснера сработали, и в в 1999-м студии разрешили выпустить в Китае мультфильм «Мулан». Студия искренне надеялась, что анимация с китайской героиней соберёт в Поднебесной огромные деньги, как и «Король-Лев». Увы, «Мулан» провалилась, собрав за три недели проката всего 30 000 долларов на материке. В Шанхае в кинотеатры пришли всего 200 000 человек из 14-миллионного населения.

К слову, «Кундун» можно купить на Amazon, но на платформе Disney+ он отсутствует. Так что обещание убить фильм студия держит и по сей день.

Что из всего этого следует?

  • Американские блокбастеры будут опять прорываться в Китай;
  • Скорее всего, премьеры тентполов постепенно будут проходить в Китае;
  • С пиратством начнут бороться ещё серьёзнее;
  • Стриминг уже точно никуда не денется;
  • Кинотеатральное окно в 90 дней останется в прошлом;
  • Пока пандемия не закончится, все попытки анализировать кассовые сборы — пустое занятие.

Под натиском Дельта-варианта коронавируса, страны опять начинают возвращать меры для сохранения здоровья граждан, и кинотеатры становятся их жертвой в одну из первых очередей. Мы живём в состоянии пандемии уже полтора года, и пока что ни один фильм не собрал больше одного миллиарда долларов.

Пока пандемия не закончится, а также пока Китай не вернёт голливудские фильмы в прокат, ни один американский блокбастер больше не соберёт миллиард. Такова сегодняшняя реальность.

1 comment on “Что будет дальше с блокбастерами?

%d такие блоггеры, как: