Site icon kimkibabaduk

«Спланированная PR-кампания»: Disney об иске Скарлетт Йоханссон

Неделю назад Скарлетт Йоханссон подала в суд на Disney за нарушение контракта. Мы подробно рассказывали об этом здесь и здесь. Некоторые сочли, что корпорация откупится, и актриса заберёт иск. Но не тут-то было.

Давний юрист компании Disney Дэниел Петрочелли сообщил Variety, что требования в иске Йоханссон выходят далеко за рамки контракта актрисы со студией. Он охарактеризовал ситуацию как попытку заставить Disney заплатить, что привело к обратным результатам.

«Очевидно, что это тщательно спланированная пиар-кампания для достижения результата, которого нельзя добиться в судебном процессе, — считает Петрочелли. — Никакое давление со стороны общественности не изменит и не скроет четкие договорные обязательства. Контракт прописан предельно чётко».

По словам Петрочелли, контракт с Йоханссон составлен так, что в случае споров следует обращаться в арбитраж, а не в открытый суд. Но даже этот момент может быть предметом спора, поскольку контракт актрисы заключен с Marvel, а иск был подан против Disney на основании юридического тезиса о том, что корпоративные приоритеты Disney по поддержке стриминговой платформы были навязаны Marvel.

Юрист студии говорит, что по контракту с Йоханссон, «Чёрная Вдова» должна была быть выпущена минимум на 1500 экранах. В итоге у фильма в США было более 9000 экранов плюс ещё 30 000 экранов за рубежом. Петрочелли неоднократно подчёркивал, что решения о дистрибуции фильма полностью зависят от студии и единовременный прокат был необходимой стратегией во время пандемии, оказавшей разрушительное воздействие на традиционный кинопрокат.

Тут, конечно, можно заметить, что фильмы «Главный герой» и «Шан-Чи и легенда десяти колец» запланированы в Северной Америке и в мире как релиз с 45-дневным кинотеатральным окном. Так что Петрочелли, безусловно, лукавит, когда говорит о необходимости релиза день-в-день. Конечно, подписка на Disney+ скорее увеличится, если дать зрителям возможность посмотреть новый блокбастер Marvel с популярной актрисой и знаменитой героиней, нежели всё тот же фильм Marvel, но с новым для зрителя героем и актёром.

Согласено иску, Йоханссон лишилась солидной части заработка, когда фильм ушёл в кино и на платформу в премиальный доступ. Но Петрочелли говорит, что релиз на Disney+ на деле стал дополнительным плюсом для актрисы, поскольку эта выручка учитывается в кассовых сборах для расчёта бонусов. Чтобы посмотреть «Вдову» на Disney+, надо заплатить $29,99 и часть этой выручки Disney делит с партнёрами-дистрибуторами (как например Verizon), но какой бы ни была при этом доля студии, она будет учтена при расчёте бонусов для актёров, говорит юрист. «Мы относились к выручке Disney Premier Access как к кассовым сборам в соответствии с требованиями контракта относительно бонусов, что только улучшило экономические показатели госпожи Йоханссон», — добавляет Петрочелли.

Команда юристов Йоханссон утверждает, что несколько месяцев пыталась разрешить спор, задолго до премьеры фильма. Однако Disney не отвечали на запросы. Disney, в свою очередь, категорически утверждают, что команда актрисы не предупредила студию о готовящемся иске, который был подан в суд 29 июля 2021-го. Источники Variety, близкие к юристам Йоханссон, говорят, что руководство студии получило не одно и не два предупреждения о грядущем иске.

Адвокат Скарлетт Йоханссон Джон Берлински считает комментарий Петрочелли «отчаянной попыткой» реабилитации имиджа. «Но юристы Disney не смогут стереть ранние публичные заявления, условия контракта госпожи Йоханссон; историю, что привела к этому иску или последствия своего поведения для творческого сообщества в целом, — говорит он. — Если бы Disney искренне верила в то, что сейчас утверждают ее юристы, она приветствовала бы решение спора в открытом суде, вместо того, чтобы скрывать свое неправомерное поведение от общественности в конфиденциальном арбитраже».

Берлински и Петрочелли — давние знакомые. Они уже были на противоположных сторонах другого громкого процесса. С 2015 по 2019 год актёр и продюсеры сериала «Кости» вели тяжбу против студии 21th Century Fox. В 2019 году, когда Петрочелли присоединился к делу вследствие продажи студии корпорации Disney, Берлински добился в арбитражном суде решения о возмещении актёрам и продюсерам в 179 млн долларов. Затем дело вернулось в открытый суд, и Петрочелли добился снижения суммы компенсации до 51 млн долларов. И хоть обе стороны грозились подать на апелляцию, в сентябре 2019-го было достигнуто соглашение.

В случае с «Черной вдовой» Петрочелли назвал судебный процесс Йоханссон недальновидным, учитывая чрезвычайные условия, созданные пандемией COVID-19. Учитывая десятки миллионов долларов, вложенных в «Чёрную Вдову», Disney ничего не оставалось, кроме как искать инновационные решения для проката фильма. «У вас случился внезапный кризис, и студия пытается помочь миллионам фанатов, которым из-за COVID-19 неудобно ходить в кинотеатры. Всем студиям пришлось приспосабливаться», — комментирует юрист.

По его же словам, конфликт обостряется из-за того, что разыгрывается на фоне переходного времени для индустрии. Мельчайшие детали контрактов со звёздами и формулы компенсаций не успевают за изменениями, в которых сейчас находятся производство и дистрибуция фильмов и сериалов. Петрочелли считает, что в ближайшем будущем сделки с создателями фильмов «станут более точными относительно условий условий любой компенсации». «Произошла кардинальная перемена в связи с появлением Интернета, и возможностью размещения информации в нём. На решение этой проблемы потребуется время».

История с контрактом Йоханссон может стать первым прецедентом в серии исков, поданных актёрами и режиссёрами, чьи договора с Disney не учитывали одновременный показ фильмов в кинотеатрах и на Disney+. Напомним, что подобное решение вылилось для студии Warner в 200 млн долларов — столько пришлось заплатить звёздам, чтобы не было подобных исков.

Ещё одним признаком задетого конфликтом нерва стало выступление президента SAG-AFTRA (актёрской Гильдии) Габриэлла Картерис, которая в минувшую пятницу сделала солидное заявление, осуждающее Disney. Она сказала, что компания должна «стыдиться» и раскритиковала «гендерную окраску» ответного заявления Disney.

«Скарлетт Йоханссон привлекла внимание к неуместным сдвигам в компенсациях, от которых компании пытаются увернуться по мере изменения дистрибуционной модели, — говорит Картерис. — Никто и ни в одной сфере труда не должен становиться жертвой неожиданного сокращения ожидаемой компенсации. Это неразумно и несправедливо. Disney и прочие контент-компании преуспевают и в состоянии выполнить свои обязательства по выплате компенсаций исполнителям, чья работа становится причиной прибыли корпорации».

Что же до гендерного аспекта, то Картерис считает так: «Женщины не становятся „чёрствыми“, когда борются за справедливую оплату труда. Они — лидеры и борцы за экономическую справедливость. Женщины десятилетиями страдали из-за неравенства в оплате труда, а также из-за комментариев, подобных тем, что содержатся в заявлении пресс-службы Disney. Такого рода нападкам нет места в нашем обществе и SAG-AFTRA и дальше будет защищать своих членов от всех форм предвзятости».

Exit mobile version