Кино

Крыса, ласка и звезда: «Отряд самоубийц» Джеймса Ганна

Без Джокера

В 2016 году на экраны вышел «Отряд самоубийц» Дэвида Эйра и это было… странное зрелище. Скомканное повествование, плохо прописанные персонажи и странный сюжет, вкупе с вмешательством студии, пытавшейся создать на основе мрачного боевика экшен-комедию привело к проекту, который не понравился критикам, но порадовал зрителей. Однако почти единогласно оба лагеря признавали, что фильм не вышел. В итоге дело взялся изменить Джеймс Ганн, которого как раз вовремя отвлекли от обязанностей перед Marvel.

Новый «Отряд самоубийц», из-за неразберихи с названиями получивший в прокате «веселый» подзаголовок «Миссия навылет», начинается с места в карьер. Нам сразу дают новую команду разномастных злодеев, которые под руководством Рика Флэга (Юэль Киннаман из первой части) должны отправиться на остров Корто-Мальтез ради очередного секретного задания. Тогда ещё никто не знает, чем всё обернется (спойлеры прибережем на потом), достаточно лишь сказать, что умрут многие, а крови будет пролито немало.

Буквально с первых кадров становится понятно, что Ганн пришёл в киновселенную DC отрываться на полную. Он не стесняется в выражениях и изображениях, убивая людей направо и налево и при этом откровенно демонстрируя, как именно они умирают и насколько болезненно. Всё это, разумеется, покрыто толстым слоем мата. Интересно, что задумкой Эйра в своё время был мрачный триллер в стиле фильмов 1970-х, но воплощает её почему-то Ганн: его версия совсем недетское кино, без всяких экивоков в сторону детей. Рейтинг R есть рейтинг R.

Может показаться, что в этом весь новый «Отряд самоубийц», но на самом деле под этой веселой, безбашенной и кровавой обёрткой скрывается интересная история и персонажи, за которых переживаешь. И речь не о ласке (этого персонажа отыгрывает брат Ганна, Шон Ганн), а о крысе по кличке Себастьян, который, скорее всего, станет любимчиком не одной сотни зрителей. А теперь заходим на территорию СПОЙЛЕРОВ, так что осторожно.

Ганн знает, что главное в подобных фильмах — персонажи. Персонажи должны захватить зрителя, заинтересовать его, заставлять переживать. И Ганн наполняет свой «Отряд самоубийц» массой интересных антигероев. Бладспорт (Идрис Эльба) выполняет миссию неохотно и хочет побыстрее отвязаться от своих новых напарников. Миротворец (Джон Сина) желает добиться мира любой ценой, а описать его можно одним словом — говнюк. Человек-в-Горошек (Давид Дастмалчян) — печальный неудачник, которого мучают старые травмы. Как ни странно, но именно он, вместе с Крысоловом 2 (Даниэла Мелшиор) составляют эмоциональное ядро фильма.

Мелшиор — настоящая находка Ганна и главная звезда нового «Отряда самоубийц». По словам самого Ганна, на эту роль рассматривали «сотни актрис со всего света». В конечном счёте было выбрано три актрисы, а главным условием стало, как кандидатки работают с крысами. Роль досталась португальской актрисе Мелшиор. Её напарниками стали две крысы: Челюсти и Крисп Ратт. Тут, конечно, можно вспомнить, как на съёмках первой части Джаред Лето подарил Марго Робби живую крысу, но животное в итоге оказалось в торонтском доме режиссёра Гильермо дель Торо.

И Мелшиор действительно отлично работает с крысами в кадре. Её героиня, Клео Казо, мало похожа на злодейку, она не отличается кровожадностью того же Миротворца. На самом деле она скорее жертва системы и обстоятельств и оказалась в отряде по воле случая. Родившаяся на улицах Португалии, она жила с отцом (Тайка Вайтити), который придумал способ управлять крысами. Когда отца не стало, она переехала в Штаты, где её арестовали за вооруженное ограбление банка. Оружием посчитали крыс.

Клео связывает весь отряд воедино. Она первой находит общий язык с Королём Акул (Сильвестр Сталлоне) — гигантским прямоходящим хищником. Эдакий местный Халк, он только и мечтает, чтобы сделать «ном-ном» какому-нибудь человеку и вообще плохо представляет, что происходит вокруг. Но именно персонаж Мелшиор первой начинает его рассматривать не просто как монстра, но как возможного друга (к вящему недоверию остальных).

Благодаря Клео отряд превращается в семью. Она пробивается сквозь защиту Бладспорта и в целом смотрит на смотрит на мир чуть добрее, сколько бы зла и кровищи в нём не было. Помогает ситуации и Себастьян. За крошечного героя переживаешь и следишь, чтобы он, не дай бог, не погиб, как большинство других персонажей.

Наравне с ней стоит Человек-в-Горошек, Абнер Крилл. Нелепый на первый взгляд персонаж (от имени до костюма и способностей: он буквально кидается в противников яркими точками) очень нравится Ганну, и вместе с Дастмалчяном они создали один из самых трагичных образом в современных экранизациях комиксов. Глубоко травмированной собственной матерью (сцены с её участием одновременно невероятно жуткие и смешные), которая ставила эксперименты на нём и его братьях и сёстрах, Человек-в-Горошек превратился в оружие, которое в любой момент способно самоуничтожиться. Но он не хочет быть оружием и мечтает стать супергероем, помогать людям.

Эта пара, оптимизм и пессимизм, Клео и Абнер, доносят до зрителя простую, но красивую мысль — для каждого человека, самого маленького и незначительного, самого слабого и бесполезного, в мире есть своё место. Всегда есть шанс стать героем. Всегда есть шанс спасти мир.

«Отряд самоубийц: Миссия навылет» (2021)

И вот всех этих, и многих других интересных персонажей, Ганн поместил с безумный, кровавый и искренне смешной военный фильм. Совмещая свою любовь к фильмам студии Troma (только посмотрите, как изощренно и мультяшно погибают люди в кадре) и искреннюю любовь к лузерам (ребята, ставшие Стражами Галактики, тоже не отличались крутостью), режиссёр умудряется не забыть. никого из героев, предоставив каждому или классный монолог или крутой экшен-выход.

Но вы спросите: а как же Харли Квинн? Марго Робби после сольника могла бы перетянуть на себя всё кино, но «Отряд» складывается только как ансамбль, без чёткого лидера. Поэтому Робби слегка отходит на второй план вместе со всеми. Кто на первом? Ну конечно бессердечная Аманда Уоллер (Виола Дэвис), управляющая своими подопечными как марионетками. Ганн помнит, что всем героям вживляют датчики в шею, и потому любого можно взорвать, если он или она захочет покинуть миссию. Однако он явно не фанат такого подхода к людям и прилагает к Аманде команду не безликих помощников, как было у Эйра, а вполне себе адекватных ребят, способных принимать решения и без неё (о, ужас!). Если Мелшиор это сердце фильма, то Дэвис его ноги, крепко стоящие на земле. Забыть о том, что герои действуют не по своей воле, не получится.

Вообще «Отряд» прекрасно отражает внешнюю политику США. Проект, над которым работает герой Питера Капальди, при ближайшем рассмотрении оказывается не просто гигантской звездой с глазом, а по сути одной из ошибок американского правительства, откинутой на землю государства третьего мира. Персонажи комиксов порой делают гораздо более смелые политические заявления, нежели герои серьёзных драм. Звезда имеет особенность превращать других людей в придаток к себе, здесь Ганн уже забывает о тонкостях и в лоб показывает жертв экспериментов американского правительства, пусть и со звездой во лбу. Как Warner это проглядели, трудно понять.

«Отряд самоубийц: Миссия навылет» (2021)

А теперь самое страшное: небольшое сравнение с первым «Отрядом самоубийц». Поехали.

В фильме Эйра, отряд позиционировался как ответ правительства на возможные проблемы с супергероями и, конкретно, Суперменом. На фоне этого особенно странно смотрелся выбор персонажей, большинство которых способны разобраться, максимум, с Зеленой Стрелой.

В сиквеле перед отрядом стоит гораздо более человеческая миссия, и выбор суперзлодеев выглядит логичным. Среди них практически нет людей с суперспособностями (за исключением разве что парочки) и в их задачу не входит спасение мира или сражение с супергероями (финал — лишь неудачное стечение обстоятельств).

Сплочение команды в фильме Ганна. происходит постепенно, на глазах у зрителя. Персонажи проходят путь от вражды (кровавое, ребяческое и дико смешное противостояние Бладспорта и Миротворца), до совместного отдыха и понимания, что ради выживания необходимо работать сообща. В первом фильме всё упиралось в сцену в баре, после чего все неожиданно объединялись.

Да, против картины Эйра играет вмешательство студии, которая за годы успела понять, что иногда лучше довериться автору и разрешить ему творить в своем фильме всё, что он захочет. С другой стороны, Эйр изначально снимал суровый боевик с суперзлодеями, а Ганн сразу поставил перед собой задачу: развлечь зрителя. И убить максимальное количество персонажей DC.

Ганн со своей задачей справился на отлично. Новый «Отряд самоубийц» с распростёртыми объятиями принимает комиксы, с их странностями, нелепостями и грустью. Он говорит нам, что фильмы по комиксам могут быть разными и предлагает свой вариант: кровавый (опять-таки, он очень кровавый), разудалый, смешной и трогательный боевик.

С лаской, крысой Себастьяном и звездой.

2 comments on “Крыса, ласка и звезда: «Отряд самоубийц» Джеймса Ганна

%d такие блоггеры, как: