Индустрия Кино

Фестивали, которые не смогли

Не всем так повезло, как Каннскому

Прошедший в июле Каннский кинофестиваль поразил прессу своими порой абсурдными требованиями по соблюдению профилактики коронавируса. Одним гостям надо было сдавать тест каждые 48 часов, другим приходилось предъявлять справку об антителах — но это только при входе в фестивальный дворец. Чтобы посмотреть фильмы в залах «Люмьер» и «Дебюсси», нужно было лишь предъявить вовремя заказанный билет.

В итоге, за 11 дней киносмотра, фестиваль потратил 1 миллион долларов на тесты примерно 28 000 человек, и как сообщил на премьере фильма Vortex программный директор Канн Тьерри Фремо, положительных среди них было всего 70. Звёзды ходили по красной дорожке, позировали без масок, принимали аплодисменты, широко улыбаясь, что вызывало критику со стороны французской прессы: выступление президента Макрона о состоянии страны в связи с появлением штамма «Дельта», никак не коснулось праздника кино в Каннах.

Неужели оффлайн-фестивали вернулись и пандемические меры можно забыть как страшный сон?

Увы, это не совсем так. Как минимум два мероприятия (конечно, не сравнимые по известности с Каннами) были закрыты из-за положительных тестов.

Фестиваль в Габесе / Gabès Cinéma Fen

На юге Туниса, в Габесе проводится кинофестиваль, который объединяет кино, видеоарт и виртуальную реальность. Девятидневный смотр стал преемником Международного арабского кинофестиваля в Габесе — противоречия и разногласия среди организаторов привели к расколу и созданию нового, Габесского кинофестиваля в 2018 году. Фестиваль является частью экономической и человеческой экосистемы юго-восточного региона, которому хочется привить туристическую динамику через международную известность, которую обеспечивает кино.

Всего за два года Габес превратился в один из самых важных фестивалей цифрового искусства в регионе. Глава фестиваля Фатьма Шериф и программный директор Икбал Залила сделали выбор в пользу левых в своих курируемых программах и дискуссиях, отдав предпочтение эстетически смелым фильмам и ультрасовременному искусству, которые делают Габес поистине уникальным опытом как для обездоленных жителей города, так и для любителей арабского искусства.

Расположенный недалеко от острова Джерба, Габес — единственный в мире оазис у моря с пальмовыми рощами, которые до недавнего времени обеспечивали продовольственную самообеспеченность региона. Однако у Габеса есть серьёзные экологические проблемы из-за заводов по переработке фосфатов: шестой по величине город страны постепенно превратился в самый загрязненный. На фоне экологической катастрофы, растущим бесплодием и самым высоким уровнем заболеваемости раком в стране, фестиваль важен для малообеспеченных сообществ города — как в экономическом, так и в культурном плане.

Кадр из фильма Before the Dying (2021) из конкурсной программы фестиваля в Габесе

Администрация нового фестиваля постаралась сохранить присущую месту атмосферу. В различных культурных объектах города, например, в центрах популярных базаров, были организованы кинопоказы под открытым небом. Наряду с ними были запланированы выставки и новаторские художественные проекты. К фестивалю подключались также другие города — Хамма, Марет или Матмата. Иными словами, это довольно важное культурное событие для Туниса, который также пострадал от пандемии (более полумиллиона случаев на 11 млн населения).

В 2021-м Габесский фестиваль должен был пройти с 18 по 26 июня, что обещало возвращение к старой норме после полутора лет изоляции. Как пишет Middle East Eye, организаторы перестарались, устроив вечеринки, на которых пандемия казалась историей из прошлого: посетители без масок не соблюдали дистанцирование, а в буфетах не соблюдались правила гигиены. Как итог — за два дня до закрытия фестиваля у одного из гостей был обнаружен COVID-19. Инцидент произошел, когда уровень инфицирования в Тунисе снова начал стремительно расти, что привело к новому пику госпитализаций. После известия о положительном тесте гостя фестиваля, все публичные показы были отменены, а все мероприятия в закрытых помещениях немедленно прекращены. Ещё раз напомним, что до конца фестиваля оставалось всего два дня.

Фестиваль в Пучхоне / BIFAN

8 июля в южнокорейском Пучхоне начался 25-й Международный фестиваль фантастического кино. Он должен был продлиться до 18 июля и показать 257 фильмов из 47 стран.

BIFAN, основанный в 1997 году, сосредоточен на южнокорейских и иностранных хоррорах, триллерах, мистике и фантастике, впрочем акцент все равно делается на фильмах из Азии. Пучхон — довольно небольшой город с высокой плотностью населения, расположен на севере от Сеула. Власти города позиционируют Пучхон как культурный центр центральной части Южной Кореи.

Уже 10 июля один из посетителей фестиваля получил положительный тест на COVID-19, а на следующий день заболел человек из технической команды BIFAN. Организаторы в срочном порядке протестировали всех остальных техников, и вирус не обнаружили. Однако в результате было принято решение перевести фестиваль в онлайн, отменив все оффлайн-активности. Ситуация с коронавирусом в стране ухудшается, и Южная Корея входит в четвёртую волну пандемии. BIFAN официально полностью закрылся 15 июля, но показы вна платформе локального стриминг-сервиса Wavve продолжались до 18-го.

Как пишет Variety, BIFAN удалось показать 94 полнометражных фильма, 114 короткометражных и 49 мультимедиа работ в нескольких крупных городских точках. Онлайн показали 61 полный метр и 93 короткометражных фильмов. Фестиваль посетили 35 235 человек, из которых 11 218 пришли на мероприятия, а 20 595 смотрели фильмы из дома.

Главный приз завоевал фильм совместного производства Южной Кореи и Таиланда «Медиум» (Rang Zong) режиссера Банйонга Писантанакуна, который принимал участие в антологии «Азбука смерти».

В итоге фестиваль в Пучхоне получился гибридным, чего организаторы могли ожидать — в конце концов, церемония открытия также велась онлайн. Когда на пятый день проведения BIFAN провинция Кёнгидо (самая густонаселённая в Южной Корее), в которой располагается Пучхон, получил повышенный, четвёртый статус распространения болезни, организаторы ещё пытались провести фестиваль, как задумывалось, со всеми мерами безопасности (любые собрания ограничивались сотней человек, обязательный маски, санитайзеры на всех местах проведения), но тем не менее, пришлось уйти в онлайн. Никаких дальнейших заражений фестивальной аудитории и обслуживающего персонала не было.

%d такие блоггеры, как: