Site icon kimkibabaduk

«Чёрная Вдова» и стратегия релизов Disney

Когда коронавирус в 2020 году полностью поломал графики релизов и грозился доломать кинопрокат, все взгляды были устремлены на Disney: как поступит конгломерат, в ведении которого находится главная франшиза современности — фильмы студии Marvel. И «Звёздные войны». И «Аватар». И Pixar.

Что будет с «Чёрной Вдовой», если даже кино Кристофера Нолана собирает смешные деньги? В итоге, как мы знаем, студия решилась на запуск программы Premier Access, позволяющей подписчикам Disney+ смотреть новейшие релизы в день их выхода в широкий прокат. После «Мулан» студия отдала стримингу мультфильмы «Райя и последний дракон», «Лука» и полнометражную «Круэллу», причём «Лука» вообще миновал кинопрокат в Северной Америке и был показан в подписке, а не в Premier Access (стоимость проката свежего фильма для подписчиков платформы составляет 30 долларов).

Тянуть с «Вдовой» было уже нельзя: финальное появление Джулии Луис-Дрейфус в образе контессы Валентины Аллегры де Фонтейн уже не стало сюрпризом для тех, кто смотрел сериал «Сокол и Зимний солдат». Все проекты киновселенной Marvel так или иначе связаны между собой, и сериалы не исключение. Впрочем, это скорее лирическое отступление.

«Вдова» и кинотеатры

Как пишет The Wrap, кассовые сборы «Чёрной Вдовы» сравнимы со стаканом воды, который то ли наполовину полон, то ли наполовину пуст. Собрав 80 млн долларов в прокате Северной Америке за первые выходные, Marvel Studios установила пост-пандемический рекорд и доказала, что публика готова идти в кинотеатры, если показать правильное кино.

Но с другой стороны, зарубежный рынок пока еще не может похвастаться огромными сборами — коронавирус не очень-то ослабляет хватку в Европе, а потому 78 млн долларов за пределами Штатов и Канады. Пока Disney не достигнет сборов, которые делали марвеловские боевики до пандемии, студия, скорее всего, будет придерживаться гибридных релизов, чему, конечно, не рады кинотеатры.

«Чёрная Вдова» (2021)

Мы часто говорим об исследовании, которое показывает, что зрители стриминг-платформ точно так же ходят в кино, и просмотр дома не влияет на решение увидеть новинку на большом экране. Но с «Чёрной Вдовой» эти данные придётся пересмотреть. После того, как фильм собрал 39,5 млн долларов в пятницу, субботнее падение индустрия ожидала в пределах 30%, но вместо этого оно составило 41% (сравните с падением в 25% у «Форсажа 9»). Предположительно, часть зрителей все-таки предпочла смотреть картину дома.

За границей главным рынком фильма стала Южная Корея (12,5 млн долларов за пять дней), но при этом стоит знать, что с распространением штамма «Дельта» в стране планируются пересмотры существующих протоколов безопасности. В Японии, где вакцинировано всего 15% жителей, картина собрала 3,3 млн долларов, объявлено чрезвычайное положение, чтобы ограничить потенциальный всплеск инфекции в связи с предстоящей Олимпиадой в Токио.

В Европе «Чёрная Вдова» установила максимальные сборы времен пандемии в 15-ти странах, включая Великобританию (9,7 млн долларов) и Францию (6,9 млн долларов). За последние недели во многих странах континента, особенно в Великобритании и Нидерландах, где были отменены протоколы социального дистанцирования, увеличилось количество случаев заражения COVID-19.

Поскольку весь мир находится на разных этапах вакцинации, председатель Disney Media and Entertainment Distribution Карим Дэниэл в воскресенье, 11 июля, сделал заявление, в котором повторил аргумент в пользу «гибкой» прокатной стратегии. «К радости фанатов всего мира, Marvel снова представил выдающийся фильм, — сказал он. — „Чёрная Вдова“ достигла рекордных сборов на текущем рынке. В эти выходные высокие показатели релиза подтверждают нашу гибкую стратегию дистрибуции, делая фильмы-франшизы доступными для кинотеатрального опыта, но, поскольку проблемы COVID-19 во всём мире сохраняются, мы предоставляем выбор тем потребителям, которые предпочитают смотреть фильмы дома на Disney+».

«Чёрная Вдова» (2021)

Это довольно любопытное заявление, поскольку в середине мая CEO Disney Боб Чапек во время телеконференции сообщил, что следующий фильм Marvel, боевик «Шан-Чи и легенда десяти колец» выйдет только в кинопрокат, пусть и с сокращённым в два раза до 45 дней окном. Тогда Чапек комментировал гибридный выпуск «Чёрной Вдовы» как необходимость компенсировать всё ещё восстанавливающийся кинопрокатный рынок, избегая дальнейшей задержки релиза. Тогда Чапек надеялся, что ситуация с вирусом к сентябрю изменится к лучшему и «Шан-Чи» сможет добраться до платформы Disney+ уже после кинотеатров.

Впрочем, все эти слова оказались втуне — новый штамм коронавируса заставляет страны заново ужесточать антиковидные меры и сильнее продвигать вакцинацию. Disney уже заявила, что следующим гибридным релизом станет приключенческая картина «Круиз по джунглям», но с появлением штамма «Дельта» процесс восстановления уверенности зрителей в походах в кинотеатры может снова замедлиться, что вызовет искушение выпустить «Шан-Чи» и другие фильмы также в гибридной форме.

Что остаётся кинотеатрам? С одной стороны «Вдова» хорошо прокачала общий бокс-офис Северной Америки за неделю, доведя его до 117 млн долларов, что всего на 8% ниже, чем в ту же неделю июля 2019-го. Но с другой стороны, как бы там ни было, фильмы Marvel останутся в кинотеатрах. Между Днём Труда и Рождеством будет выпущено ещё три картины MCU, которые привлекут зрителей в залы («Шан-Чи», «Вечные» и третий «Человек-паук»). В 2022-м с конца марта по начало июля выйдут ещё три фильма, кульминацией которых станет «Чёрная Пантера: Ваканда навсегда», который, как предсказывают аналитики, может стать самым кассовым в году.

Помним, что «Форсаж 9», выпущенный только в кино, собрал в мировом прокате 541 млн долларов. Из-за пандемии он не дотянет до отметки в 1 миллиард долларов, как предыдущие фильмы серии, но итоговый результат в 650 млн долларов с лишним станет хорошим знаком для картины, выпущенной в широкий прокат всего через полгода после начала вакцинации.

Стратегия гибридного релиза станет более жизнеспособным вариантом во второй половине 2021 года для студий, которые имеют возможность воспользоваться ею, а кроме Disney никто не получит столь же отличные результаты. Кроме того, гибридная модель вызывает беспокойство киноинвесторов, которые пока не представляют, как одновременные релизы повлияют на посткинопрокатные дополнительные доходы вроде телевизионных прав, которые до пандемии приносили неплохую прибыль.

«Чёрная Вдова» и стриминг

История двух «сестёр» стала первым фильмом MCU, выпущенным за два года в кинотеатрах. В то же самое время, это первый за два года новый фильм Marvel, который подписчики Disney+ могут взять напрокат за 30 долларов.

В пятницу многие аналитики ожидали, что «Вдова» закончит уикенд со сборами в 100 млн долларов, но мы уже знаем, что в субботу фильм капитально просел. Но в воскресенье утром студия Disney сделала заявление, которого никто не ожидал: огласила цифровые сборы фильма. Подписчики Disney+ всего мира принесли «Чёрной Вдове» 60 млн долларов. Это стало большим сюрпризом для индустрии, ведь цифровые сборы — данные тщательно охраняемые и недоступные никому за пределами кабинетов боссов компаний.

«Чёрная Вдова» (2021)

Голливудские студии Universal, Warner Bros и Disney уже больше года выпускают фильмы в кинотеатрах и на своих платформах, честно рапортуют о кассовых сборах в кино, но продолжают скрывать сборы на VOD. Обычно, публикуется пресс-релиз вроде «фильм Икс стал номером 1 по просмотрам на нашей платформе», но количество просмотров остаётся тайной за семью печатями. Поэтому, как совершенно логично задаётся вопросом Variety, почему сейчас и почему именно этот фильм?

Disney ничего не комментирует. По мнению конкурирующих студий, компания не собиралась оглашать сборы стриминг-релиза. Но как только шансы собрать 100 млн в кинопрокате начали стремиться к нулю, студия пересмотрела свою стратегию. В том же воскресном заявлении говорится, что у «Чёрной Вдовы» самый кассовый уикенд по сборам в Северной Америке для сюжетов истории создания супергероев MCU. Студия утверждает, что фильм опередил даже «Чёрную Пантеру» и «Капитана Марвел».

Variety считает, что это неправда, достаточно вспомнить сборы фильмов «Человек-паук: Возвращение домой» (117 млн долларов), «Железный человек» (98,6 млн долларов), «Стражи Галактики» (94,3 млн долларов) и «Доктор Стрендж» (85,1 млн долларов). Все они собрали дома в первый уикенд больше «Чёрной Вдовы». Кроме того, Disney не уточняет, какой процент от 60 млн долларов, собранных с подписчиков их платформы, приходятся на США и Канаду. Чтобы превысить сборы «Человека-паука», эта сумма должна быть как минимум 37,1 млн долларов.

Что такое 60 млн долларов «Чёрной Вдовы» для Disney+? Конечно, это внушительная цифра, ведь студии не нужно делить ее напополам, как в случае с кинотеатрами. Если учесть, что стоимость проката фильма 29,95 долларов, но его посмотрели примерно 2 млн подписчиков (Disney+ стоит 8 долларов в месяц). Поделив сборы в кинотеатрах (80 млн) на среднюю цену билета в США (9,50 долларов), получим около 8,42 млн проданных билетов. Поскольку мы понятия не имеем, сколько собирали другие диснеевские фильмы на платформе Disney+, то сложно понять, насколько хорошим результатом стали объявленные 60 млн долларов. Известно, что у Disney+ 103 млн платных подписчиков, и если всего 2 млн из них решили посмотреть «Вдову» дома, то это не очень-то радостная цифра.

Управляющий консалтинговой компанией Franchise Entertainment Research Дэвид А. Гросс утверждает, что какими бы впечатляющими ни были цифровые показатели «Чёрной Вдовы», в конечном счёте, продажи сокращают выручку фильма. Когда фильм приносит 1 миллиард долларов в мировом прокате, как обычно это делают картины Marvel, они собирают гораздо больше на VOD-платформах, чем фильм, у которого не было таких сборов в прокате, считает Гросс. По данным Comscore 19% кинотеатров США и Канады всё ещё закрыты, а в Китае у «Вдовы» пока нет даты релиза. По этим причинам Disney никак не могли ожидать миллиарда от сборов фильма Шортланд. Но его гибридный релиз, скорее всего, ещё больше снизил общий потенциал цифровых доходов.

«Чёрная Вдова» (2021)

«Я всё так же уверен, что без одновременного выпуска на стриминге, сборы в кинотеатрах были бы выше, — говорит Гросс. — Вследствие чего, ценность стриминг-проката возросла бы». Тут. Конечно, можно отметить, что после кинопроката студия вряд ли бы выставила ценник в 30 долларов за просмотр фильма — он бы просто перешел в подписку.

Но Variety предлагает ещё один способ взглянуть на всё те же 60 млн долларов. Заработать такие деньги на двух миллионах подписчиков (напомним, что это приблизительная цифра) гораздо выгоднее с финансовой точки зрения, как минимум, в краткосрочной перспективе, нежели получить 80 млн долларов от 8,4 зрителей. Иными словами, если бы в США и Канаде ещё 2 млн зрителей купили бы билеты на «Чёрную Вдову», студии пришлось бы делиться сборами с кинотеатрами. То есть полученные примерно 19 млн напополам = 9,5 млн долларов. Такая вот математика.

В любом случае анализировать бокс-офис времён пандемии очень непросто — слишком мало кейсов, слишком много переменных. Но сейчас уже понятно одно: стабильности в кинопрокате в ближайшее время не будет, а студии продолжат свои эксперименты.

Подписывайтесь на KKBBD.com в Facebook и ВКонтакте.

Exit mobile version