Кино

Действуйте, сёстры: «Чёрная вдова» Кейт Шортланд

Первый фильм Marvel эпохи пандемии

«Я — чудовище», — шепчет Наташа Романова, признаваясь Брюсу Баннеру, что она не может иметь детей в фильме «Мстители: Эра Альтрона» (2015). Пожалуй, из-за этой сцены я впервые пожалела, что назвала кота Джоссом Уидоном. И это я ещё не представляла, что будет с режиссёром дальше. Но речь не об этом.

Наташа — единственная женщина первичного состава киновселенной Marvel, эффектно вошла в кадр в одном из самых, на мой взгляд, неудачных фильмов франшизы, «Железный человек 2» (2010). Прикидываясь новой секретаршей Тони Старка, она метко стреляет глазами, томно поправляет гриву рыжих волос, а затем, уже в образе Черной Вдовы голыми руками раскидывает массу охранников, оставаясь при этом секси и cool, принимая невероятные позы и обходясь запросто без резинки для волос (о которой так мило вспомнили в «Хищных птицах»).

С тех пор прошло 11 лет. Утекло не только много воды, но и много предрассудков, а цунами MeToo начало смывать сексуализацию и потребительское отношение к женщинам на экране. Вот уже и сама Скарлетт Йоханссон критикует сексуализацию своей героини в фильме Джона Фавро: «Сниматься было здорово, в фильме много классных сцен, но героиня так сексуализирована! О ней говорят как об объекте, как будто она какая-то вещь. Будто она бездушная секс-кукла. Даже Тони в какой-то момент говорит „Хочу такую“». Йоханссон добавляет, что в то время, возможно, слова Тони казались комплиментом. «Я сама тогда мыслила иначе. Возможно, моя собственная самооценка тогда измерялась подобными комментариями, но как и многие молодые женщины, со временем приходишь в себя и понимаешь, чего стоишь».

Признаться, я недолюбливаю комиксы о Чёрной Вдове именно из-за того, что героиню долго рисовали как худющую женщину с огромными буферами…

…и странностями в анатомии.

И какими бы интересными ни были истории (а они интересные), их авторы и художники постоянно делали акцент на наташином теле. Комиксы давно критикуют за это — кто-то прислушивается, кто-то нет, но лично мне больше всего нравится, как Наташу пишут сёстры Соска — у них она получается дерзкая, ехидная и… человечная.

Как раз человечности не хватало героине Йоханссон на протяжении ее участия в фильмах о Мстителях. Она меняла цвет волос, прическу, ей прописывали драматические сцены, в конце концов — надеюсь, это уже не спойлер, — её убили в блокбастере «Мстители: Финал», но вот та неуклюжая попытка Уидона «очеловечить» Наташу, это как раз то, что определяет героиню в комиксах. Да, она шпионка, но у неё есть свой криптонит: отношение к детям. Наташа не может рожать, поскольку стерилизована, как и все девочки, прошедшие «Красную комнату» в России, ставшие затем Вдовами, марионетками генерала Дрейкова (Рэй Уинстон). Мы уже слышали это имя из уст Локи, когда Наташа допрашивает его в первых «Мстителях». Он перечисляет грехи Романовой, среди которых «дочь Дрейкова» — в принципе, Наташа в какой-то степени его дочь.

Вот только настоящую дочь Дрейкова Наташа убила в Будапеште, когда подготовила взрыв здания, с генералом и девочкой внутри.

Мы постоянно слышали по ходу «Мстителей» истории о Наташе и Клинте Бартоне, об их миссии в Будапеште. Теперь мы точно знаем — в Венгрии надо было убрать знаменитого российского генерала, чтобы окончательно закрепиться в организации S.H.I.E.L.D., под руководством Ника Фьюри. Как оказалось, тень дочери Дрейкова мешала Наташе спокойно жить и в «Чёрной Вдове» она пытается исправить свою ошибку.

Интересно, что Наташа — единственная из главных героев киновселенной Marvel, жившая под гнётом ошибок прошлого. Ей, как бывшей шпионке, постоянно приходится доказывать, что она не верблюд и не предаст, не бросит, не извернётся и не продаст. Она — ходячий стереотип роковой женщины из дурацких песен и бульварных романов. У неё как будто нет сердца и она вроде как сама по себе, не командный игрок. Выставляя Романову в таком свете, Marvel сами себе рыли яму. Время шло, а их единственная знаковая героиня оставалась без собственного фильма. Даже капитан Марвел пришлось ввести раньше, но Наташа оставалась на втором плане, пока не умерла.

«Источник настоящей власти — незримое влияние», — говорит Дрейков, которого мы видим на титрах в окружении мировых лидеров (от Билла Клинтона до Бориса Ельцина и молодого Владимира Путина). Он возглавляет ту самую «Красную комнату», что поставляет в мир «вдов», красивых и смертоносных девушек, лишенных собственной воли. Разработкой токсина, отнимающего у девочек своё «я» занималась Мелина (Рэйчел Вайц), но на каждый яд есть противоядие — и оно станет одним из главных фигурантов истории.

Мелину и Алексея (Дэвид Харбор) мы встречаем в начале фильма — открывающая сцена похожа на эпизод «Американцев»: просто «семья» русских агентов под прикрытием живёт в Огайо и воспитывает двух девочек (юную Наташу играет дочь У.С. Андерсона и Миллы Йовович Эвер Андерсон, и она прекрасно говорит по-русски). Три года жизни в Америке сменяются необходимостью бежать на Кубу, а оттуда уже девочек забирают в «Красную комнату» и эта эрзац-семья распадается. Наташа находит новую — Мстителей, но продолжает думать о настоящих родителях, считая, что мать бросила её на улице (на самом деле нет), а Мелина и Алексей предали её. Фильм начинается как шпионский боевик, но потом принимает форму драмы о воссоединении семьи, пусть даже и фальшивой.

Главная находка «Черной Вдовы» — Флоренс Пью, актриса дивных талантов, среди которых умение сказать слово «сучка» по-русски так, что начинаешь сомневаться в её британском происхождении. Елена Белова, одна из редких «дочерей Дрейкова», вышла из-под контроля, вдохнув противоядие. Теперь её задача — найти Наташу и вместе убрать генерала. Она присылает Романовой чемоданчик с антидотом, но из-за этого Наташа становится мишенью Таскмастера, верного пса Дрейкова, действующего по программе и мимикрирующего боевой стиль любого противника. Осознав, что одной ей не справиться, Наташа отправляется в Будапешт, встречает Елену и отправляется на поиски остатков «семьи». Вытаскивают Алексея из аналога Гулага, куда его посадили пожизненно, и отправляются куда-то в Ленинградскую область, где проводит эксперименты Мелина — она должна знать расположение Красной комнаты.

Йоханссон, Пью, Вайц и Харбор не очень-то много экранного времени проводят вместе — гораздо важнее отношения между псевдосёстрами, застрявшие между дружбой и платонической любовью. Время действия — после фильма «Первый мститель: Противостояние», когда супергерои разделились из-за отношения к принятому акту о сверхлюдях. Наташа пускается в бега с помощью симпатичного Мэйсона (О-Ти Фадбенле из сериала «Рассказ служанки»), достающего по улыбке Наташи всё, что угодно — от домика в Норвегии до вертолёта в Россию.

Много писали о том, как Пью начала прямо на съёмках пародировать движения Йоханссон и смеяться над её прыжками враскорячку. В итоге сценаристы вписали это в фильм, и кажется, это одна из самых смешных сцен. «Ну ты и позёрка, — фыркает Елена, пытаясь повторить фирменное приземление Наташи. — Как будто на тебя всё время кто-то смотрит!» Конечно, Лена, смотрят. Все мужчины смотрели на Йоханссон в «Мстителях» и в комиксах. Но «Чёрная Вдова» прекрасно проходит тест Бекдел и плюёт на романтические отношения, в отличие от комиксов.

Фильм Кейт Шортланд оказывается очень женским, несмотря на массу сцен драк и погонь. Отношение Дрейкова к женщинам, как к оружию массового поражения и одновременно расходному материалу, подчеркивает его мизогинию, и Наташа вынуждена буквально разбить себе лоб, чтобы сразить генерала. Российским феминисткам приходится разбиваться в кровь в диалогах с мизогинными юзерами — так что аллегория в фильмах Marvel давно не была такой жизненной.

Но самая прекрасная сцена снова отбрасывает нас к бесплодию Наташи и Елены. «У тебя что, ЭТИ дела?» — агрессивно наезжает Алексей на Елену, и та с непробивным лицом отвечает «У меня не бывает месячных, придурок. У меня нет матки». «Яичников тоже нет», — сухо констатирует Наташа. «Так бывает, когда в Красной комнате тебе насильно делают гистероэктомию. Берут и вырывают все репродуктивные органы. Всё подчистую вырезают, чтоб детей не было», — продолжает Елена. «Понял, понял, понял, — кричит Алексей. — Нечего тут разводить мерзкие медицинские подробности!» «Ой, а я-то ещё про фаллопиевы трубы рассказать хотела, но не хочешь, как хочешь», — саркастически замечает Елена. К сожалению, всё женское до сих пор остаётся мерзким не только для героев фильмов Marvel.

Пока не стоит заходить на спойлерную территорию, которая касается личности Таскмастера, поскольку не все еще посмотрели фильм. Но поверьте, угадать, кто под маской, несложно. Точно так же несложно проследить весь путь Наташи Романовой по киновселенной Marvel — от обольстительного объекта желаний и смертоносной шпионки до эмпатичной женщины с личной трагедией, исправляющей ошибки прошлого.

Жаль только, что всё это случилось очень и очень поздно для героини Скарлетт Йоханссон. Но мы остаёмся с Еленой Беловой — она переходит в сериал «Хоукай», а затем, вполне возможно, станет новой Чёрной Вдовой в новых Мстителях. Возможно, мы даже увидим это в кино — ведь сейчас, в новых условиях, сборы способны делать только очень и очень хорошо знакомые зрителям герои. Ради которых можно и рискнуть здоровьем.

%d такие блоггеры, как: