Кино

Лауреат Берлинале-2021, или Фаллическая фиксация Восточной Европы

18+ / NC-17

Победитель Берлинского кинофестиваля 2021 — эпохи пандемии коронавируса — фильм Раду Жуде «Неудачный трах, или Безумное порно» не получил прокатное удостоверение в России. Зрители не посмотрят его в кинотеатрах, сотрудники Министерства культуры РФ решили, что в фильме есть материалы, то есть кадры, пропагандирующие порнографию.

В ситуации запрета сразу хочется протянуть руку к запретному плоду, особенно когда в роли запретителя выступает Минкульт. «Если Евтушенко против колхозов, то я — за». Я посмотрела фильм Жуде, это живое и противоречивое высказывание, размышление о современной Румынии, ее корнях и ее войнах, но фильм открывает трехминутный порноролик. Я не эксперт, не могу сказать, симулированный это секс или нет, но показанная фелляция выглядит очень натуралистично. В прекрасной России будущего у таких фильмов, как этот, не должно быть проблем с прокатом, порноролик у Жуде — это детонатор, а весь оставшийся фильм герои ходят вокруг разбросанных ошметков — репутации, отношений, нервов, а точнее сидят и обсуждают их.

Но в современной России трехминутная фелляция крупным планом автоматически ставит крест на прокатном удостоверении картины. Мне кажется, возмущаться в этой ситуации было бы лукавством — мы знаем, что практически любой фильм можно посмотреть, обойдя и запрет, и закон об авторских правах. Мы помним, что пандемия продолжается, количество заболевших в России продолжает расти, и поход в кинотеатр сопряжен с определенным риском. И самое главное — если посмотреть трейлер фильма, можно подумать, что это веселая комедия в духе «Американских пирогов» или «Зак и Мири снимают порно».

Нет, фильм Жуде — это довольно нудный, хотя и не лишенный смешного, двухчасовой фильм, начинающийся с того, что зрителям тычут в лицо эрегированным членом. Я могу только посочувствовать зрителю, находящемуся между сциллой всезапрещающего Минкульта и харибдой прокатчиков, которые, как на лохотроне, продают кусок дегтя в баночке из-под меда.

А теперь сделаем шаг в сторону от запрета и посмотрим на сам фильм. Уроженцу Бухареста, Раду Жуде 44 года, свой первый полный метр — «Самая счастливая девушка на свете» — он показал на Берлинале в 2007 году, а в 2021 году получил главный приз кинофестиваля за «Неудачный трах…».

Франко-немецкий телеканал ARTE снял шестиминутную короткометражку, в которой Жуде рассказывает о себе и о своем родном городе, о том, что его волнует. Как он находит темы для своих фильмов? Понятия не имею, говорит Жуде, но меня волнует видимое, то, что на виду. Но это не точно. Его камера начинает показывать то, что на виду. Например, памятник жертвам Холокоста в Бухаресте — на видном месте, хоть и находится рядом с парковкой, а тысячи убитых румынскими властями евреев и цыган — невидимы. Виден построенный при Чаушеску Дом народа (сейчас там сидит румынский парламент), но не видны рабочие, погибшие на его стройке. В строящемся соборе Спасения нации не видна связи румынской православной церкви с диктатурой. Так же, как в дешевых китайских игрушках не видны рабочие условия на фабриках игрушек в Китае. Меня интересует то, что находится по ту сторону видимого, заключает Жуде.

В шести минутах Жуде раскрывается умным, насмешливым, работающим практически в документальной манере режиссером. К сожалению, двухчасовой фильм «Неудачных трах…» ничего не добавляет к этим шести минутам.

О чем фильм?

Учительница Эми и ее муж занимаются сексом и снимают это на видео. Муж Эми выкладывает ролик в интернете на сайте для взрослых. Через пару мгновений фильма (или часов жизни Эми) его посмотрели ее коллеги, родители учеников и сами ученики. После трех минут порносекса Эми полчаса идет по Бухаресту на стрелку с родителями и коллегами, и эти полчаса пройдут практически в реальном времени на экскурсии по Бухаресту: Жуде подмечает каждую деталь ада постсоветского треша, безвкусицы и облезлости. Еще полчаса занимает иллюстрированный видео-словарь, включающий портреты евреев, государственного лицемерия и минета. Остаток фильма родители и коллеги-учителя устраивают Эми разнос во дворике гимназии, у фильма три концовки, две скучных, а одна — треш.

Фильм — пощечина, я бы даже, комплект пощечин великорумынскому лицемерию — с которым мы, жители РФ, можем очень легко себя идентифицировать, но у фильма есть одна проблема, и это не порноролик. Муж героини зачем-то сливает ролик в сеть — и ни она сама, ни камера Жуде, ни один из героев (а все они, кроме Эми, карикатурные или эпизодические) не задаются вопросом, зачем он это сделал? Зачем? Чтобы обессмертить свою эрекцию в недрах порнохаба? Я не вижу никакого противоречия в том, что муж вообще не присутствует в теле фильма в качестве актора, он просто какая-то фигура с членом, которая потрахалась на камеру и ушла в никуда, а вся волна ненависти и обвинений обрушилась, разумеется, на Эми — на женщину. Но ни сама героиня, ни Раду Жуде никак не рефлексируют поступок мужа, не сделает этого и критик Антон Долин, посвятивший фильму подробнейший разбор. Весь фильм — это результат сексуальной прихоти какого-то румына, чье имя вы не успеете запомнить, а лица даже не увидите. Секс, показанный в начале фильма, совсем не «обычный» — это гетеро-порно-секс, в котором женщина ублажает мужчину, надевает трешовый парик, делает партнеру минет. Удовольствие женщины? Нет, не слышали. Эта лживая порнокартинка, уверяющая, что женщина окажется на грани оргазма, достаточно, чтобы мужчина провел ей рукой между ног. Я бы с удовольствием посмотрела фильм об уплывшем в сеть порноролике, на котором муж делает Эми продолжительный куннилинсус, а родители и коллеги не только впадают от него в шок, но и просвещаются. Но в задачи режиссера не входило показать людей способными к переосмыслению парадигм, в которых они существуют, он приготовил для них автомат с оплеухами. Жуде поворачивает головы зрителей к проблемам, на которые они не хотят смотреть — прошлого и настоящего, но он не видит проблемы в том, что женщина используется для удовлетворения мужских желаний, без оглядки на то, чего же хочет она сама. Это слепое пятно, к сожалению, если и не перечеркивает силу его острого взгляда, наблюдательности и часто идущей в ход тяжелой сатиры, то бросает на нее тень.

И это тень мизогинии.

Подписывайтесь на KKBBD.com в Facebook и ВКонтакте.

%d такие блоггеры, как: