Сериалы

В панке только девушки: сериал «Мы — Lady Parts» от Channel 4

Современная Бриджит Джонс носит хиджаб

Если меня спросят лет через 30, чем запомнились миру 20-е годы XXI-го столетия, я отвечу: «Девушки-мусульманки начали играть панк». Ничего похожего на этот сериал современное телевидение пока не предлагало.

Одна из самых популярных комедий прошлого года, сиквел «Бората», строится на столкновении культур казахского журналиста и американцев, с которыми он сталкивается. Комедии часто разбирают особенности разных культур — недавно все нахваливали «Рами» о жизни мусульманина, американца в первом поколении, который пытается балансировать между религией и обществом. Но сериал «Мы — Lady Parts» идёт ещё дальше.

Амине (Анджана Васен) 26 лет, она живёт в Лондоне и дальше района Уайтчепел никуда не заходит. Ей предстоит защищать докторскую по микробиологии, но она гораздо больше озабочена проблемой поиска мужа. Её знакомят с разными парнями-мусульманами, но вот какое дело: семья Амины очень продвинутая, принявшая законы европейского мира. Девушка же, будучи иммигранткой второго поколения, не хочет терять корни, носит хиджаб, молится, водит дружбу с довольно консервативными однокурсницами. В свободное время Амина учит детей из трудных семей игре на гитаре. Сама она не играет на публике — очень сильная боязнь сцены. Когда-то в детстве Амину вырвало, когда она выступала, и с тех пор ей ужасно страшно проявлять свои таланты. А они есть — Амина великолепная гитаристка и замечательно поёт. То же самое можно сказать об исполнительнице её роли Анджане Васен.

Пока я смотрела «Мы — Lady Parts», то на ум приходило сравнения с «Дневником Бриджит Джонс», которым мы засматривались ровно 20 лет назад. Книга Хелен Филдинг о 30-летней англичанке, девушке остроумной, но без царя в голове, была у многих моих подруг настольной (чего уж там, у меня тоже). Основанная на романе Джейн Остин «Гордость и предубеждения», «Бриджит Джонс» идеально отражала девушку девяностых (книга вышла в 1996-м, фильм в 2001). Бриджит боролась с лишним весом (безуспешно), курением (тоже) и алкоголем (ну почти успешно). У неё были язвительные друзья, а родители и родственники постоянно напоминали про тикающие часики.

Конечно, Амина во многом отличается от Бриджит, но эти отличия по сути отражают изменения во времени. Похоже: постоянная закадровая рефлексия, желание найти себе пару — но чтоб по любви, — юмор, мужчина, который не сразу проникается чувствами. Не похоже: понимающие и принимающие родители (как бы нам всем хотелось такой поддержки!), токсичные подруги (потом придётся выбирать между старыми и новыми друзьями) и новое хобби, которое угрожает репутации.

Меж тем, где-то в Лондоне группа Lady Parts ищет гитариста. Надо отдать должное создательнице проекта Ниде Манзур: за шесть серий она успевает прорисовать каждую участницу группы, делая их полноправными героинями. Солистка Сайра (Сара Камела Импи) — по работе разделывает мясо, с трудом выдерживает отношения и скрывает в себе глубокую травму, что выражается в сложностях коммуникаций с миром. Однако именно Сайра увидит потенциал в Амине и будет бороться за неё. Басистка Бисма (Фэйт Омоле) — единственная чернокожая девушка в группе, яркая и ураганная на сцене и ужасно милая за ее пределами. Только у Бисмы есть настоящая семья (муж и дочь), и она частично выполняет материнские функции в группе. Наконец, ударница Аиша (Джульетт Мотамед) — высоченная и роскошная квир-дева, подавленная сексуальность которой выливается в микроагрессию. Менеджер группы Момтаз (Люси Шортхаус) верит в Lady Parts и всеми силами продвигает группу. Мы ни разу не увидим её лица, но пусть Момтаз носит никаб и чадру, на ногах у неё говнодавы, а в голове звучит панк-рок.

Все девушки сериала исповедуют ислам. Мы видим, как они молятся во время репетиций, они покрывают головы (кроме Сайры), но вот что удивительно: принимая свою религию, они не дают ей ограничивать себя. Даже когда Амина рассказывает историю, из которой получается песня «Башир с красивой бородой» (Bashir With a Good Beard) это не про религию, а про сожаления девушки о том, как она постоянно западает на определённый тип мужчин и жалеет об этом. Девчонки поют о том, что их волнует — отношения с родными, любовь — и делают это с огоньком: они играют панк-рок и верны своему стилю.

У Амины дома висит постер Дона Маклина, написавшего шлягер American Pie, но нравится он девушке за свои гитарные соло. В какой-то момент она сорвёт все постеры и отнесёт в мусорку, но придут родители и спросят: «Как можно выбросить Дона Маклина?» Динамика отношений Амины с родителями настолько прекрасна, насколько это вообще может быть. Да, они мусульмане, да, ищут для дочери мужа, но они всегда действуют исключительно в её интересах — и это не пустые слова.

Недавно на «Оскар» номинировался фильм «Звуки металла», где герой, рокер-мусульманин, постепенно теряет связь с миром из-за потери слуха. Но «Мы — Lady Parts» делает шаг дальше, репрезентуя современных мусульманок из Англии, делая это с лёгкостью, юмором, но не забывая затронуть все важные элементы.

Я снова вернусь к «Бриджит Джонс», просто потому, что сейчас эта книга, да и фильм, кажутся динозаврами из далекого прошлого. Но это мой любимый динозавр, поэтому я не буду от него отказываться. Он научил меня главному: найти человека, который примет меня такой, как есть. И девчонки из группы Lady Parts точно так же жаждут принятия и не готовы идти ни на какие уступки. Они как глоток свежего воздуха в череде сериалов с ни с чем не сравнимым флёром. Манзур делает очень важную вещь: снимает стигму с мусульманских женщин и показывает, что даже под хиджабом и никабом есть личности, и они готовы проявить себя.

Пока я писала этот текст, думала: а вообще имею ли я право разбирать сериал о женщинах, живущих в совершенно иной культуре? Я — живущая в России атеистка, они — мусульманки из Великобритании. Наверняка я не вижу каких-то подводных камней. Наверняка надо вспомнить о том, как тяжка доля женщин в мусульманских странах. Впрочем, «Мы — Lady Parts» не даёт вам забыть, что героини живут на Западе и давно ассимилировались. Остаётся лишь пресловутое diversity, разнообразие, которое даётся сериалу максимально легко.

И идеи Хелен Филдинг, то бишь, Джейн Остин, запросто ложатся на наше время. Меняются только участники историй, а чувства остаются.

%d такие блоггеры, как: