Сериалы

«Мэйр из Исттауна»: чердак дома, который построила Кейт

18+

В уикенд, на который пришлось 31 мая, День памяти всех погибших военнослужащих США, финал сериала HBO «Мэйр из Исттауна» посмотрело 4 млн человек, почти в 2,5 раза больше, чем его пилотную серию. Второй сезон детективного расследования в небольшом пенсильванском городке уже вроде бы грядет, и звезда сериала — Кейт Уинслет, и написавший все семь серий первого сезона Бред Ингелсби в интервью высказали желание вернуться в вымышленный Исттаун, в дом сержанта полиции Мэйр Шиэн, к ней, к ее любимым и близким, к ее призракам и со-горожанам.

Для тех, кто еще не видел: Кейт Уинслет — Мэйр Шиэн, когда-то звезда-баскетболистка в команде маленького города на восточном побережье Штатов, а сейчас — детектив и брюзга. Убита молодая девушка, мать годовалого ребенка с нарушениями слуха, под подозрением — все мужское население города.

Я посмотрела сериал почти залпом: две заключительные серии еще не вышли, когда я неожиданно для себя начала его бинжить, прочитав восторженную рекомендацию в фейсбуке. До сих пор я не видела и не слышала ни одного плохого слова в адрес «Мэйр», только любовь. Я думаю, большинство уже знает, кто убийца обаятельной и хрупкой матери-одиночки Эрин Макминеман, но я оставлю спойлеры в стороне. Расследование убийства разыграно блестяще, под подозрение попадают все, включая лучшую подругу убитой. «Мэйр» безусловно сыскала благосклонность и благодарность зрителей тем, что наследует Эркюлю Пуаро в бессмертной классике о морфии, устрицах и дележке денег богатеньких родственников в телеверсии с Дэвидом Суше (а также Курту Волландеру и скандинавскому нуару), а не луизианским испарениям «Настоящего детектива». Да, преступник — один из тех, с кем зритель познакомится в первой серии и кого неплохо узнает, а не нечто с горы, появляющееся за три минуты до финала.

Но мне кажется, дело не только в этом — в том, как создатели водят довольного зрителя за нос, вынуждая подозревать то одного, то другого мужчину из окружения Мэйр, а скелетов в шкафу хватает у всех. Интригу расследования балансирует тяжелая гиря из трагедии в семье героини, во внутрисемейной динамике: и отец-полицейский Мэйр, и сын с РАС и наркозависимостью покончили с собой. Нетускнеющее и направленное, как луч, вечное сияние Кейт Уинслет озаряет собой семь серий «Мэйр» и возносят над детективом средней руки, а ее со-жители по кадру помогают: бесподобная Джин Смарт в роли язвительной матери с бокалом манхэттена в руке, Джулианна Николсон в роли лучшей подруги и настоящего соулмейта, Энгуари Райс в роли дочери-лесбиянки (лгбт-репрезентация мечты и здорового человека, без драмы и надлома), Эван Питерс из обоймы Райана Мерфи в роли хрупкого бро, коллеги-детектива. Актерский ансамбль «Мэйр» подобран с таким умом и расчетом, что зритель не успевает охнуть — ну блин, так же не бывает, как уже сопереживает нежной Эрин, ее брутальному отцу Кенни, больной раком матери пропавшей девушки, сестре героинового наркомана и ему самому… список можно продолжать бесконечно, перечисляя всех героев одну за другим. Сделайте шаг в сторону — и вы увидете в этом эксплуатацию, создатели сериала определенно тычут проволокой в ваши эмоциональные центры, чтобы добиться реакции — слез, гнева, возмущения. Но вы можете остаться на месте и просто сопереживать.

Дисфункциональный дом героини Кейт Уинслет — Мэйр, где она живет с матерью, дочерью, внуком, кузеном-священником, призраком сына, повесившегося на чердаке (об этом станет известно уже в первой серии), с соседями — бывшим мужем и его невестой, купившими дом напротив, и то появляющейся, то исчезающей наркоманкой в завязке, девушкой сына-самоубийцы, — весь этот снежный ком обид, привязанностей, воспоминаний, что это как не мечта о месте, где тебя любят и ждут, где тобой недовольны, но всегда примут тебя таким, какой ты есть, даже если ты мертвый героиновый наркоман? Я думаю это неравнодушие друг к другу, это ощущение проблемной, неподъемно проблемной, но неразрывной семьи, где герои держат друг друга на расстоянии вытянутой руки, но не отпускают — я думаю, в этом отчасти сокрыт успех сериала. Разобщенный мир, дополнительно расквартированный вирусом по отдельным ячейкам, жаждет истории о людях, которым не все равно, жаждет этой сердечной семейственности, жаждет историй о доброй воле, идущей из противоречивого сердца. Героиновая наркоманка (Сози Бейкон, дочь Кевина Бейкона и Киры Седжвик) желает счастья своему сыну и хочет быть с ним, абсолютно чумовая в своей естественности и веснушках героиня Джулианны Николсон любит свою дочь с синдромом Дауна и мужа-изменника, похожий на стереотип гомосексуала нарочитой хрупкостью звезда-детектив Эвана Питерса влюбляется в Мэйр и неловко пытается расположить ее к себе. Добро и любовь, проявленные в сложных и неоднозначных очертаниях, пульсируют в сериале и увернуться от них не удасться. В «Мэйр» Кейт полностью реабилитирует себя от мертворожденной окаменелости «Аммонита» и покажет, что квир может иметь (сюрприз!) неквирное лицо — когда в том, что ты гей, лесбиянка или родитель ЛГБТ-человека нет вызова и драмы. ЛГБТ-ютуберы уже полюбили сериал именно за это — за портрет кусочка постквирного мира. У Мэйр и ее дочери Шивон — теплые, близкие, одновременно не самые простые отношения, но ни одна из линий борьбы не идет по ЛГБТ-фронту, этот рубеж остался где-то далеко позади.

Кейт Уинслет и Джин Смарт в сериале «Мэйр из Исттауна»

Оппозицию неравнодушию и семейным узлам представляет экс-бойфренд покойной Эрин — Дилан, эгоистичный и жестокий молодой человек, неизменно ставящий свой комфорт на первое место. Он — маячок нетелевизионной реальности, где своя рубашка всегда ближе к телу.

Общность, построенная на любви, — это фантом и мечта, за которой зритель готов следовать, невзирая на утрирование, переигрывание и небольшую неправдопободность. Я ищу в памяти ассоциации и нахожу одну — «Храброе сердце» с Мэлом Гибсоном в роли шотландского национального героя, историческую драму о битве за свободу, обожаемую мужчинами (но не только) разных возрастов и жизненных путей. «Храброе сердце» — это идеальная картина о том, как погибнуть за родину, за землю, за своих и за то, что любишь. «Мэйр» — и вот так совпадение, это портрет ирландской диаспоры в Штатах! — создает нечто подобное, но с женской сердцевиной. Это портрет о том, как жить с родиной, с провинциальной землей, с тем что, любишь. Войну не с английскими завоевателями, но с наркотиками, с нелюбовью, с преступлением, с депрессией, со страхами в самой себе ведут женщины. И они ведут за собой.

Посмотрите на Кейт в «Мэйр из Исттауна», если еще этого не сделали. Она вдохновляет на то, что нужно нам всем, — на борьбу за то, что любишь.

В России сериал доступен на «Амедиатеке»

%d такие блоггеры, как: