Индустрия Кино

Кто поедет в Канны?

В программе много русских, американцев, но французов больше

Каннский кинофестиваль объявил свой лайнап. Прежде чем вывесить список, расскажем немного об особенностях 74-го по счёту киносмотра на Лазурном берегу. В этом году он пройдёт с 6 по 15 июля.

Кто приедет?

Как известно, в 2020-м коронавирус отменил всю культурную жизнь в общественных пространствах, и каннским боссам скрепя сердце пришлось отменять фестиваль. Сейчас обстановка в мире непростая: пандемию пока не отменили, появляются новые штаммы, но есть и плюсы — появились вакцины, а также понимание, что носить маски хорошо для общего блага.

Арт-директор Каннского фестиваля Тьерри Фремо в начале июня дал интервью изданию IndieWire, в котором не сообщил ничего нового. «На протяжении всей истории и на протяжении прошлого года Канны преследовали одну и ту же цель: оживить кино, защитить творцов, продемонстрировать звёзд и помочь индустрии — и всё это в глобальной среде. Это универсальное видение. Кино никогда не бывает однородным, оно меняется, мутирует, и фестивали должны приспосабливаться. Канны также адаптируются, чтобы оставаться крупнейшим событием в мире», — сказал Фремо.

Навес над будущей красной дорожкой перед залом «Люмьер». В этом году Фремо обещает, что все премьеры будут проходить по-прежнему.

При этом он продолжает отвергать возможность онлайн-показов: «Канны поддерживают кино, а кино требует кинотеатров. У нас мог бы быть виртуальный фестиваль, но мы отказались от этого, поскольку таким образом, фестиваль стал бы тривиальным. В 2020-м Канны отменили. Лучше было войти в историю таким образом, чем провести несколько показов в интернете, ради того, чтобы люди поверили в наше существование». Можно ли считать тривиальными фестивали типа «Сандэнса», Берлина и Торонто, которые полагаются на гибридный вариант, Фремо не говорит, но из его слов можно понять, как сильно арт-директор Канн продолжает цепляться за старую модель. Называя Канны «Вудстоком кино», Фремо подтверждает, что в этом году будет всё тот же привычный фестиваль — красные дорожки, нарядные гости, фотографы и съёмочные группы. Чего не будет, как надеется каннский шеф, так это коронавируса.

Меры, запланированные для приезжающей прессы, весьма непростые. Чтобы попасть на показ, нужно выполнить одно из следующих требований:

  • Сертификат о вакцинации, причём вакцина должна быть признана Европейским агентством лекарственных средств (European Medicines Agency). На сегодняшний день EMA официально признаёт препараты Pfizer/BioNTech, AstraZeneca, Moderna и Johnson & Johnson. Российский «Спутник» находится под рассмотрением. Канны потребуют от вас справку, что после вашего второго укола прошло как минимум 14 дней, или же, если вакцина была однокомпонентной, то четыре недели.
  • Отрицательный ПЦР-тест или тест на наличие антител, полученный не более чем за 48 часов до показа. Этот тест придётся обновлять каждые два дня в Каннах в специально отведённых для этого местах. Тест будет бесплатным.
  • Доказательство иммунитета, как то положительный тест на антитела (какой именно — не уточняется), или RT-PCR тест, сделанный не менее чем 15 дней назад в течение полугода.

Учитывая очереди на показы, которые ежедневно тянутся на сотни метров вокруг фестивального дворца, дополнительные очереди на тестирование не дополняют энтузиазма.

Очереди на показы обычно не могут похвастаться ни дистанцией, ни малочисленностью. Это пресса перед входом в зал «Дебюсси», где в этом году будут проходить просмотрв фильмов программы «Особый взгляд»

26 мая французские власти усложнили въезд жителям Великобритании, третьей по размеру страны по количеству представителей на кинорынке. The Hollywood Reporter опросил ряд участников отрасли, которые обычно посещают Канны, и многие сообщили, что даже не собирались ехать на фестиваль. В прошлом году кинорынок очень удачно прошёл онлайн, и, как цитирует THR одного из американских сэйлз-агентов, «Все мы в состоянии заключать сделки онлайн на виртуальном Каннском кинорынке — на деле это гораздо эффективнее и гораздо дешевле».

Тем временем, Европейский Союз не стремится расширять список безопасных стран. На сегодняшний день в него входят Австралия, Израиль, Новая Зеландия, Руанда, Сингапур, Южная Корея и Таиланд. 1 июня стало известно, что к ним добавится Япония, но ни Великобритания, ни США в него пока не входят. Но когда пытаешься провести фестиваль, как будто ничего вокруг не происходит, все меры хороши. 4 июня французские власти объявили о послаблениях в отношении путешественников из Великобритании и США. Если они прошли все этапы вакцинации, но по прилёту придётся показать только справку об отрицательном тесте на коронавирус. Непривитым англичанам придётся выдержать допрос на границе и иметь веские причины посетить страну, также показать отрицательный ПЦР-тест на COVID-19, а затем отправиться на семидневный карантин.

Эти меры начнут работать с 9 июня, когда во Франции официально запустится Европейский паспорт здоровья, состоящий из QR-кода, которые покажут статус вакцинации владельца и данные его ПЦР-теста. Дополнительно к этому Франция делает послабления в плане комендантского часа — сейчас он начинается в 21:00, а будет начинаться в 23:00. Заполняемость внутри зданий, проводящих культурные мероприятия, повысится с 35% до 65%. Фремо при этом рассчитывает на стопроцентную заполняемость залов во время фестивальных показов, ожидая, что к началу июля правительство уберет лимит в 65%.

Что изменится?

В структурном плане Канны обещают перемены. Программу «Особый взгляд» решено снова отдать молодым кинематографистам, а также «инновационным и личным картинам, которые мы видим только в кинотеатрах», заявил Фремо в интервью Variety. Часть фильмов будет показана в недавно построенном мультиплексе Cineum — четыре из 12 залов отдадут под фестивальные фильмы. Обещают также больше показов на пляже.

Недостроенный Cineum в сентябре прошлого года выглядел довольно грозно.

При этом Фремо говорит о стопроцентной заполняемости залов (будут ли там обязательно ношение масок — непонятно), никакой социальной дистанции между зрителями не планируется.

В конкурсе в этом году 24 фильма, ряд из которых переехал из 2020-го («Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова, «Непорочная дева» Пола Верховена, «Французский вестник» Уэса Андерсона). Открывает фестиваль мюзикл Леоса Каракса «Аннетт» с Марион Котийяр и Адамом Драйвером (включен в конкурсную программу). В этом году Канны собрали много проектов американских независимых студий, и, как говорит Фремо, «Голливуд здесь, и это очень, очень хорошо». Далее он продолжает: «Да, у нас много американского независимого кино. И это интересно. Почему? Потому что такое кино существовало всегда. Американское кино достигло зрелости к 1970-м годам и до сих пор остаётся очень ярким, что и отражает наш выбор. Нам важно найти новые голоса в американском кино».

Что же за новые голоса в официальной программе? Шон Пенн? Его последний приезд в Канны с драмой «Последнее лицо» закончилось нововведением для прессы — пресс-показы начинаются теперь вместе с официальными премьерами, чтобы журналисты своими негативными твитами не портили создателям картин проходы по красным дорожкам.

Шарлиз Терон и Хавьер Бардем на пресс-конференции «Последнего лица» в Каннах (2016 год). Фильм принимали очень и очень плохо.

Может быть, Уэс Андерсон, чей «Французский вестник» был готов уже больше года назад? Джастин Курзель всё же из Австралии, так что остаётся только Шон Бейкер, который приезжает в Канны после успеха своих драм «Мандарин» и «Проект „Флорида“», причем премьера последнего прошла в секции «Двухнедельник режиссёров» в Каннах в 2017-м.

Сколько женщин в программе?

Что ж, в конкурсной программе ноль новых американских имён. Может быть, с женщинами получше? Фремо говорил, что отборщики отсмотрели почти 2300 фильмов, в то время как обычно на фестиваль подают около 1800. Однако радоваться рано. В основной конкурсной программе всего четыре режиссёрки: француженки Джулия Дюкорно (постановщица нашумевшего хоррора «Сырое»), также француженка Катрин Корсини (последний раз ее кино показывали в «Особом взгляде» в 2012-м), ещё одна француженка Миа Хансен-Лёв (получила Серебряного медведя Берлинале за режиссуру фильма «Будущее») и венгерка Ильдико Эньеди, чья драма «О теле и душе» стала главным призёром Берлинского кинофестиваля в 2017-м.

Кадр из фильма Ильдико Эньеди «История моей жены». Главную роль сыграла Леа Сейду. В Каннах в этом году 4 фильма с участием актрисы.

Столько же, четверо постановщиц, было в конкурсе в 2019 году, но, как уверяет Variety, в этом году в Каннах отобрано в общей сложности рекордное количество картин, снятых женщинами. Семь из них находятся в секции «Особый взгляд» (воистину, для Тьерри Фремо кино, снятое женщинами, превращается в «особый» взгляд), два вне конкурса и два с половиной (документальный фильм о Вэле Килмере «Вэл» снят двумя разнополыми режиссёрами) фильма оказались в новой секции «Каннские премьеры». Итого — 15,5. Что ж, всего покажут 61 фильм и целую четверть из них сняли женщины. Ура? (Нет) Я не считаю полноценными фильмами короткометражки режиссёрок Лоры Пойтрас и Доминги Сотомайор составе омнибуса «Год бесконечной бури» (The Year of the Everlasting Storm) из спецпоказов.

Канны пытаются что-то сделать с гендерным неравноправием, но пока что получается плохо. Вот слова Тьерри Фремо: «В вопросе гендерного паритета среди режиссёров мы видим эволюцию в составе программы „Особый взгляд“, где женщин среди постановщиков больше, чем мужчин. Через 15 лет эти женщины будут в главном конкурсе». Окей, девочки, осталось ждать всего ничего. Впрочем, Фремо лукавит. Из 18 фильмов секции женщинами снято только семь (один из них сразу двумя, но даже при таком раскладе мужчин всё равно больше). Если же за именем дебютанта Na Jiazuo тоже скрывается женщина, то всё равно перевеса не получается.

Кадр из фильма Джулии Дюкорно «Титан»

Кадр из фильма Джулии Дюкорно «Титан» (2021)

«Мы работаем с группами защиты интересов по вопросу гендерного паритета и стали первым фестивалем, подписавшим обязательство о паритете, — продолжает Фремо. — В администрации фестиваля всё больше и больше женщин. Пьер Лескюр заявил, что стремится найти преемника и хочет, чтобы это была женщина. Что касается официального отбора, то проводя его, мы не смотрим на пол, расу или религию автора. Мы смотрим фильм. Мы действительно смотрим на страну создания, но исключительно ради обеспечения универсальности фестиваля. Но когда мы колеблемся между двумя фильмами, и один из них снят женщиной, мы берём фильм, снятый женщиной».

Что там с нашими?

В основном конкурсе три французских фильма и 13 картин, снятых при поддержке Франции. За пределами конкурса ещё 10 фильмов, как исключительно снятых в стране проведения фестиваля, так и совместных. Неужели Канны принимают львиную долю премьер, не оказавшихся на экранах из-за пандемии? Впрочем, мы и так знаем, что демонстрация французского кино чуть ли не главная задача Канн.

Кто ещё в конкурсе? Надав Лапид, чьи «Синонимы» взорвали Берлин два года назад. Финн Юхо Куосманен с драмой «Купе номер 6» с Динарой Друкаровой, Юлией Ауг и Юрием Борисовым (фильм снят совместно с Россией). «В фильме есть снег, а это хорошо», — заявил Тьерри Фремо, объявляя программу.

Кадр из фильма Юхо Куосманена «Купе номер 6» (2021)

Есть японец Рюсукэ Хамагути с экранизацией рассказа Харуки Мураками «Мужчины без женщин»; фильм называется «Веди мою тачку» и, как говорит Фремо, обещает быть самым длинным в конкурсе. Классика жанра: Франсуа Озон, Жак Одиар, Брюно Дюмон, Асгар Фархади, Апичатпон Вирасетакул. Плюс Жоаким Лафосс и Йоаким Триер. Всё такое родное, такое знакомое.

Сразу два российских фильма оказались в «Особом взгляде». Остановимся на них подробнее.

Каннский дебют Киры Коваленко «Разжимая кулаки» развивается в Северной Осетии, в шахтёрском городке Мизур. Сюда вместе с семьёй приехал Заур. Он очень строго воспитывает сыновей и дочь, не зная границ между отцовской заботой и гиперопекой. Старший Аким уже сбежал в ближайший крупный город — Ростов — на заработки. Младший Дакко еще не вполне осознал, чего он хочет от жизни, а средняя Ада активно строит планы побега. Она уже взрослая девушка, но отец по-прежнему хочет видеть ее маленьким беззащитным ребенком.

Коваленко — выпускница режиссёрской мастерской Александра Сокурова, где также учился бойфренд постановщицы Кантемир Балагов. По словам Киры, картина создавалась не сразу. «Он очень долго обрастал. Сначала меня сподвигла на замысел одна фраза, которую я прочитала, она как бы существовала во мне. Потом я поехала, выбрала это место, я поехала туда посмотреть. Я ходила по этому городку и думала, какая может история возникнуть в нем. И уже после этого, по тому, как этот город выглядел, и что он выглядит, как коробка, в которую можно спрятать человека. Скрыться, спрятать, защитить. Что он такой замок, исходя из этого, я уже понимала, что возникнет эта семья, что эта идея спрятать, закрыть, защитить, она должна быть у отца. И что конечно же из этой коробки хочется выбраться, но эта коробка — это внешнее получилось, но я создавала и героине эту же коробку получается».

Фильм снят на осетинском языке, потому что, как говорит постановщица, когда речь заходит об органике, о том, как раскрыть национальный характер, как этот характер раскрывается с помощью языка, стоит выбрать тот язык, в котором они органичнее и в котором они раскрываются.

Продюсер фильма Александр Роднянский написал о картине в Instagram:

Второй фильм — драма Алексея Германа мл. «Дело», главные роли в котором исполнили Мераб Нинидзе, Анна Михалкова, Роза Хайруллина, Светлана Ходченкова, Анастасия Мельникова, Александр Паль, Александра Бортич и Анастасия Талызина. Режиссёр пишет у себя в Facebook: «Весь фильм снимался в одной декорации и во дворе дома, где мы ее построили. Снимали пока мучительно решали и ждали спасения нашего фильма „Воздух“. Весь фильм произошел благодаря Артёму Васильеву, который предложил достать наш с (Марией) Огневой старый сценарий. Ещё всем спасибо! Спасибо продюсерам, группе, оператору, нашим отличным артистам, моей жене Окопной, которая будучи художником постановщиком и художником по костюмам твердой рукой создала мир».

По сюжету «Дела» преподаватель ВУЗа маленького провинциального городка вступает в борьбу за свои идеалы и даже за свою жизнь. Угрожают ему за пост в фейсбуке, что, как пишет режиссёр перекликается с его собственной судьбой.

Тьерри Фремо обещает, что программа дополнится ещё четырьмя-пятью фильмами, возможно, среди них будет обещанный хит крупной студии (ждали «Дюну», но похоже, её забрали в Венецию).

Программа 74-го Каннского фестиваля

Основной конкурс

  • «Аннетт», реж. Леос Каракс (фильм открытия)
  • «Три этажа» (Tre Piani), реж. Нанни Моретти
  • «Всё прошло гладко» (Tout S’est Bien Passé), реж. Франсуа Озон
  • «Герой» (A Hero), реж. Асгар Фархади
  • «Титан» (Titane), реж. Джулия Дюкорно
  • «Французский вестник» (The French Dispatch), реж. Уэс Андерсон
  • «Красная ракета» (Red Rocket), реж. Шон Бейкер
  • «Петровы в гриппе», реж. Кирилл Серебренников
  • «Франция» (France), реж. Брюно Дюмон
  • «Нитрам» (Nitram), реж. Джастин Курзель
  • «Память» (Memoria), реж. Апичатпон Вирасетакул
  • «Языки» (Lingui), реж. Махамат-Салех Харун
  • «Париж, 13-й район» (Les Olympiades), реж. Жак Одиар
  • «Беспокойный» (Les Intranquilles), реж. Жоаким Лафосс
  • «Разделение» (La Fracture), реж. Катрин Корсини
  • «Casablanca Beats» (Haut et Fort), реж. Набил Аюш
  • «Худший человек в мире» (Verdens verste menneske), реж. Йоаким Триер
  • «Купе номер 6» (Hytti nro 6), реж. Юхо Куосманен
  • «Колено Ахеда» (Ahed’s Knee), реж. Надав Лапид
  • «Веди мою тачку» (Drive My Car), реж. Рюсукэ Хамагути
  • «Остров Бергмана» (Bergman Island), реж. Миа Хансен-Лёв
  • «Непорочная дева» (Benedetta), реж. Пол Верховен
  • «История моей жены» (The Story Of My Wife), реж. Ильдико Эльеди
  • «День флага» (Flag Day), реж. Шон Пенн

«Особый взгляд» / Un Certain Regard

  • «Невиновные» (The Innocents), реж. Эскиль Вогт
  • «После Янга» (After Yang), реж. Когонада
  • «Ягнёнок» (Dýrið), реж. Вальдимар Йоханнссон
  • «Огненная ночь» (Noche De Fuego), реж. Татьяна Уэсо
  • «Хорошая мать» (Bonne Mère), реж. Афсия Эрзи
  • «Blue Bayou», реж. Джастин Чон
  • «Манибойз» (Moneyboys), реж. B.C Yi
  • «Фреда» (Freda), реж. Жессика Женьес
  • «Мир» (Un Monde), реж. Лора Вендель
  • «Верность Хасану» (Baglilik Hasan), реж. Семих Капланоглу
  • «Дело» (House Arrest), реж. Алексей Герман-мл.
  • «Да будет утро», реж. Эран Колирин
  • «Разжимая кулаки» (Unclenching The Fists), реж. Кира Коваленко
  • «Женщины плачут» (Women Do Cry), реж. Весела Казакова и Мина Милева
  • «Рехана Марьям Нур» (Rehana Maryam Noor), реж. Абдулла Мохаммад Саад
  • «Великая свобода», реж. Себастьян Майзе
  • «Гражданская» (La Civil), реж. Теодора Ана Михай
  • «Оставшийся» (#街娃儿), реж. На Цзяцзо

Вне конкурса

  • «Алин, голос любви» (Aline), реж. Валери Лемерсье
  • «Тихий омут» (Stillwater), реж. Том МакКарти
  • «The Velvet Underground», реж. Тодд Хейнс
  • «Чрезвычайная ситуация» (Emergency Declaration), реж. Хан Джэ-рим
  • «При его жизни» (De Son Vivant), реж. Эмманюэль Берко
  • «Bac Nord», реж. Седрик Жименес

Полуночный показ

  • «Кровавые апельсины» (Oranges sanguines), реж. Жан-Кристоф Мерисс

Каннские премьеры

  • «Обними меня крепко» (Serre-moi fort), реж. Матьё Амальрик
  • «Корова» (Cow), реж. Андреа Арнольд
  • «Эта музыка ни для кого не играет» (Cette musique ne joue pour personne), реж. Самюэль Беншетри
  • «Обман» (Deception), реж. Арно Деплешен
  • «Перед твоим лицом» (In Front Of Your Face), реж. Хон Сан-су
  • «Материнское воскресенье» (Mothering Sunday), реж. Эва Юссон
  • «Эволюция» (Evolution), реж. Корнел Мундруцо«Вэл», реж. Тинг Пу и Лео Скотт
  • «Возвращение к Джей Эф Кею: Зазеркалье» (JFK Revisited: Through The Looking Glass), реж. Оливер Стоун

Спецпоказы

  • «Госпиталь 6» (H6), реж. Yé Yé
  • «Чёрные блокноты» (Black Notebooks), реж. Шломи Элькабец
  • «Матрос гор» (O Marinheiro das Montanhas), реж. Карим Айнуз
  • «Джейн глазами Шарлотт» (Jane Par Charlotte), реж. Шарлотт Генсбур
  • «Бабий Яр. Контекст» (Babi Yar, Context), реж. Сергей Лозница
  • «Год бесконечной бури» (The Year Of The Everlasting Storm), реж. Джафар Панахи, Энтони Чэнь, Малик Бут, Лора Пойтрас, Доминга Сотомайор, Дэвид Лоури, Апичатпон Вирасетакул

74-й Каннский кинофестиваль пройдёт с 6 по 15 июля. Председателем жюри основного конкурса остался назначенный в прошлом году Спайк Ли.

PS Кто угадает, о какой знаменитой певице расссказывает фильм «Алин»?

%d такие блоггеры, как: