Индустрия Кино

«Майор Гром: Чумной доктор» вышел одновременно на Кинопоиске и Netflix. В чём проблема?

Ground control to major Grom

Ситуация с выходом «Майора Грома» на майских праздниках слишком интересная, чтобы её пропустить. Пока мы не получили комментарий Bubble Studios, придётся работать с тем, что есть — с комментариями Кинопоиска и с собственными выводами.

О том, что «Майор Гром» выйдет в мае стало известно относительно недавно. Об этом редакция сайта сообщила аж три раза, начиная с 30 апреля (раздва, три). 5 мая было выпущено ещё два материала (тест и видео), ну а в общей сложности о картине вышло 30 материалов.

Для сравнения, фильм «Серебряные коньки», также оказавшийся на Netflix 5 мая, фигурируют в 17-ти материалах, причём в девяти из них — косвенно.

Почему такое внимание к «Грому»? Потому что это совместный проект Bubble Studios и «Яндекс.Студии», о чём сообщалось на Кинопоиске ещё 5 октября 2019 года.  В той же новостной заметке упоминается будущий эксклюзив.

По данным «Российской газеты» бюджет «Майора Грома» составил 640 млн рублей. Чтобы окупиться, фильму стоило выходить во время новогодних праздников — как раз в это время теоретически можно собрать вплоть до 3 млрд рублей, как это получилось у «Холопа».

Но, как и многим новогодним релизам, прокат подпортила пандемия. «Последний богатырь: Корень зла», вышедший 1 января, собрал 2,045 млрд рублей (и остаётся самым кассовым фильмом 2021 года), на втором месте мультфильм Pixar «Душа» (чей релиз состоялся спустя три недели) — 1,3 млрд рублей. Триллер «Огонь», стартовавший в декабре, собрал 913 млн рублей, а «Серебряные коньки», которые могли бы стать настоящим мегахитом в обычное время, вышли 10 декабря 2020 и собрали всего 480,3 млн рублей.

Мне стоит оговориться, что речь об окупаемости фильмов сейчас не идёт. Мы не знаем, сколько получают продюсеры за продажу прав за границу, так что печалиться о «Коньках» не будем — они тоже недавно появились на Netflix, став первым игровым российским фильмом с плашкой Netflix Original. Ранее российскими оригинальными проектами платформы значились сериалы «Лучше, чем люди» и «Эпидемия», а также мультфильм «Ганзель, Гретель и Агентство Магии» (Secret Magic Control Agency).

По данным ЕАИС «Майор Гром: Чумной доктор» собрал 303,6 млн рублей за все время проката (релиз в России — 1 апреля). За этот период фильм увидели 1 091 358 человек. Он не входит в дюжину самых кассовых фильмов года, в которой находятся пять отечественных проектов: «Последний богатырь: Корень зла», «Конёк-горбунок», «Огонь», «Пара из будущего» и «Батя».

Но опять же, было бы странно хоронить «Майора», поскольку мы понятия не имеем об экономике фильма.

Вот только ситуация с релизом одновременно на Кинопоиске и Netflix подсказывает, что там не всё хорошо.

12 апреля основатель издательства Bubble Артём Габрелянов в своём твиттере сообщил что Bubble Studios не получит ни рубля с просмотров на стриминг-платформах. «Хотите поддержать фильм — идите в кинотеатр», — написал он.

DTF уточнили у Кинопоиска и получили признание софинансирования фильма. «„КиноПоиск“ — соинвестор „Майора Грома“. И вместе с командой проекта мы болеем за успех фильма в прокате, так же переживаем, как зрители примут новую вселенную героев: неважно, в кинотеатрах или онлайн».

Впрочем, это не значит, что «Майор Гром» заработал бы с подписчиков «Кинопоиска». Вложившись в создание картины, Яндекс имел полное право потребовать эксклюзива для своей площадки, то есть, забрать картину себе, для привлечения новых подписчиков. Учитывая баннер из приложения сайта, всё так и было.

Тут придётся сделать ещё одно отступление. В наше время, когда количество стриминг-сервисов начинает превышать спрос, одним из важнейших аргументов в борьбе за деньги подписчика становятся оригинальные проекты (главным фактором остаётся цена). Так, Netflix планирует потратить в 2021 году 17 миллиардов долларов на оригинальный контент, тогда как в 2020-м сервис тратил 11,8 млрд, а в 2019-м — 13,9 млрд долларов. В ближайшие четыре года Disney планирует потратить на эксклюзивные проекты от 14 до 16 млрд долларов. Согласно недавнему исследованию, Netflix остаётся лучшим сервисом в плане оригинального контента. Конечно, речь идёт об американцах, в России несколько иная ситуация.

У нас лидером среди онлайн-кинотеатров по выручке остаётся ivi (данные по итогам 2020 года), но за год его доля снизилась с 25% до 22,5%. Как пишет VC, его потеснили Netflix и Кинопоиск. Первый вырос с 4% до 8,4%, второй — с 3% до 7,1%.

Получается, если Кинопоиск хочет соревноваться с Netflix за российского зрителя, надо обращать внимание на собственные проекты. А что может быть лучше собственной франшизы по оригинальным комиксам? «Майор Гром» мог начать новую эру для платформы, определив её как место расположения оригиналов Bubble — в теории это мощный ход, если пытаться проводить параллели с Marvel и Disney+. Но в реальности оказалось, что российский кинокомикс привлёк в кинотеатры всего 1 миллион человек. Можно ли построить франшизу на таких данных?

Мне думается, что Bubble и Яндексу отчаянно нужен был третий. Поскольку кинотеатры довольно ненадёжны, им стал Netflix. По слухам, он заплатил рекордную сумму за мировой прокат картины Олега Трофима, но Кинопоиск пока что отделался вот таким комментарием:

В идеале связка Bubble-Яндекс-Netflix могла бы привести к развитию экранизаций российских комиксов и их выходу на мировой рынок. Но что делать с Кинопоиском, который становится совершенно лишним в данной ситуации?

Было бы логично оставить российские права на «Майора Грома» Яндексу и отдать фильм Netflix для показа за рубежом. Но 5 мая картина вышла одновременно на двух платформах, вызвав вот такую реакцию режиссёра в Instagram:

Тут бы и порадоваться: классно же, больше зрителей увидят «Грома», раз он доступен на двух платформах! Но что же не так?

  • Проблема пиара Кинопоиска: нельзя обещать зрителям эксклюзив, если фильм одновременно будет показан на другой платформе;
  • Проблема коммуникаций: учитывая, что баннер «только на Кинопоиск HD» в приложении изменился только в день премьеры, получается, что в компании Яндекса или ничего не знали о состоявшейся сделке или не собирались рассказывать всем, кто связан с обновлениями сайта, а также редакции;
  • Уход от Яндекса крупного эксклюзива и в теории возможности обрести собственную франшизу для привлечения подписчиков;

Как ни крути, в этой истории выигрывают пользователи Netflix и, возможно, студия Bubble — на момент написания заметки они так и не прокомментировали ситуацию.

PS Директор по контенту медиасервисов «Яндекса» Ольга Филипук утверждает, что сделка с Netflix имела место ещё в начале года, так что остаётся только пожать плечами и повторить, что упущена отличная возможность для продвижения собственной платформы.

%d такие блоггеры, как: