Индустрия Кино

Снайдер кат «Лиги справедливости»: монумент студийным ошибкам

Без спойлеров

Когда смотришь оригинальную «Лигу справедливости», в глаза бросается, насколько нелепым выглядит фильм, вышедший в кинотеатры осенью 2017 года. Супермен с замазанными усами (Генри Кавилл снимался в новой «Миссии» и не мог сбрить их, пришлось замазывать компьютерным способом), куцые линии Флэша и Киборга, невнятное объяснение с кубами, намеки на другого злодея, постоянные мантры Степпенвольфа с обращениями к «Матери», наконец, эти квазироссияне, которых Флэш переносит на грузовичке подальше от места бойни и прощается словом «Достоевский».

Трейлер кинопрокатной версии

В мае 2017-го пришла новость об уходе Зака Снайдера из проекта. «Лигу» дальше вверили Джоссу Уидону — ему пришлось после «Мстителей» собирать компанию совсем других супергероев. Снайдер же был совершенно опустошен после смерти дочери в марте 2017-го и доделывать фильм не мог ни морально, ни физически. Дебора Снайдер, жена и постоянная продюсерка его фильмов, вспоминает: «Мы думали, что возвращение к работе облегчит наше состояние, и отвлечет нас. Но задним числом понимаешь, что надо принять случившееся, не пытаясь запихнуть его на задворки разума».

Новость стала серьезным ударом по кинокомиксам DC. Им и без того не везло — решения Снайдера, который пришел во вселенную, где триумфально прижилась трилогия Кристофера Нолана о Темном рыцаре, казались невероятно пафосными и утрированными. Его «Человек из стали» (который я лично очень люблю) больше похож на картину Терренса Малика, чем на экранизацию комикса. Решение столкнуть вместе Бэтмена и Супермена в следующем фильме вызвала невероятную радость фанатов на Comic-Con, но сомнение в индустрии: а надо ли сталкивать двух титанов вселенной, толком не выведя нового Бэтмена на экран?

Результат мы помним: блокбастер «На заре справедливости», вышедший в марте 2016-го, собрал в мире 873,6 млн долларов. Это мизерная сумма для фильма с главными супергероями DC (кроме Бэтмена и Супермена в фильме дебютировала Чудо-Женщина). Бюджет фильма по разным сведениям колеблется в районе 250-300 млн долларов, поэтому Warner явно нацеливались на миллиард с лишним. Параллельно заканчивается пост-продакшен другого фильма DC, «Отряда самоубийц», где нет ни капли от Снайдера, зато есть суперсерьезный Дэвид Эйр, пытающийся превратить картину в суровый боевик в стиле семидесятых. К слову, в этом нет ничего плохого — комиксы регулярно устраивают своим героям стилизацию в разных временах, но студия только что капитально недобрала на своем мегаблокбастере и приняла сомнительное решение: перемонтировать фильм Эйра, чтобы он был поэнергичнее и посмешнее.

Мне довелось быть на съемочной площадке «Отряда» в Торонто, в 2015-м, и я совершенно точно могу сказать, что снимали какое-то совсем другое кино, нежели то, что я увидела.

«Отряд» оказался дико успешным — студия явно не ожидала получить 746,8 млн долларов за картину. Бюджет, конечно, был немаленький (175 млн долларов), но опять же, надежды на это кино возлагались совсем иные.

Но похоже, именно успех «Отряда самоубийц» в конечном счете повлиял на решение студии изменить тональность «Лиги справедливости». Это подтверждает сам Снайдер в своих многочисленных интервью. После того, как «Лига» со своим невероятно раздутым производственным бюджетом в 300 млн долларов собрала всего 657 миллионов, стало понятно, что студийная стратегия не работает.

К декабрю 2016-го Снайдер закончил «Лигу» на 90% и даже показывал разные версии студийным чиновникам. Однако все сводилось к одному: фильм был абсолютно несмотрибельным. Вызванный Уидон дописал 80 страниц сценария, переделал финал и, как говорят, использовал только 10% материала, отснятого Снайдером. Уидоновские изменения разбавляли пафос картины, превращая суперсерьезных супергероев в команду клоунов. Нет, «Лига» Уидона не совсем плохой фильм, он просто… другой.

На релизе этого чудовища Франкенштейна, в котором четко просматривалась работа двух совершенно непохожих постановщиков, Warner потеряла около 60 млн долларов. В соцсетях картину называли «Лигой Джосса» (Josstice League), а фанаты составили петицию с требованием выпустить режиссерскую версию. #ReleaseTheSnyderCut мгновенно расползся по реддиту, твиттеру, фэйсбуку и прочим платформам, но Warner жестко отрицала существование снайдеровской версии.

Вообще тут, пожалуй, снова стоит вспомнить Дебору. Она начинала карьеру в качестве продакшн-ассистента в рекламном агентстве Backer Spielvogel Bates и постепенно поднималась вверх. К 1996 году Дебора стала исполнительным продюсером. Тогда-то она наняла режиссера-новичка снимать рекламу для Lady Foot Locker. Так Дебора познакомилась с Заком Снайдером, и в 2004 году они поженились. «Когда Зак снимал „Рассвет мертвецов“, у меня была куча предложений! Помню, сидела с ним в монтажной со студийными экзеками, и такая говорю: давай-ка ты не будешь так монтировать. На меня все уставились, типа „это что еще за телка?“» Снайдер покинула рекламный бизнес, чтобы продюсировать фильмы мужа — и их команда отлично себя чувствовала.

«Лига справедливости» должна была стать кульминацией их многолетнего сотрудничества.

Зак и Дебора планировали приходить в себя год после смерти дочери, но в итоге их уход из кино длился два года. Хэштег с требованием выпустить режиссерскую версию все никак не покидал соцсети. Когда Warner запустила свою стриминг-платформу HBO Max, стало ясно, что для привлечения подписчиков потребуется настоящий хит. И экзеки, скрипя зубами, обратились к Снайдеру с предложением доделать свою версию «Лиги».

Дебора утверждает, что ее мужа к работе обратно вернул Кристофер Нолан. Это он в свое время присоветовал Снайдера на пост режиссера «Человека из стали», и продолжает продюсировать его фильмы. «Режиссеры редко общаются между собой, так что с его стороны это был очень милый шаг. Потому что кроме Криса, Зак особо ни с кем не разговаривал», — говорит Дебора Снайдер.

Итак, «Снайдерс кат».

Трейлер режиссерской версии

Ушли все нелепости — больше нет вступления со смешным интервью Супермена, которое записывают дети. Нет сцены похорон. Есть только долгий предсмертный крик Супермена. Выброс энергии от смерти сына Криптона столь мощный, что его чувствуют замерзшие на века и считающиеся утраченными Материнские Кубы. Их невозможно уничтожить, но соединенные вместе они могут уничтожить все живое. Прибывающий на Землю Степпенвульф (персонаж получил новую и эффектную броню, отливающую фиолетовым) со своими парадемонами намерен выслужиться перед одним из главных злодеев вселенной DC Дарксайдом и хочет собрать все три Куба, захватить Землю и найти уравнение Антижизни. Бэтмен собирает команду суперлюдей, а потом воскрешает Супермена, чтобы сразиться со злодеями. Все практически без изменений.

Главное — не задаваться вопросами «что мешает найти уравнение без захвата Земли», а также не считать, сколько раз героев впечатывают в каменные стены.

Четырехчасовое полотно разделено на шесть частей, имеет эпилог и производит впечатление мини-сериала. На вступительных титрах полностью отсутствует фамилия Уидона, так что градус пафоса в фильме задран на максимум. Его слегка сбивает Флэш (Эзра Миллер), но в конечном счете этой «Лиге» не нужны дополнительные смехуечки — ставка слишком велика, а у нас нет десятилетия для знакомства со всеми персонажами.

Расширены линии Флэша и Киборга, сюжетные повороты хорошо объясняются, некоторые действия на экране — не очень (обратите внимание на действия Ипполиты, когда она хватает куб). Картина ужасно неровная, но тем не менее, производит впечатление цельного полотна, задуманного одним автором (Снайдер давно говорил, что «Лига» по тональности будет чуть легче его предыдущих фильмов). Добавлено 2 656 новых шотов со спецэффектами, удалены дурацкие линии (Бэтмен больше не ловит парадемона на живую приманку, около заброшенной российской АЭС не живут люди). Лоис больше не говорит воскрешенному Кларку, что он хорошо пахнет.

Как все это смотрится? Впечатляюще. И гораздо лучше той версии. Впрочем, тут важно понимать, что даже если бы Снайдер не выбыл из проекта весной 2017-го, мы бы все равно увидели в кинотеатрах не тот фильм, который вы видите сейчас. «Студия хотела совсем другое кино, — говорит режиссер. — То, что позволено снимать для кинопроката — совсем другое, нежели для стриминг-платформы. Здесь можно позволить себе некоторые риски, развитие персонажей и многое другое».

Зак Снайдер, деконструировавший супергероев в своих «Хранителях», возводит им рукотворный памятник стараниями фанатов — они верили до конца, что где-то в недрах студии есть другой фильм, фильм, которого они ждали, в который верили. Но в итоге режиссерская версия превращается в монумент студийным ошибкам и глупым решениям. Снайдер все-таки режиссер-визионер, а Warner относились к его картинам, как к фильмам стандартного постановщика средней руки. Все попытки «сделать как в Марвел» оборачивались крахом. Известно, что работа над «Лигой» велась, когда верхушку Warner штормило, и экзеки принимали неверные решения, но от этого не легче. Режиссерская версия «Лиги справедливости» навсегда останется напоминанием о необходимости доверять творческой группе и не пытаться повторить то, что делают конкуренты.

Подписывайтесь на KKBBD.com в Facebook и ВКонтакте.

%d такие блоггеры, как: