Индустрия Кино

Номинанты, подающие надежды

Разбираем будущий «Оскар»

Абсолютно точно компанию из восьми фильмов-номинантов на «Оскар» охарактеризовал в Twitter режиссер и сценарист Михаил Идов: «Самый интересный эффект пандемии — американское кино в этом году выглядит абсолютно европейским: скромные бюджеты, лирическая социалка как главный жанр, масса новых режиссёров из других стран (включая француза и британку), фильм в ч/б, фильмы на др. языках, на сборы всем пофиг».

Кому не пофиг, давайте посмотрим на бюджеты и сборы номинированных на «Оскар» фильмов.

  • «Суд над чикагской семеркой»: бюджет 35 млн долларов / сборы 107,423 доллара (фильм прокатывал Netflix);
  • «Иуда и черный мессия» — 26 млн долларов / 5 млн долларов;
  • «Манк» — 25 млн долларов / 122,252 доллара (фильм прокатывал Netflix);
  • «Отец» — 20 млн долларов / 1,3 млн долларов;
  • «Девушка, подающая надежды» — 16,9 млн долларов / 9,6 млн долларов;
  • «Земля кочевников» — 5 млн долларов / 2,5 млн долларов;
  • «Минари» — 2 млн долларов / 3,3 млн долларов;
  • «Звук металла» — официально бюджета нет, но создатели указывают «минимальную семизначную цифру», что может варьироваться от одного до девяти миллионов долларов. Сборы картины составили 102,076 долларов, но фильм прокатывал Amazon Prime.

Для интереса сравним с номинантами за прошлый год:

  • «Ирландец» — бюджет в районе 159-200 млн долларов / сборы 8 млн долларов (фильм прокатывал Netflix)
  • «Форд против Феррари» — 97,6 млн долларов / 225 млн долларов
  • «1917» — 95 млн долларов / 384,9 млн долларов
  • «Однажды в Голливуде» — 90-96 млн долларов / 374,3 млн долларов
  • «Джокер» — 55-70 млн долларов / 1,1 млрд долларов
  • «Маленькие женщины» — 40 млн долларов / 218,8 млн долларов
  • «Брачная история» — 18 млн долларов / 2,3 млн долларов (фильм прокатывал Netflix)
  • «Паразиты» — бюджет 15,5 млн долларов / сборы 258,8 млн долларов
  • «Кролик Джоджо»: 14 млн долларов / 90,3 млн долларов

Как можно заметить, два года подряд Netflix поставляет самые дорогие фильмы-номинанты, но бюджет «Суда над чикагской семеркой» просто смехотворный на фоне бюджета «Ирландца». Мы также видим, что Дэвиду Финчеру не потребовались сотни миллионов на его черно-белую историческую драму о Голливуде, а «Земля кочевников» и вовсе будто снята каким-нибудь «Блумхаусом», ставящим недорогие хорроры.

«Манк» (2020)

В середине марта 2021-го исполняется ровно год, как кинопрокат мира начал испытывать серьезные проблемы из-за пандемии коронавируса и до сих пор не восстановился толком. Но в связи с этим хочется сказать, что авторам самой церемонии не стоит ждать высоких цифр трансляции: скорее всего, они будут низкими, как никогда.

Нет ни одного супергеройского фильма, функцию блокбастера выполняет «Довод» (да и то всего с двумя техническими номинациями), все номинанты — малобюджетные авторские фильмы. И даже снова один южнокорейский. Рейтинги недавно прошедшей церемонии вручения премии «Золотой глобус» упали на 62% по сравнению с прошлым годом (трансляцию смотрели всего 6,9 млн американцев). «Оскар» же упорно продолжает свое падение с 2014 года, лишь в 2019-м слегка подняв голову.

Недавний текст The Hollywood Reporter сравнивает ситуацию в кино с книгоизданием. Лучшие фильмы, которые чаще всего получают «Оскар», не дотягиваются до массмаркета, но хорошо понятны узкому кругу специалистов в сфере искусства. В середине прошлого столетия писатели Владимир Набоков, Гор Видал и Джон Апдайк появлялись на обложках Time, когда журнал был одним из ведущих национальных рупоров культуры. Конечно, они были белыми мужчинами, но с ними в компании находились и Джеймс Болдуин, Тони Моррисон и Алекс Хэйли. Романы вроде «Уловки-22» Джозефа Хеллера считались мэйнстримом.

Постепенно популярность больших и влиятельных романов угасала. В 1989 году в журнале Harper’s повился язвительный манифест Тома Вулфа, обвинившего своих коллег по цеху в отказе от амбициозных, реалистичных романов в духе Диккенса и Теккерея в пользу более узких срезов жизни. Ни один писатель не появился на обложке Time между Стивеном Кингом в 2000 году и Джонатаном Франзеном в 2010-м. В 2019-м журнал опубликовал выпуск с Колсоном Уайтхэдом в честь его романа The Nickel Boys.

Стоит понимать, что большие и толстые романы никуда не делись. Их просто отнесли к сфере предназначенной для потребления избирательной и взыскательной аудиторией. Бестселлеры помогали «делать» книжные клубы Опры Уинфри и Риз Уизерспун. Однако нон-фикшн в Америке регулярно превышает продажи художественной. «Становление» Мишель Обамы стало самой популярной книгой 2018-го, а книга Барака Обамы «Земля обетованная» разошлась в 2020-м тиражом 2,5 млн экземпляров. Прошлогодний бестселлер номер один, книга Джанин Камминс «Американская грязь» разошлась тиражом 524 000 копий (в России роман также издавался).

Фильмы, как и книги, становятся нишевыми. Поп-культура требует аттракционов, тогда как награды достаются небольшим картинам, получившим признание кинокритиков и определенной доли зрителей. «Оскар» превращается в церемонию для очень узкого круга людей — и можно хоть часами транслировать красную дорожку, по которой дефилируют звезды в роскошных туалетах, массовому американскому зрителю трудно смотреть церемонию, в которой фигурируют малоизвестные картины.

Но вернемся к статистике. Посмотрим, сколько номинаций у фильмов.

  • 10 номинаций — «Манк» (Netflix);
  • 6 номинаций — «Отец» (Sony Pictures Classics), «Иуда и черный мессия» (Warner Bros), «Минари» (A24), «Земля кочевников» (Searchlight), «Звук металла» (Amazon Studios), «Суд над чикагской семеркой» (Netflix);
  • 5 номинаций — «Ма Рейни: Мать блюза» (Netflix), «Девушка, подающая надежды» (Focus Features);
  • 4 номинации — «Новости со всех концов света» (Universal);
  • 3 номинации — «Одна ночь в Майами» Amazon Studios, «Душа» (Disney);
  • 2 номинации — «Еще по одной» (Samuel Goldwyn Films), «Борат 2» (Amazon Studios), «Коллектив» (Magnolia Pictures/Participant), «Эмма.» (Focus Feature), «Элегия Хилбилли» (Netflix), «Мулан» (Disney), «Пиноккио» (Roadside Attractions), «Довод» (Warner Bros).

Максимальное количество номинаций у Netflix — 35. Гораздо меньше у Amazon Studios — их 12, но для самой компании это рекорд. Первые номинации получили сервисы Apple TV+ («Легенда о волках») и Disney+ («Айван: единственный и неповторимый»). Для платформ это серьезное достижение, ведь им всего 16 месяцев от роду.

Правда, в прошлом году Netflix тоже лидировал с 24-мя номинациями, но покинул церемонию лишь с двумя статуэтками (Лора Дерн получила «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана; также был отмечен документальный фильм «Американский завод»). У «Манка» есть все шансы избежать судьбы «Ирландца» — в конце концов, это очень камерная и очень кинематографическая постановка. Но сейчас все ставят на победу «Земли кочевников» Хлои Чжао, гибридного релиза, появившегося в американских кинотеатрах и на сервисе Hulu, принадлежащему Disney. В общей сложности у Disney 15 номинаций.

Семь номинаций получило Focus Features, подразделение Universal. Из них пять приходится на картину Эмералд Феннелл «Девушка, подающая надежды». У самой Universal четыре номинации за вестерн «Новости со всех концов света», проданного для проката Netflix. Всего у Comcast, которому принадлежат эти студии, 11 номинаций.

8 номинаций у Warner Bros — шесть за «Иуду и черного мессию» и два за «Довод». «Иуду» показывали одновременно в кинотеатрах и на сервисе HBO Max, но его 30-дневный прокат на стриминг-платформе уже завершился, и сейчас фильм доступен только в кинотеатрах.

По шесть номинаций у Sony Pictures Classic и у A24 — благодаря фильмам «Отец» и «Минари» соответственно. Причем «Минари» войдет в историю награды: Стивен Юн стал первым американцем азиатского происхождения, номинированным за лучшую мужскую роль.

Подведем итог:

  • Netflix — 35 номинаций
  • Disney — 15
  • Amazon Studios — 12
  • Сomcast — 11
  • Warner Bros — 8
  • Sony Pictures Classic — 6
  • A24 — 6

Остановимся на самой печальной цифре этого года. Чедвик Боузман стал седьмым актером, получившим номинацию на «Окар» посмертно. В драме Джорджа С. Вульфа «Ма Рейни: Мать блюза» он играет амбициозного корнетиста, который обостряет и без того тяжелые отношения с белым менеджментом рекорд-лэйбла и постоянно препирается с другими участниками джазового коллектива. Боузман ушел из жизни 28 августа 2020 года после долгой борьбы с раком. Также посмертно были номинированы: Джеймс Дин, Спенсер Трейси, Питер Финч, Ральф Ричардсон, Массимо Троизи и Хит Леджер. Финч — единственный получил «Оскар» посмертно за главную роль («Телесеть», 1976). Последний «Оскар» после ухода актера из жизни вручался в 2009 году — наградили Хита Леджера за его исполнение роли Джокера в «Темном рыцаре». Скорее всего, Боузман станет вторым актером, награжденным посмертно за главную роль — он фактически ушел в зените славы.

Главные сюрпризы номинаций

Сюрпризы бывают приятными и неприятными, так что придется разделить на две части. Безусловно, в этом году финальная восьмерка далась киноакадемикам трудно (мы знаем, что некоторые из них вообще отказываются смотреть присланные скринеры), но в конечном счете эти фильмы хорошо характеризуют 2020-й как год, посвященный малобюджетному и авторскому кино.

Приятные сюрпризы

«Звук металла» получил признание. Этот фильм с огромным трудом добрался до зрителя — никто не хотел финансировать картину о глохнущем музыканте. В итоге — шесть номинаций, включая «Лучший фильм». Риз Ахмед стал первым актером-мусульманином, получившим номинацию за лучшую мужскую роль.

Две женщины номинируются за режиссуру. Впервые за почти столетнюю историю награды сразу две режиссерки заняли слоты, которые обычно занимают мужчины. За 93 года существования «Оскара» в этой категории номинировались: Лина Вертмюллер («Паскуалино „Семь красоток“», 1976), Джейн Кэмпион («Пианино», 1993), София Коппола («Трудности перевода», 2003), Кэтрин Бигелоу («Повелитель бури», 2009) и Грета Гервиг («Леди Бёрд», 2017). Стоит на помнить, что женщина получала «Оскар» за режиссуру всего ОДИН раз (Бигелоу).

Впервые в режиссерской категории номинируется женщина азиатского происхождения. Хлоя Чжао, получив признание критиков и киноиндустрии после «Всадника», успела снять блокбастер для Marvel («Вечные» должны были выйти на экран в 2020-м, но переехали из-за пандемии) и экранизировать книгу об американцах, живущих в трейлерах из-за отсутствия дома.

Томас Винтерберг получил номинацию за режиссуру. Абсолютно неожиданный ход киноакадемии и первый за историю Дании кандидат на «Оскар» в этой категории.

Неприятные сюрпризы

Полный игнор фильмов Келли Райхардт «Первая корова» и «Никогда редко иногда всегда» Элайзы Хиттман. Два этих фильма невероятно трогательные и очень американские, но в одном случае исследуется нетоксичная маскулинность, а в другом — неприятная для многих американцев тема подростковых абортов. Очень жаль, что эти фильмы проглядели, но мы все равно будем их помнить и любить.

Без номинации остался Дэлрой Линдо, блестяще сыгравший у Спайка Ли в драме «Пятеро одной крови». Если на то пошло, фильм Netflix обделили и в режиссерской и в «лучшей» номинации.

Лакит Стэнфилд и Дэниэл Калуя номинируются за роли второго плана. Можно понять студию, которая позиционировала своих актеров именно так — и получила искомое, — но за актеров очень неприятно, они оба ведущие исполнители в этом фильме, у них главные роли, а никак не второстепенные.

Реджина Кинг осталась без признания. Режиссерка «Одной ночи в Майами» могла бы оказаться в пятерке номинантов, а ее фильм — среди претендентов на главный «Оскар».

Аарон Соркин не признан как режиссер. «Суд над чикагской семеркой» получился столь динамичным и интересным только благодаря его постановке.

Кто получит главный «Оскар»?

Вопрос, на который ответить пока что непросто. Но если посмотреть на номинации, то получается, что только два проекта фигурируют в пяти ключевых категориях: фильм, режиссура, актерская работа, сценарий и работа монтажера. Это «Земля кочевников» и «Девушка, подающая надежды». Причем у драмы Чжао еще и номинация за операторскую работу.

Лично я подозреваю, что главный «Оскар» отдадут «Манку», а Хлоя Чжао получит приз за режиссуру, но практика показывает, что отсутствие монтажной номинации лишает картину главной награды. Конечно, есть исключения, так что вполне вероятно, что мы их увидим.

2020 год — один из самых непростых в плане выбора кино для киноакадемиков. Финальная восьмерка фильмов никогда бы не получилась при других раскладах, хотя с другой стороны, какие блокбастеры могли перейти дорогу «Звукам металла» или «Девушке, подающей надежды»? «Не время умирать»? «Черная вдова»? «Форсаж 9»? «Топ Ган 2»? Пандемия сместила ракурс на более скромное кино, а студии не так агрессивно бомбардировали киноакадемиков продвижением. По крайней мере, так кажется со стороны.

Хотя, конечно, ради рейтингов трансляции следовало дать 14 номинаций «Доводу». Хорошо, что этого не случилось.

%d такие блоггеры, как: