Индустрия Кино

Киноакадемик отказался смотреть «Никогда, редко, иногда, всегда»

«Оскар» такой пуританский

10 марта наступил дэдлайн выдвижения фильмов на премию «Оскар». Несмотря на ряд принятых недавно правил, нам до сих пор приходится признавать, что Американская Киноакадемия далека от совершенства.

История, которая очень тихо прошла в западных трейдах — возможно, из-за особенностей тематики, которая до сих пор является болезненной для Америки. Постановщица драмы «Никогда, редко, иногда, всегда» Элиза Хиттман рассказала в соцсетях, что получила письмо от режиссера Кита Мэррилла, в котором он отказывается смотреть скринер ее картины.

Фильм Хиттман, премьера которого состоялась в начале 2020 года на кинофестивале «Сандэнс», повествует о 17-летней Отом, которая обнаруживает, что беременна, но не может ни сказать об этом родителям, ни сделать аборт так, чтобы об этом никто в маленьком городе не узнал. Отом с подругой отправляется в Нью-Йорк, потому что там не будут задавать лишних вопросов.

Когда идет выдвижение номинантов на премию «Оскар» (полный список будет известен 15 марта), такие новости кажутся особенно удручающими. Мы часто говорим о том, как не хватает внимания маленьким и независимым фильмам, производители которых не могут тратить огромные суммы на их продвижение. И отказ одного из киноакадемиков смотреть такое кино лишний раз намекает, что «Оскар» тоже требует перемен и нуждается в хорошей встряске всех членов.

26 марта, Хиттман опубликовала в Instagram пост с текстом письма Кита Мэррилла, которое гласит: «Привет, Эмма! Получил скринер, но будучи христианином, отцом восьмерых детей и 39 внуков и сторонником прав пролайферов, имею НОЛЬ интереса смотреть, как женщина пересекает страну, чтобы убить своего нерожденного ребенка. 75 миллионов из нас считают аборт злодеянием (чем он и является). Нет ничего героического в матери, прилагающей столько усилий для убийства своего ребенка. Подумайте об этом!»

Также можно подумать, почему Мэррилл обращается к Элайзе как к Эмме.

В тексте под скриншотом Хиттман пишет: «Последний год моей жизни был посвящен продвижению фильма „Никогда, редко, иногда, всегда“. Я говорила с подростками и с организацией по планированию семьи (Planned Parenthood). По мере приближения к финишной прямой наградного сезона, я отдаю себе отчет, что картина далека от того, чтобы быть настоящим кандидатом. Вчера вечером я получила такое вот жесткое напоминание, что киноакадемия до сих пор болезненно монополизирована пожилыми белыми мужчинами-пуританами. Интересно, сколько еще голосующих членов киноакадемии не посмотрят фильм». Хиттман поставила хэштег «Оскар такой пуританский».

Увы, этот пост больше не доступен в Instagram, и о причинах его удаления режиссерка не пишет. Более того, из крупных трейдов о ситуации написала только Variety.

Мэррилл откликнулся на запрос издания, написав длинный текст, в котором разъясняет свою пролайферскую позицию и хвалит Хиттман за талант, страсть и мнение. Он также подчеркнул, что уважает ее право на их выражение. «Фильм —- отражение ее самой. Мое отсутствие интереса к просмотру ее фильма — отражение меня. Мы одинаково правы в своем выборе, в своих поступках и в отношении к своим жизням».

Он также ответил на слова Хиттман о монополизации киноакадемии пожилыми белыми мужчинами. «Вау! Ладно, Элайза, я „пожилой“. Вы все правильно понимаете. Я являюсь членом Академии киноискусства на протяжении 46 лет. Пуританин ли я? Я хожу в церковь, молюсь и верю в Иисуса Христа. Я принимаю традиционные ценности и верю в моральную свободу воли. Я стараюсь любить ближних своих, хотя это порой бывает непросто. Делает ли это меня „пуританином“? Возможно, но знай вы меня, вам бы пришлось убрать прилагательные, которые придают этому слову желаемый негативный оттенок. Я не чопорный, строгий, жесткий, жестокий, ограниченный или фанатичный. На самом деле, я — полная противоположность».

В этом году к рассмотрению Киноакадемии на «Оскар» представлены 366 фильмов. «Никогда, редко, иногда, всегда» — среди них. Сейчас в Киноакадемии насчитывается 9921 человек, распределенных на 17 отделений. Все они имеют право выбирать номинантов на «Лучший фильм». В правилах Киноакадемии нет пункта об обязательном просмотре всех выдвинутых на соискание номинации на «Оскар» фильмов, но желательно просмотреть максимально возможное количество картин.
Киноакадемию регулярно критикуют, причем в основном за однородность группы — за «Оскар» голосуют по большей части пожилые белые мужчины. В 2020-м 68% киноакадемиков были мужчинами, и только 32% составляли женщины. Этот расклад не менялся на протяжении трех лет. Впрочем, пять лет назад, женщин было на 25% меньше.

Что же касается расы, то по статистике на 2020 год «Оскар» был белым на 84%. Расовые меньшинства пока занимают скромные 16%, несмотря на все старания администрации разбавить этот пул новыми и разными участниками.

Мэррилл пишет, что не смотрит хорроры или «фильмы с незавуалированным изображением секса, беспричинным насилием или радикальными социальными проблематиками».

Последнее исследование о возрасте киноакадемиков проводилось изданием The Los Angeles Times в уже далеком 2014 году. Мы до сих пор вынуждены оперировать цифрой 63 — таков на момент исследования был средний возраст киноакадемика, — хотя есть вероятность, что за последние годы он понизился.

Я вижу во вскрывшейся истории огромную проблему. Она в очередной раз подсвечивает простой факт: «лучшие фильм» на «Оскаре» далеко не лучший фильм в принципе, это просто кино, которое меньше всех раздражает (помним, что в этой номинации действует преференциальное голосование). Отчетливо всплывает в памяти история четырехлетней давности, когда в феврале 2017-го ждали победы картины «Ла-ла Ленд», и факап с конвертами как будто сыграл на руку всем присутствующим — в ЭлЭй были уверены, что победит мюзикл о кино. Но на самом деле в категории «Лучший фильм» выиграл инди-фильм Барри Дженкинса «Лунный свет» о взрослении чернокожего гея.

Но потом все вернулось на круги своя. Лучшим фильмом в 2018-м признали сказку «Форма воды» Гильермо Дель Торо, победившую в Венеции (ждите победы «Земли кочевников» в этом году — она тоже взяла венецианский приз); в 2019-м наградили крауд-плизер Питера Фаррелли «Зеленая книга», вызвавший массу споров в чернокожем сообществе. Внезапный выигрыш «Паразитов» смотрится как чудо — но я бы не очаровывалась. Киноакадемия все еще очень неповоротливая и ждать победы фильма вроде скромного шедевра Хиттман пока рано.

Можно ли не смотреть фильм, представленный к рассмотрению на номинацию на крупную кинопремию по личным этическим соображениям? Если вы простой зритель, то безусловно, у вас есть такое право. Но если от вашего решения зависит, будет ли номинирован этот фильм, или нет?

Вряд ли.

93-я церемония вручения премий «Оскар» пройдет 25 апреля.

Подписывайтесь на KKBBD.com в Facebook и ВКонтакте.

1 comment on “Киноакадемик отказался смотреть «Никогда, редко, иногда, всегда»

%d такие блоггеры, как: