Индустрия Кино Сериалы

Netflix отчитался об инклюзивности своих проектов

Более половины сериалов платформы сняты с женщинами в главных ролях

26 февраля стриминговый сервис Netflix опубликовал отчет об инклюзии контента и объявил о создании «Фонда равных творческих возможностей Netflix». Эта инициатива поможет группам, которые до сих пор недостаточно представлены в индустрии, найти свое место в производстве контента. Эксклюзивно для KKBBD Netflix поделился исследованием заранее — журналист Дмитрий Барченков рассказывает о том, что все это значит для мирового кинопроизводства.

В своем летнем выступлении по поводу размывания нормы в культуре я довольно много говорил про продюсера и сценариста, открытого гея Райана Мерфи, фигуру, действительно изменившую американскую (а затем — и мировую) телеиндустрию. Продюсер все изменил как с точки зрения освещаемых на экране тем (пожалуй, впервые в популярной культуре главные позиции отдавались, к примеру, гомосексуалам), так и со стороны кадрового состава — Мерфи и по сей день важно, чтобы его истории рассказывали женщины, темнокожие и представители ЛГБТК-коммьюнити.

Сегодня Мерфи — одно из главных лиц компании Netflix. Три года назад шоураннер заключил с сервисом контракт на $300 млн. За последующее время мы увидели с десяток его новых проектов: сериалы «Политик», «Голливуд», «Рэтчед» и другие, а также фильмы «Парни в группе» и «Выпускной». К слову, Netflix находится «на передовой» инклюзивности не только из-за сотрудничества с Мерфи, но и в целом своей политикой. В остальных проектах платформы довольно часто героями выступают темнокожие или квир-персоны (взять хотя бы их сериалы «По кайфу» или подростковый ромком «Даже не представляешь!», где центральными персонажами выступали девушки, испытывающие романтические чувства к другим девушкам).

Недавно Netflix задумался и о второй части своего рода программы Мерфи — о том, кто трудится над контентом стриминга. В начале января вышло исследование об инклюзии среди сотрудников самой компании. Неизбежным было и изучение тех, кто работает непосредственно на площадке. Для анализа ситуации и своей прогрессивности на экране и вне его, руководство сервиса обратилось к доктору Стейси Л. Смит (Dr. Stacy L. Smith), основательнице и директрисе программы обеспечения инклюзивности школы коммуникаций и журналистики Анненберга при Университете Южной Калифорнии (USC Annenberg Inclusion Initiative), которая вместе с коллегами изучила оригинальный англоязычный контент Netflix за 2018-2019 годы.

«Я рассматриваю это как исторический отчет, устанавливающий основу, ориентир для того, как следует проводить исследования, и в каком направлении двигаться индустрии. Это высокая планка. (…) Я не знаю ни одного исследования, которое бы освещало столько нюансов для различных групп населения, особенно по расе/этнической принадлежности», — говорит Смит.

В ее итоговом отчете все полученные от сервиса материалы были пропущены через 22 показателя инклюзии:

  • Главные женские персонажи / второстепенные персонажи;
  • Женский основной актерский состав;
  • Женщины, у которых есть реплики;
  • Гендерное пропорциональное представительство;
  • Режиссерки;
  • Сценаристки;
  • Продюсерки;
  • Женщины-создательницы производственной части (Creators);
  • Главные персонажи / второстепенные персонажи, представленные расовыми / этническими меньшинствами;
  • Основной актерский состав, представленный расовыми / этническими меньшинствами;
  • Персонажи с репликами, представленные расовыми / этническими меньшинствами;
  • Пропорциональное представительство расовых / этнических меньшинств;
  • Режиссеры, представленные расовыми / этническими меньшинствами;
  • Сценаристы, представленные расовыми / этническими меньшинствами;
  • Продюсеры, представленные расовыми / этническими меньшинствами;
  • Производственная группа, представленные расовыми / этническими меньшинствами;
  • Основной актерский состав ЛГБТ;
  • Персонажи с репликами — представители ЛГБТК-сообщества;
  • Пропорциональное представление ЛГБТК;
  • Основной актерский состав, представленный людьми с инвалидностью;
  • Персонажи с репликами, представленный людьми с инвалидностью;
  • Пропорциональное представление людей с инвалидностью.

В итоге Netflix улучшил свои результаты по 19 из 22 показателей.

Из важного,например, стоит отметить, что 54,5% сериалов имеют в главных героях именно женщин, что, безусловно, впечатляет. Как и то, что почти 29,8% создателей проектов — это женщины, показатель по индустрии в целом составляет лишь 23,5%. Netflix также опередил индустрию в найме цветных женщин-режиссерок фильмов: 6.2% всех постановщиков — не белые женщины, хотя в целом по индустрии этот показатель равен лишь 2.2%.

Успехи сервиса — дело понятное. Но, увы, пока Netflix отстает с точки зрения репрезентации ЛГБТК-сообщества и людей с особенностями развития — 1,1% главных героев, 6,1% основных персонажей и 3,3% героев с репликами составляют представители этих групп. Среди отстающих критериев было также представление контента для сообществ Латинской Америки, Ближнего Востока/Северной Африки, американских индейцев/коренных жителей Аляски и коренных жителей Гавайских островов/островов Тихого океана.

Кроме того, с точки зрения репрезентации ЛГБТК-персон не исследовались и съемочные группы, что, конечно, тоже важно. Но тут есть более сложный вопрос: как их вообще исследовать? Сегодня огромное количество голливудских гомосексуалов (или иных представителей ЛГБТК-сообщества в индустрии) «сидят в шкафах», и, соответственно, ни в какую статистику они не попадут.

Все же, динамика, демонстрируемая, пожалуй, главным мировым стриминговым сервисом, скорее, похвальна. Даже несмотря на то, что пока руководство Netflix только в начале этого пути: помимо упомянутых вопросов, им предстоит решить, как анализировать региональный, неанглоязычный контент.

Радует и факт создания Фонда, который, если будет работать исправно, выделит $100 млн на поддержку инклюзивных групп в течение следующих пяти лет. Это, безусловно, усилит голоса тех, кому раньше слова не давали.

Все описанное, конечно, хорошо, но, к сожалению, пока далековато от реалий российских. Сидя здесь, в родном отечестве, мы пока лишь можем наблюдать за успехами американцев. Вряд ли кто-то из российских стриминговых сервисов решится на подобные инициативы. Основная работа по увеличению видимости инклюзивных групп в нашей стране все еще лежит на активистах, у которых, к сожалению, нет ресурсов, как у Netflix.

Подписывайтесь на KKBBD.com в Facebook и ВКонтакте.
%d такие блоггеры, как: