Индустрия Кино

От «Мертвых свиней» к «Хищным птицам»: как Кэти Янь пробила путь в Голливуд

Не бойтесь фильмов с субтитрами

На MUBI появился дебютный фильм Кэти Янь, снявшей блокбастер «Хищные птицы». Картина под названием «Мертвые свиньи» основана на реальных событиях и объединяет истории нескольких людей с историей Шанхая, города, который, как и Нью-Йорк, никогда не спит.

Свою карьеру Янь начинала в журналистике, и в марте 2013-го наткнулась на странный сюжет о множестве мертвых свиных туш, оказавшихся в реке Хуанпу. Кэти родилась в Китае, но выросла в Вашингтоне, куда ее привезли в возрасте четырех лет. Она работала репортершей Los Angeles Times и The Wall Street Journal, но в 2013-м уже начала учиться к киношколе. Вся родня Янь оставалась в Китае, так что история про мертвых свиней запала ей в душу и следующие пять лет она посвятила работе над будущей картиной. «Не то чтоб все эти свиньи были выброшены с одного комбината, или фермы, нет! Все туши оказались в реке из-за небольших фермеров, которые отчаялись, поскольку не понимали, из-за чего умирали их животные. Их заработок по сути вылетел в трубу. Так что у них не было особо выбора, и выкинуть туши в реку казалось хорошим выходом — они думали, что так можно уничтожить улики», — говорит Янь. Но свиньи всплывают на поверхность, как и все тайное, превращаясь в главную метафору картины.

Нарратив «Мертвых свиней» напоминает «Магнолию» (впрочем, так пишут о всех фильмах с несколькими персонажами, чьи судьбы в итоге переплетаются). Владелица салона красоты Кэнди Вон (Вивиан Ву) отказывается выезжать из своего семейного дома, одиноко торчащем на пустыре. Несмотря на огромные деньги, которые предлагают девелоперы, Вон намерена остаться в огромном доме, в котором выросла. Брат Кэнди (Ян Хаоюй), разорившийся фермер, олицетворяет поговорку о бесе в ребре — он пускается в денежную авантюру, теряет на финансовой пирамиде кучу денег, покупает аппарат для VR и верит, что его спасет сын Жень (Мэйсон Ли), у которого в Шанхае успешный бизнес и роскошная квартира.

Ложь пронизывает фильм Янь, как миазмы от свиных трупов, что расплываются по Хуанпу. Врут все — по мелочам и по-крупному. Жень на самом деле работает официантом и живет в бедности. Его отец потерял всех своих свиней, умерших загадочным образом. Он сбрасывает трупы в реку, не имея возможности их продать. Экспат Шон Лэндри (Дэвид Рисдаль) подрабатывает на китайцев «солидным американцем», присутствуя на разных мероприятиях, где пускают пыль в глаза. Зя Зя (Ли Мэн) из богатой семьи ведет себя как типичная представительница золотой молодежи, но в душе она скромная и тихая девушка, мечтающая о любви. После бурного вечера в ресторане, она возвращается домой и врезается в стойку с фруктами. Зя очнется в больнице, под уверения отца, что все проблемы с владельцем он уладил. А потом к ней приедет Жень, отдаст телефон, что она оставила в ресторане. Молодые люди потянутся друг к другу, но социальная пропасть между ними напомнит о себе, и Жень станет бросаться под колеса автомобилей, чтобы их владельцы платили ему деньги — быть бедным с богатой подружкой непросто.

Кэти Янь признается, что чувствует себя туристкой как в Америке, так и в Китае, слишком часто переезжала. Продюсировать ее дебютную картину взялись две китаянки, учившиеся на Западе. «Им очень хотелось сделать такое кино, потому что никто из местных режиссеров не снял бы ничего подобного», — говорит Янь.

Несмотря на то, что картина была снята еще четыре года тому назад, и Янь уже успела дебютировать в Голливуде, у «Свиней» до сих пор не было прокатчика. Даже призы кинофестиваля Sundance не помогли фильму продвинуться навстречу зрителю — фильм Янь, снятый в Китае, сталкивался со всеми проблемами, которые преследуют любую неанглоязычную независимую картину. Даром, что среди продюсеров — Цзя Чжанкэ, любимчик фестивалей класса «А», «Мертвые свиньи» мертвым грузом лежали на полке, будучи показан только в Китае.

«Я придерживалась слов Пона Чжун-хо о том, что каждому иностранному фильму приходится преодолевать барьер высотой всего один дюйм, барьер субтитров. Но хочется надеяться, что иноязычные фильмы становятся большей частью отрасли, и это не просто тренд», — рассказывает Янь THR. У судьбы свои причуды: Янь помогли индустриальные показы на Sundance, благодаря которым ее приметили боссы студии Warner и пригласили разрабатывать «Хищных птиц».

Кэти Янь (справа) на съемках «Хищных птиц»

Несмотря на труднейший год для киноиндустрии, когда фильм о Харли Квин стал одним из последних блокбастеров, выпущенных на большие экраны всего мира, Кэти Янь верит в свет в конце туннеля. «Мы создали бизнес-модель, которая буквально изрыгает водопад цифр премьерных уикендов. Современные блокбастеры становятся жертвой этих цифр и разговоров вокруг них. Но в 2020-м из-за пандемии случилось кое-что очень любопытное. Благодаря одновременному релизу в цифре и в кинотеатрах, первый уикенд утратил свою силу, и теперь даже блокбастеры должны двигаться в сторону инди или телевизионных моделей, основанных на „сарафане“ и рецензиях. В конечном итоге, выигрывает качество».

«Кинематографический мэйнстрим должен развиваться, — считает режиссерка. — И повлиять на эту культуру способны голоса независимых режиссеров. Если связь с ними прервется, тогда искусство кино начнет умирать. Фильмы должны оставаться артистичными и сохранять эту целостность. Стив Джобс сказал: „Не давайте людям, что они хотят, они понятия не имеют, чего им хочется. Дайте им новое“. Вот в чем заключается творчество».

«Хищные птицы» подверглись критике зрителей, но я люблю это кино — за дерзость, яркость и какую-то не очень-то присущую блокбастерам искренность. Наверное, в этом и проявился характер постановщицы. Она как-то сказала, что хотела бы больше творческой свободы на съемках, но даже то, что получилось, здорово отличается от многих «женских» блокбастеров. Янь вдохновлялась фильмами Тарантино, Ричи, брала ярость у героинь «Кэрри». «Безумного Макса» и «Тельмы и Луизы».

«Когда я росла, среди режиссеров было мало женщин, и уж точно совсем немногие женщины были похожи на меня, — признается Янь. — Думаю, потому я долгое время и не хотела стать постановщицей. Но останавливаться на достигнутом нельзя, перемены должны быть гораздо более институциональными. Не просто группа мужиков, похлопывающих друг друга по спине за то, что наняли женщину. Женщины должны находиться на всех уровнях власти, чтобы осуществлять настоящие изменения. То, что меня наняли снимать „Хищных птиц“, маленький шаг на пути к этому, но он, конечно, не последний».

Смотреть «Мёртвых свиней» на Mubi.

%d такие блоггеры, как: