Кино

Sundance-2021: «Узники страны призраков»

Подрыв индустрии с Николасом Кейджем

Sundance показал один из самых ожидаемых фильмов года — нестудийный блокбастер японца Сиона Соно «Узники страны призраков». Картина вызывает особое внимание из-за исполнителя главной роли, современного короля безумия Николаса Кейджа. Журналист Дмитрий Барченков думает, что в «Узниках страны призраков» мало кто что-либо сможет понять, зато почти все кайфанут от души.

Начну с напоминания факта, который, по-хорошему, уже каждый должен был запомнить. Звезда 1990-х Николас Кейдж перестал сегодня быть рядовым (и неважно — плохим или хорошим) актером, превратившись в любимого народом фрика. Его последние киноработы — психоделические «Мэнди» и «Цвет иных миров», хулиганский телепроект «История бранных слов», а также готовящаяся игровая версия «Короля тигров» от Netflix окончательно закрепили Кейджа в статусе этакого разрывателя шаблонов. Англоязычный дебют любимца Берлинале (4 награды!) Сиона Соно «Узники страны призраков», который Кейдж уже успел наречь «своим самым безумным фильмом», органично встраивается в фильмографию позднего актерского сумасшествия.

Прямо как у Кристофера Нолана в «Доводе», безымянный герой (собственно, Кейдж) неудачно грабанул банк. Его напарник с «не менее громким» именем Псих (Ник Кассаветис) в самый ответственный момент сошел с ума, убил всех, кто в банке находился, и исчез. Кейджа (позволю себе называть так и персонажа) раздели до набедренной повязки, связали и посадили в клетку. По-видимому, навсегда. Тем временем, белая ворона среди японок, внучка некого Губернатора (София Бутелла) захотела сбежать от грозного и неприятного деда, но, выбравшись из родного города, попала в плен в стране призраков. Губер вместе с другой (и очень дурной) внучкой под хвалебные песни десятка японок приезжает к Кейджу, облачает в костюм со взрывными устройствами (два из них прикрепляются аккурат к паху Кейджа) и обещает свободу, если герой вызволит внучку-Бутеллу. Кейдж зачем-то борется с окружающими его войнами, а затем едет выполнять задание — на велосипеде.

Уже по завязке можно высчитать примерный градус безумия этого шедевра. Но самое интересное режиссер спрятал дальше. С каждым действием Кейджа сюжет становится все более непонятным. Одна потасовка сменяет другую, реальность подменяется сном (и наоборот), заглавная страна призраков разом тот как запоет, то как начнет мочить Кейджа. Героиню Бутеллы наш протагонист и вовсе найдет облепленную частями манекена, впавшую во что-то типа сонного паралича и потом внезапно способную двигаться и даже сражаться. В общем, как уже и сказал, типично-кейджевское кино: практически ничего непонятно, он все время орет, периодически убивает противников, а еще в середине пара бомб на его теле взрывается (догадайтесь где!).

Глагол «взрывается» я упомянул не случайно. «Узников страны призраков» хочется квалифицировать как самый настоящий взрыв. Во-первых, режиссер Соно удивляет жанровым разнообразием: китчевое кино-ограбление сменяется традиционным самурайским фильмом, в него вклинивается вестерн, а затем все идет по * (Куда-то не туда. — Прим.ред.) и окончательно превращается в пресловутое Кейджево месиво. Взрыв. Во-вторых, очевидно, что в задачах режиссера было не столько сделать блокбастер (к слову, с этой ролью на вид недорогой фильм справляется на ура), сколько поговорить о важной для него и его народа травме — о ядерной войне. Япония, в этом смысле, наверное, самая несчастливая страна. На ее долю пришлись и атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, и авария на АЭС Фукусима-1. Соно со своими соавторами уделяют проблеме значительное внимание, ставя ее чуть ли не во главу идейного содержания фильма, записывая ее в причины бедствий (да и вообще существования) страны призраков. Снова взрыв. И, наконец, у «Узников страны призраков» есть потенциал в хорошем смысле «подорвать» и индустрию. Пока крупнобюджетные блокбастеры все дальше уходят от зрителя, шедевр Соно может, как я уже отметил выше, подарить не меньшие кайф и удовольствие. Только предупреждаю — кайф здесь по канонам 1990-х и 2000-х не сочетается с холодными расчетом и анализом, чтобы испытать эмоции (как и в «Мэнди», и в «Цвете иных миров»), голову придется выключить. Опять взрыв.

Подписывайтесь на KKBBD.com в Facebook и ВКонтакте.

1 comment on “Sundance-2021: «Узники страны призраков»

%d такие блоггеры, как: