Кино

Sundance-2021: «Как это закончится» и «В земле»

Кино из карантина

Журналист Дмитрий Барченков продолжает смотреть главные премьеры Sundance-2021 и делиться своими впечатлениями о них. На этот раз в фокусе два фильма, снятых во время карантина прошлого года. Первый — сделанная парой инди-кинематографистов апокалиптическая комедия «Как это закончится». Второй — «В земле», нестабильный психоделический хоррор режиссера «Высотки» и «Перестрелки» Бена Уитли. Оба — надежд не оправдали.

«Как это закончится»

«Как это закончится» (2021)

Лиза, как и все вокруг, знает, что сегодня вечером текст одного из треков группы «Зоопарк» станет реальностью: «прилетит комета и… тогда мы все умрем». Но, представьте себе, это не повод расстраиваться, думать о вечном, или хотя бы увидеться с близкими. Все жизнерадостно занимаются своими делами, прокрастинируют, а группа друзей Лизы еще и готовит прощальную вечеринку. Героиня вместе с предположительно младшей сестрой еще с утра собирается в путь, чтобы за день успеть встретить всех знакомых, а уже вечером знатно затусить.

«Как это закончится» имел все шансы стать «Зависнуть в Палм-Спрингс» этого «Сандэнса»: снова теплые американские вайбы, снова ёрнические шуточки, снова инди-условия, которые не сдерживают фантазию создателей. Да и авторы — вполне себе талантливые люди. Зои Листер Джонс уже успела снять инди-хит «Группа „Лейкопластырь“» и студийный хоррор под руководством Джейсона Блума — «Колдовство: Новый ритуал» (второй оказался слабым, но, все же, терпимым). А ее муж Дэрил Вейн три года назад даже оказывался в фаворитах того же «Сандэнса» — с драмеди «Белый кролик». Но их совместная работа, увы, оказалась глуповатым капустником от явно зависающих вместе актеров, которым, кроме демонстрации своих талантов (кто-то читает стендап, кто-то поет, кто-то показывает рельефный торс), в сюжете явно нечем заняться. Да и снята лента будто бы на коленке: шутки посредственные и неотработанные, картинка уровня IPhone (только не как у Стивена Содерберга, а как у подмосковных уличных ребятишек), а драматургия сыпется с каждым новым персонажем-встречным. Иными словами, перед нами типичный карантинный «недофильм», какие, спрятавшись в Zoom, плодила российская индустрия, но какой очень уж не хотелось увидеть в фестивальной программе.

«В земле»

Представляя картину перед ее премьерным показом, Бен Уитли уточнил, что «В земле» — лента не о пандемии, а, скорее, о политике. Но без пандемии, все же, не обошлось. Не случайно сценарий был написан в карантине, а сам съемочный процесс пришелся на пятнадцать дней прошлого пандемийного лета.

Пережив этот самый карантин (только в фильме все подается гораздо более серьезно), главный герой Мартин отправляется в один из британских лесов, где недавно пропала его коллега, чтобы ту найти. К нему прикрепляют специалистку по данной местности Алму. Долгое и, признаться, очень нудное путешествие динамично прерывается сначала ночью, когда неизвестные отбирают у героев телефоны и обувь, а потом в палатках дружелюбного отшельника Зака (британский комик и актер Рис Шерсмит). Ну а хоррор, который на этот момент мы прождали уже без малого минут пятьдесят, запускается с превращением Зака из гостеприимного чудака в поклоняющегося древнему существу безумца.

Да, в обращении к традиционного фольклору, откуда Уитли черпал увлечения антагонистов и в котором к концу сюжета уже просто невозможно разобраться, а также в модели поведения попавших в лес и его обитателей легко углядеть режиссерское осмысление тягот 2020-ого года. Но для мирового зрителя такой контекст окажется либо слишком узким, либо изрядно надоевшим. Интересно здесь другое, а именно визуальный язык новой картины Уитли. Режиссер, с одной стороны, будто бы вспомнил, свои ранние хоррор-работы (к примеру, «Список смертников») и после ровного студийного затишья отпустил воображение. Психоделические выплески, действительно, ломают мозг не хуже, чем подобные у Гаспара Ноэ. А с другой — Уитли вольно или невольно попадает в тренд ренессанса жанра. Нетрудно проследить параллели с «Ведьмой» Роберта Эггерса и, что более понятно, с «Солнцестоянием» Ари Астера. При этом, режиссеру пока, все-таки, не хватает авторской зрелости в хорроре: «В земле» очень медленно разгоняется, очень медленно едет и только пару раз впечатляет и будоражит. Даже приписка к поджанру слоубернеров вряд ли заставит не смотреть на часы. Но за моменты, в которые режиссёр отступает от спокойствия и даёт драйва, изобретательности и натуральных визуальных истерик, а также за саркастический финал и хочется верить в возвращение «одичалого» Бена Уитли, который еще точно сможет удивить. Но, кажется, не в этот раз.

Подписывайтесь на KKBBD.com в Facebook и ВКонтакте.

%d такие блоггеры, как: