Сериалы

«Настя, соберись» на КиноПоиск HD

Мяу мяу мяу (18+)

Мой друг Петя, человек, который крайне строго относится к российскому кинопрому, в начале года спросил, смотрю ли я «Настю» на КиноПоиске. Я удивилась, что он вообще что-то нахваливает — Петя из тех, кто в ответ на «доброе утро» говорит «*уютро», то есть похвала от него означает, что снято нечто и правда выдающееся. «Но ты имей в виду, там много от „Головоломки“ и того сериала… старого… как его?» Сериал, о котором вспоминал мой друг, называется «Голова Германа», и он по сути повлиял на «Головоломку».

Напомню, что в голове у Германа уживались: разум — строгий мужчина в очках; чувствительность — улыбчивая девушка в кудряшках; тревожность — нервозный юноша с галстуком-бабочкой и страсть — корпулентный мужчина в кепке. Все они располагались в статичной декорации и взаимодействовали между собой. Они соглашались и спорили под взрывы хохота — «Голова Германа» была классическим ситкомом. В реальности Герман лавировал между своими неврозами и порой невпопад реагировал на происходящее, если аспекты его личности не могли найти подходящее решение для той или иной ситуации. Я искренне не рекомендую смотреть «Голову Германа» сейчас — сериал плохо сохранился и кишит мизогинными и сексистскими штампами.

Шоураннер «Насти» Константин Майер в сценарной фильмографии которого сериалы «Молодожены», «Физрук» и «Толя-робот», комедия «Я худею» и недавно вышедшая драма «Огонь». Он же снимал сериал вместе с Верой Смолиной, о которой пока известно немного — училась режиссуре в Америке, завершала образование в Московской школе кино у Попогребского и Хлебникова. Я люблю дебютантов (у Смолиной на счету только две короткометражки), но мне жаль, что наши СМИ пока не добрались до Веры и не сделали с ней интервью — мне очень интересно, что лично она привнесла в этот проект, у которого значится семь сценаристов.

Настя в исполнении Любови Аксеновой — девушка многогранная, работает в архитектурном бюро под руководством начальника-сексиста и замужем за симпатичным Максимом. Однако уже в первой серии она сталкивается с проблемой: ее проект раскритикован клиентом, а видео с разносом офиса попадает в сеть, за что Настя получает кличку «Бабзилла». Я бы добавила неуравновешенность в качестве черты ее характера, но с другой стороны, у нас тут комедия, и авторам приходится утрировать некоторые аспекты ее личности.

Несмотря на замужество, Настя до жути боится своей матери (Юлия Ауг) и до сих пор не прошла болезненный процесс сепарации с ней. Она готова скрывать от нее увольнение, лишь бы не ударить лицом в грязь. Знакомая проблема — многие из нас идут на ложь, чтобы угодить родителям. К чести авторов, они объяснят вам, почему у Насти и ее мамы такие комплексы, когда столкнут в последней серии женщин с финальным боссом — бабушкой.

Параллельно с увольнением из фирмы, Настя узнает об измене мужа, но, в отличие от фильма «Верность», который пару раз цитируется (из-за кинокомпании), она находит в себе силы прояснить ситуацию, поговорив с Максимом, а затем и с лучшей подругой Ингой, ставшей изменщицей. Пытаясь осознать случившееся, Настя уходит от мужа и вспоминает, как однажды разговаривала с Ингой об изменах и уверяла ее, что в этом виноваты двое — муж и жена, но не любовница. Только благодаря этому ей удается уйти от соблазна заново броситься в объятия Максима, который вымаливает прощения, и поставить точку в отношениях с подругой, как взрослой женщине.

Учитывая, как российское кино любит показывать женщин чудачками (если не сказать ***нашками), Настя — редкий образ достаточно цельного человека. Она знает, чего хочет (стать крутым архитектором), она любит секс (и готова на приключения), она совершает глупые поступки (о которых потом жалеет) и при всем этом она искренне любит свою подругу Вику (прекрасная Вера Строкова из «Шапито-шоу») и переживает за свои отношения с матерью.

Когда-то на выпускном Настя перепила и устроила перформанс, который до сих пор помнят одноклассники. Она приезжает на выпускной в пафосной тачке с водителем (внезапно — он гей) и в дорогущем костюме и соревнуется за корону королевы класса. Настя проявляет далеко не лучшие свои стороны в борьбе, чем окончательно меня подкупила: зачастую сериальные женщины бывают слишком идеальными, без права на ошибку. Как раз ошибки Насте присущи. Она перерабатывает до потери пульса (в прямом смысле), загоняет себя ради проекта мечты (пусть это даже и дача маминой подруги), дерется за необходимый унитаз в строймаркете (о, это «бутылочный» эпизод, только бутылка большая!), после чего постепенно понимает, что ей нужно только быть в мире с собой, а идеала вообще не существует.

Трейлер сериала кажется мне неудачным

Теперь субличности. Их пять и каждая отвечает за свое.

Богиня (Алина Алексеевна) — красота, секс, гедонизм;
Хозяюшка (Юлия Гришаева) — домашняя работа, дети, стирка-уборка-готовка;
Алла Кирилловна (Светлана Камынина) — консерватизм, здравый смысл, серьезное отношение;
Сестра (Рина Гришина) — работа, интеллект, безбашенность;
Бусинка (Ева Смирнова) — креатив, ребячество, дуракаваляние.

Мне очень понравились все пятеро, ансамбль актрис подобран безупречно. Они настолько естественно взаимодействуют в кадре, что даже непривычное «мы» и «нам», которое они используют, говоря о Насте, не режет ухо. Как не режет его и обсценная лексика (обязательно включите дорожку 18+), которая употребляется редко и к месту.

Субличности сражаются за управление Настей, а иногда уступают друг другу своеобразный трон — довольно неудобное сооружение из зеркального материала. По большей части Настей управляет Сестра, которая во многом отражает ее характер: дерзкий, упорный, задорный. Когда на трон садится Богиня и берет саксофон — Настя занимается сексом (Бусинке на эротических сценах надевают очки, и она видит вместо происходящего мультики), когда Хозяюшка берет дело в свои руки, Настя размышляет о семье и детях. Алла Кирилловна отвечает за сдержанные переговоры и пытается не допустить факапов, а Бусинка может… Как старейшая часть Насти, Бусинка по сути ее живительная сила, ее внутренняя девочка, которую никогда нельзя забывать.

В какой-то момент Насте необходимо работать, и в подсознании включается голос прабабки Анфисы. Как заезженная пластинка она твердит «терпение и труд все перетрут» и тому подобные слова, подбадривая Сестру вкалывать. Богиня просит отдыха — и ее отправляют в подвал Подсознания, где она находит в прямом смысле все эти пластинки и бабку заодно. Там Богиня запишет свою пластинку — о любви к себе, которой Насте так не хватает.

Прекрасное решение с подругой Викой — Строкова невероятно органична в этой роли, и когда ее связывают для «эротической» сессии и когда она читает нотации Насте, и когда ругается с подругой. Она не может быть психологом для подруги, но может объяснять некоторые факторы, и Настя во многом полагается на нее. Другая подруга, Инга (Маргарита Аброськина), с которой Насте изменяет муж, остается немного в тени, она недоработана, но ругаться из-за этого не хочется.

Я с ужасом ждала, что сериал направит Настю «на путь истинный», и она вернется к Максиму (Семен Серзин). К счастью, обошлось, и Настя не только разводится с ним, но и пускается в эротическое приключение с дрэг-квин Геннадием из ресторана. При этом с телом Аксеновой сериал обходится весьма бережно и несмотря на откровенные сцены, ни разу не показывает актрису full frontal, как это любят делать в нашем кино.

Субличности Насти теряют контроль над происходящим

«Штаб управления Настей» двухэтажный, с лифтом, откуда и появляются иногда разные исполнители. Мне очень понравилось это решение — особенно, когда появился Шарлот и уселся в кресло контроля, спев «Мяу мяу мяу» (без купюр) вместе с субличностями. В «штабе» у каждой героини свой «отсек», обустроенный в соответствии с характером. У Бусинки — детская, у Хозяюшки — кухонька, у Богини — будуар, у Сеструхи — обычная комната (и спортзал), у Аллы Кирилловны — советская квартира с коньячком в серванте из гарнитура. Мое почтение художнице-постановщику Люсе Корольковой, продумавшей все это и бесчисленные аксессуары субличностей Насти.

Руки чешутся написать, «ура, наконец-то у нас появился нормальный фем-сериал», но «Настя, соберись» — это обычный, нормальный сериал здорового человека, то есть, типичный для западного зрителя. Как раз такими мне бы хотелось видеть девушек в российском кино: независимыми, влюбленными, страдающими, радующимися, отвязными, смешными, умными, рискованными, раскованными — разными. Поместить Настю в типичную для нашего кинопрома нишу «любовница», «босая и беременная», «дева в беде», «шлюха» или «недоступная возлюбленная» не получится. На эту тему у нас есть отличный текст Маши об актрисах в российском кино, отсылаю вас к нему. А Настя кажется мне как раз очень удачным персонажем — это тот редкий случай, когда героиня проговаривает свои проблемы и решает их, пусть даже предварительно накрутив себя (всегда так делаю).

Последний раз я испытывала такой восторг от изображения женщины в нашем кино, когда смотрела «Давай разведемся!», хотя знаю, что многие меня в этом не поддерживают. Идеала никогда не будет — я понимаю, что снять что-то похожее на «Девушку подающую надежды», пока не получается, но кажется, мы двигаемся в этом направлении.

Ну хорошо, мы пока лежим в этом направлении, но надо же когда-то начинать.

Все 10 серий первого сезона «Настя, соберись» доступны на КиноПоиске.

Подписывайтесь на KKBBD.com в Facebook и ВКонтакте.

%d такие блоггеры, как: