Индустрия Кино

Киноиндустрия в год пандемии

Итоги 2020-го

Ничто так не повлияло на киноиндустрию последние годы, как пандемия коронавируса. Даже появление стриминг-сервисов не смогло изменить привычный студийный уклад, и 2019 год был рекордным по сборам благодаря финальной части франшизы Marvel «Мстители».

Получается довольно интересный круг: «испанка» в 1918 году подтолкнула развитие голливудской студийной системы, когда магнаты вроде со-основателя Paramount Pictures Адольфа Цукора воспользовались возможностью и скупили умирающие кинотеатры. Впоследствие были приняты так называемые «парамаунтовские соглашения» (Paramount Decrees), которые запретили студиям владеть кинотеатрами напрямую, но в 2019-м их отменили — и последствия нам еще предстоит узнать.

Пандемия коронавируса лишила Голливуд главного козыря: планирования. Выпуск фильмов-тентполов, помогающих удерживать студии на плаву, регулярно откладывался; и ведь было время, когда казалось, что перенос новой серии Бондианы на ноябрь, это самое серьезное, что может быть.

Меж тем, студия MGM, владеющая прокатными правами на франшизу об агенте 007, уже несколько лет пытается найти покупателя на свой каталог. В 2018-м студию хотели продать Apple за 6 млрд долларов, тогда как глава студии Кевин Ульрих пообещал инвесторам, что в ближайшие два года продаст MGM за сумму, превышающую 8 млрд долларов. Сейчас рыночная цена компании достигла 5,5 млрд долларов.

Кинотеатры по всему миру закрывались, начиная с середины марта, студии продолжали переносить свои фильмы, но в апреле Universal объявила о своем решении сократить кинотеатральное окно для ряда своих новых фильмов, а сиквел «Троллей» и вовсе выпустила в Северной Америке на PVOD. Кинотеатры, привыкшие к 90-дневному зазору между выходом картины в прокат и на цифре, вспылили, и даже пытались устроить студии бойкот, но в итоге пришли к соглашению с Universal сократить окно до 17 дней. К сожалению, будущее кинотеатров все равно выглядит довольно мрачно.

Дальновидным оказался бывший CEO корпорации Disney Боб Айгер, запустивший осенью 2019-го стриминг-сервис Disney+. В середине 2020-го компания объявила, что платформа становится приоритетным направлением в развитии кино- и сериального подразделения, а уже под конец года засыпала инвесторов своими будущими проектами.

Другие студии тоже открывали свои стриминги. В конце мая запустился HBO Max, летом заработал Peacock от NBCUniversal, вышло приложение Quibi — и умерло спустя несколько месяцев из-за неудачного планирования.

Warner рискнула выпустить блокбастер Кристофера Нолана «Довод» в относительно широкий прокат, как того требовал режиссер, и собрала в мировом прокате 362,6 млн долларов. В Северной Америке картина оказалась принята гораздо прохладнее, чем рассчитывала студия — 57,9 млн долларов, собранные «Доводом», оказались хорошим поводом перенести остальные релизы на 2021 год. Ожидается, что благодаря вакцинированию, в США заработают стратегически важные кинотеатры в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке и Сан-Франциско. В итоге студия объявила о новой прокатной стратегии: все 18 фильмов в 2021-м она выпустит одновременно в кинотеатрах и на сервисе HBO Max.

Paramount и Sony продавали свои фильмы стриминг-платформам. Так, «Грейхаунд» с Томом Хэнксом вышел на Apple TV+, а сиквел комедии «Поездка в Америку» с Эдди Мёрфи окажется на Amazon Prime. Все тот же Amazon купил права на мировой прокат комедии «Борат 2», и с успехом показал ее за несколько дней до выборов в США.

Кинофестивали откладывались — Каннский дольше всех испытывал терпение прессы, — или уходили в онлайн. Венеция решилась провести фестиваль как обычно, но привычной фестивальной шумихи не было — многие звезды просто не смогли приехать, а студии отказывались отдавать свои фильмы. Будущее фестивального движения гибридно: оно будет как онлайновым, так и оффлайновым, в зависимости от города. Так, в конце января главный американский киносмотр независимого кино Sundance пройдет онлайн (и мы расскажем вам о его фильмах), тогда как Берлин заявил о разделении на две части и до сих пор не сообщил о планах для прессы.

Американская киноакадемия перенесла дату церемонии вручения премий «Оскар» с 28 февраля 2021-го на 25 апреля.

Лето без блокбастеров гарантировало Голливуду огромные убытки. В середине марта аналитики предсказывали потери в размере 20 миллиардов долларов. Согласно декабрьскому отчету исследовательской компании Omdia, коронавирус подточит мировую киноиндустрию на $32 миллиарда. Сборы в прокате упали на 71,5%, тогда как выручка впервые за два десятилетия снизилась до $2,3 млрд. Для сравнения: одна лишь студия Disney в 2019-м собрала 11,1 млрд долларов, а в этом году у нее не вышло ни одного из двух запланированных фильмов Marvel, и даже киноверсию мультфильма «Мулан» пришлось отправить на Disney+.

Будущее блокбастеров (в Голливуде их называют тентполами) оказалось под ударом. Продюсер второй «Чудо-женщины» Чарльз Ровен в разговоре с Wall Street Journal  отметил, что большие экраны — ключ к успеху многобюджетных фильмов среди фанатов. Голливуд приобщился к супергеройскому жанру относительно недавно, последние 20 лет, и гордился его финансовыми успехами. Ровен не уверен в успехе экономической модели одновременного релиза блокбастеров в кинотеатрах и на стриминг-платформах, как это было с его «Чудо-женщиной» и как будет с «Отрядом самоубийц».

«Если вы снимаете картину стоимостью 200 миллионов долларов и больше, хочется, чтобы она была жизнеспособна, ей требуется премьера в кинотеатрах, — считает Ровен. — Людям хочется зрелища, поэтому они тратят деньги. Идут и смотрят. Так получается прибыль». Точно так же получаются гонорары создателей фильмов — звезды, режиссеры и продюсеры часто подписывают договора, соглашаясь на процент от кассовых сборов. По словам Ровена, возможность быть партнером проекта зачастую бывает решающим словом для голливудской элиты при выборе студии или фильма.

Кинотеатральная модель схлопывалась на глазах, тогда как техногиганты вроде Netflix, Apple и Amazon не скупились на гонорары крупным кинематографистам и актерам. Конечно, Warner компенсирует недобор по гонорару Дженкинс и Гадот (и Ровену), но это вряд ли будут те же деньги, которые они ожидали получить при широком прокате.

Постоянный перенос фильмов негативно складывается на финансах студий. Каждый проект имеет инвесторов, ожидающих возвращений своих вкладов, а чем дальше откладывается релиз, тем выше проценты, тем больше студиям придется возвращать. Так что в 2021-м, чтобы хотя бы окупиться, фильмам придется собирать еще больше, а бума кинопроката в ближайшие полгода пока не предвидится.

Один из самых печальных итогов года — около 120 000 человек потеряли работу в отрасли из-за пандемии. Студиям пришлось разрабатывать специальные документы для возобновления съемок и согласовывать их с администрациями штатов. Съемочные группы сильно поредели, но при этом возросли траты на меры по безопасности.

Что же касается Китая, который первым пал жертвой коронавируса, то сейчас индустрия страны встала на ноги и прекрасно себя чувствует.

%d такие блоггеры, как: