Индустрия Кино

За три дня до революции: оправдается ли новая прокатная модель Warner?

Скоро узнаем, как «Чудо-женщина 1984» войдет в историю

16 декабря журнал The Hollywood Reporter вышел с обложкой, посвященной релизу «Чудо-женщины 1984», но не такой, на которую было бы приятно смотреть студии Warner и продюсерам фильма. На рисунке огромная нога в узнаваемой обуви давит маленький кинотеатр.

В пятницу, 25 декабря, фильм Патти Дженкинс начнет шествие по некоторым работающим американским кинотеатрам и одновременно будет доступен подписчикам HBO Max. Напомним, что на этой же платформе студия Warner планирует выпустить все свои фильмы в 2021 году.

Обложка The Hollywood Reporter

Премьера «Чудо-женщины 1984» состоялась на минувшей неделе в 32-х странах мира. Сборы блокбастера составили 38,5 млн долларов, из которых на Китай пришлось 18,8 млн долларов — это очень скромная сумма, несмотря на рекламную кампанию в стране. Китайцы предпочли картины собственного производства. Остальные сборы выглядят не менее плачевно. Тайвань $3,6 млн, Таиланд $2 млн, Бразилия $1,7 млн, Япония $1,6 млн, Мексика $1,6 млн, Сингапур $1,3 млн, Великобритания $1,2 млн, Испания $1,1 млн.

Тут можно добавить, что первый фильм, вышедший в 2017 году, только в Китае собрал 38 млн долларов (мистическая цифра!), тогда как первый уикенд принес картине в Великобритании 7,9 млн долларов, в Бразилии 8,3 млн долларов, во Франции 4,9 млн долларов (сейчас все кинотеатры во Франции закрыты). Когда «Чудо-женщина» вышла в Северной Америке, то в первые выходные собрала 103,3 млн долларов. Мировая касса первой части — 818 млн долларов.

Конечно, на студии сейчас смотрят на эти цифры со слезами: мир за год превратился в абсолютную развалину, планировать крупные сборы блокбастеров стало невозможно. Однако Warner начали рекламную кампанию «Чудо-женщины 1984» в конце 2019-го, не подозревая о состоянии мира через несколько месяцев. А начатая рекламная кампания — это не только большие деньги, но и обязательства перед партнерами, которых у каждого крупного голливудского проекта немало.

Фильм о супергероине DC переносили пять раз, что, конечно, отрицательно сказывалось на рекламной кампании — ее приходилось изменять, продлевать и переделывать. CEO Warner Entertainment Энн Сарнофф говорит: «Когда мы увидели увеличение количества заболеваний COVID-19 осенью и поняли непредсказуемость вируса, было непросто что-либо планировать. Мы уже начали рекламировать картину, и передвигать ее еще дальше представлялось нам не лучшим решением».

«Мы» — это CEO WarnerMedia Джейсон Килар, глава Warner Picture Group Тоби Эммерих, продюсер фильма Чарльз Ровен, режиссерка фильма Патти Дженкинс и исполнительница заглавной роли Галь Гадот. Все они были вынуждены собраться вместе, решая судьбу фильма, как пишет THR.

Не только студия испытывала проблемы в связи с пандемией, но и новый сервис WarnerMedia, запущенная летом стриминг-платформа HBO Max также чувствовала себя не лучшим образом. Сервис находился в ведении Килара, а он, будучи бывшим управляющим платформы Hulu, возлагал на свое детище большие надежды. За спиной у Килара маячил коммуникационный холдинг AT&T, заплативший в 2018-м 85 миллиардов долларов за покупку WarnerMedia. Затраты на приобретение студии увеличили и без того солидный долг компании, но при этом не повлияли должным образом на акции AT&T. В 2020-м AT&T пришлось уволить более 1000 сотрудников — так что ситуация со студией и стримингом для холдинга стала дополнительной головной болью.

Семена исторического решения Warner были посеяны почти 10 лет назад, когда Килар, будучи тогда гендиректором Hulu, выпустил своего рода манифест, критикуя гигантов телевещания, нанявших его управлять новым предприятием для своей устаревшей бизнес-модели. «История показала, что должностные лица, как правило, борются с тенденциями, которые бросают вызов устоявшимся методам, — говорилось в заявлении Килара. — При этом они теряют фокус на самом важном: на клиентах». После этого заявления СМИ ожидали увольнения Килара, но он ушел сам, спустя два года.

Один из бывших сотрудников Hulu описывает Джейсона Килара как харизматичного, но требовательного лидера, который, впрочем, никогда не обращал внимания на контент. Эту черту Килар сохранял на протяжении всех семи лет, что он работал с Голливудом. Один из источников THR говорит: «Килар отличный специалист по продуктам, но политика, личные отношения и достижение консенсуса ему даются сложнее».

Но вернемся к тому самому ланчу с обсуждением «Чудо-женщины». Топы студии проконсультировались с эпидемиологами и выяснили, что ситуация с коронавирусом однажды улучшится, но до того будет гораздо хуже, чем раньше. Рождественские релизы, на которых Северная Америка давала хорошие сборы, превращались в тыкву. По словам Ровена, они начали рассматривать гипотетические варианты развития событий. И в итоге гипотетическое стало реальностью.

Реальность обернулась гибридной стратегией выпуска фильмов, о которой студия объявила 3 декабря. Эммерих поясняет: «Когда мы обсуждали вопрос с медицинскими экспертами, стало понятно, что бизнес будет ощущать влияние пандемии весь последующий год. Так что мы разработали стратегию на весь 2021-й».

Вообще не только Warner в этом году приняли необычное решение, другие студии также пытались приспособиться к новым временам. Universal заключила договора с кинотеатрами по сокращению кинотеатрального окна до 17 дней, Disney перенесла «Мулан» и «Душу» на свой сервис, Sony и Paramount продали свои фильмы «Самое счастливое время года» и «Поездка в Америку 2» стриминг-платформам.

Столетняя индустрия Америки оказалась под пятой технологических гигантов — можно было бы написать такой лозунг, поскольку Warner и Universal действительно принадлежат коммуникационным конгломератам, где являются лишь частью крупного бизнеса. В попытке удержаться на плаву, развлекательные корпорации увольняли десятки тысяч сотрудников в этом году. В общей сложности развлекательный сектор потеряет из-за пандемии в последующие пять лет около 160 миллиардов долларов, как считают аналитики Ampere Analysis.

Сработает ли стратегия Warner по показу своих блокбастеров на стриминге? Что там с экономикой? Ведь бюджет каждого из релизов 2021 года находится в пределах от 35 млн долларов до 165 млн долларов. Можно посмотреть на пример Netflix — сервис последние годы запускает в разработку все более и более дорогие проекты. Red Notice с Дуэйном Джонсоном и Райаном Рейнольдсом стоил почти 200 млн долларов, 6 Underground Майкла Бэя обошелся в 150 млн долларов, и 173 млн долларов стоил «Ирландец» Мартина Скорсезе. Стриминг вкладывает до 15 миллиардов долларов в контент (данные 2019 года) — почему же конкуренты должны обходиться меньшей кровью?

Netflix так и не рассказывает, сколько человек посмотрели тот или иной проект, но сообщает, что как минимум 26,4 млн подписчиков увидели как минимум 70% «Ирландца» только в первую неделю релиза в конце 2019-го. Компания также сообщила, что за первый месяц после выхода боевик Бэя посмотрели более 83 млн подписчиков (если вы увидели как минимум две минуты фильма — вас посчитали).

В четвертом квартале 2019-го, когда выходили эти две картины, Netflix добавил чуть менее 8,8 миллионов подписчиков, что превысило их собственные ожидания. Меж тем, выручка от каждого подписчика сервиса вырастает каждый год примерно на 9%.

Как справедливо отмечает Wall Street Journal, бизнес-модель Netflix заточена на стриминг и больше ни на что (редкие показы в кинотеатрах не в счет). Крупные голливудские студии десятки лет основывались на работе с кинотеатральной моделью, получая основной доход от показа блокбастеров на больших экранах.

Стремление Warner сделать упор на стриминг понятно: пандемия закрыла большую часть кинотеатров Северной Америки. Только 38% кинотеатров США и Канады работали в уикенд с 11 по 13 декабря, что на 57% меньше, чем в первый уикенд сентября. Даже если многие из них откроются летом 2021-го, решение WarnerMedia влетит в копеечку: киносети пока что не определились с решением показывать фильмы студии параллельно с их выходом на HBO Мах, или нет.

За последние пять лет фильмы Warner собирали в год около 1,8 млрд долларов. Сокращение количества мест в залах из-за новых правил, оставит студию без лишнего миллиарда, как считают аналитики MoffettNathanson. Но если при этом количество подписчиков HBO Мах существенно вырастет (сейчас оно составляет 12,6 млн человек), то WarnerMedia, безусловно, выиграет.

Даг Митчелсон из Credit Suisse полагает, что прибавление 5 миллионов новых подписчиков для сервиса обернется дополнительной среднегодовой выручкой в 700 млн долларов. Но учитывая, что студия собирается держать фильмы на своем сервисе, не продавая их на сторону, она останется без выручки от цифрового релиза и от выпуска на домашнем видео. Майкл Натансон из MoffettNathanson считает, что для компании, ценящей свободные средства из-за необходимости балансировать свои дивиденды и рейтинги облигаций, это слишком высокая цена.

Есть еще одно последствие — репутация WarnerMedia. Голливуд очень негативно воспринял решение от 3 декабря. Кинематографисты, работавшие над фильмами Warner, остались недовольны тем, что их картины выйдут параллельно в кинотеатрах и на HBO Мах. Даже уведомление высшего звена руководства о наличии плана по компенсации гонораров, не очень-то устроило недовольных.

Некоторые аналитики считают такое поведение голливудских звезд от режиссуры, а также актеров — результат долгого пребывания в мире фантазий. «Звезды считают, будто каждый фильм приносит деньги, в то время как каждый фильм деньги теряет, а кучу денег приносят несколько случайных фильмов, — говорит Рич Гринфилд из LightShed Partners. — Голливуд создает систему, в которой вы можете инвестировать в множество тайтлов контента, не беспокоясь, что потеряете деньги на каждом из них. Боюсь, люди, которые жалуются, не понимают силу подписной экономики. Она будет выгодна всем — создателям, студиям, агентствам. Просто она будет другой».

Патрнеры Warner не разделяют оптимизм Гринфилда. В Лос-Анджелесе растет беспокойство, что приоритизация стриминг-сервисов обернется для студий сложностями при работе над затратными фильмами — оправдать 200-миллионный бюджет для картины будет все труднее, а это значит, что блокбастеры станут вымирающим видом.

Кинотеатры, по некоторым слухам, намерены продавать билеты на фильмы Warner по ценам от трех до пяти долларов, оставляя себе от 75 до 80 процентов выручки, вместо привычной половины. А это значит, что студия получит какие-то крохи. Напомним также, что крупнейшая киносеть мира AMC предупредила, что останется без наличности уже к концу января 2021-го. Президент NATO (национальной Ассоциации кинотеатров) Джон Физиан считает, что с появлением вакцины кинотеатры Америки заработают в полную мощность уже во второй половине 2021-го. «Может, не будут выдавать рекордные цифры, но вернутся к выгодному бизнесу».

И, конечно, все задаются вопросом: сколько Warner потеряют из-за пиратства? Ведь уже 25 декабря «Чудо-женщина 1984» окажется в торрентах в идеальном качестве. Но тут стоит отметить, что опасения эти касаются только Азии, включая Китай, а в Китае, как мы уже видели, фильм вышел и получил достаточно прохладный прием, даже в отсутствие идеально пиратской копии. Россия? Россия, увы, уже не настолько важный для Голливуда рынок, поэтому в отраслевых изданиях в плане пиратства рассматривают в основном азиатские рынки.

«AT&T и Стэнки (Джо Стэнки, CEO AT&T. — Прим. ред.) так отчаянно хотят, чтобы платформа HBO Max добилась успеха, что все решения по ней принимают люди, которые не понимают кинобизнес», — говорит THR один из давних инвесторов, пожелавший остаться анонимом. Он обращает внимание, что акции AT&T выросли менее чем на 1% после объявления 3 декабря, тогда как акции Disney после отчета инвесторам поднялись почти на 14%.

Преподаватель курса истории кино в USC и редактор The Movie Business Book Джейсон Сквайр комментирует ситуацию: «Кинобизнес хоронили и раньше но все это было преждевременно. Сейчас мы оказались в максимально серьезной ситуации. Киносети будут проходить через банкротства. С самого начала бизнеса, худшей угрозы еще не существовало».

Нам осталось подождать несколько дней, чтобы понять, как сработает стратегия WarnerMedia.

Подписывайтесь на KKBBD.com в Facebook и ВКонтакте.
%d такие блоггеры, как: