Индустрия Кино

Ирландский волк тебе товарищ: создание «Легенды о волках»

С комментариями авторов

Две девчонки сидят на дереве и болтают. У одной есть добрый отец, но он охотится на волков. И так уж вышло, что мама второй — самая крутая волчица Килкенни. Я уже в третий раз смотрю «Легенду о волках» и третий раз рыдаю под Running With The Wolves Авроры: это слезы чистого счастья, слезы от воздействия магии анимации, которую с такой любовью делают ребята из ирландской Cartoon Saloon.

На дворе необычные времена, и новый проект студии выходит прямиком на Apple TV+. Мне везет: «Легенда о волках» включена в программу кинофестиваля в Торонто, и мне до сих пор не верится, почему фильм не получил приз зрительских симпатий. Но впрочем, это на совести канадцев. Я-то голосовала за рукотворный шедевр Томма Мора и Росса Стюарта, потому что искренне считаю: ничего лучше в 2020-м не было снято.

Как студия из Килкенни завоевала мир (краткий пересказ)

Мэйв с матерью / «Легенда о волках» (2020)

Cartoon Saloon — студия независимая, и ждать от нее мощностей Pixar не стоит. Каждый их проект, будь то «Тайна Келлс» (2009), «Песнь моря» (2014) или «Добытчица» (2017), настоящее упражнение не только в двухмерной анимации, но и в коммерции. Бюджет каждого проекта студии колеблется в районе 8-10 миллионов долларов. Конечно, по голливудским меркам это копейки, но для маленького предприятия из Килкенни — огромные суммы.

В подкасте Meet Your Maker один из основателей студии и режиссер «Легенды о волках» Томм Мор вспоминает, как в детстве увидел по телевидению сюжет о работе анимационной студии и с тех пор идея о создании собственной студии не покидала его. Вместе с одноклассником Россом Стюартом, будущим коллегой Томма по режиссуре, в 14 лет они попали на экскурсию на студию анимации и поразились: «Все художники показались мне несчастными людьми, а процесс работы был больше похож на фабричный». Разочаровавшись, Томм и Росс решили рисовать комиксы. «Мы тогда поговорили и пришли к мысли, что никогда больше не прикоснемся к анимации».

К счастью, некоторые «никогда» превращаются в «всегда». И в 1999 году Мор вместе с выпускниками дублинского колледжа Баллифермонт (BCFE) Полом Янгом и режиссеркой Норой Туми основали Cartoon Saloon. Они начинали с работы над e-cards, электронными открытками на флэше, которые люди любили посылать друг другу на заре интернета. В тот же год началась работа над «Тайной Келлс», фильмом о мальчике из монастыря, который, осаждают викинги. По сути это история создания Келлской книги, одного из самых значительных произведений ирландского искусства. Cartoon Saloon сначала нарисовали трейлер фильма, чтобы найти финансирование для полного метра.

Работа над «Тайной Келлс» заняла восемь лет. Премьера картины прошла на Берлинском кинофестивале в феврале 2009-го. Целый год фильм влачил жалкое существование в кинотеатрах, как и многие европейские проекты, но в начале 2010-го «Тайну Келлс» номинировали на «Оскар» в компании с «Коралиной», «Бесподобным мистером Фоксом», «Принцессой и лягушкой» и пиксаровской картиной «Вверх». «Оказалось, что номинация на „Оскар“ — лучший способ маркетинга в США», — признается Пол Янг. Картину не только заметили критики, но и зрители: он начал собирать хорошие суммы в артхаусных американских кинотеатрах.

Ирландцы проиграли фильму про дом, летающий на шариках, но это было не страшно: благодаря номинации, Cartoon Saloon нанесли на мировую карту анимации. Для независимой студии это было невероятно важно. Они продолжили работать над историями из ирландского фольклора. «Песнь моря» родилась из довольно жуткой истории: Мор с семьей отдыхал на море, и его десятилетний сын нашел череп тюленя. С криками «там голова пришельца», мальчик прибежал к родителям. «Мы спросили женщину, у которой арендовали дом, что там делает череп, — рассказывает Мор. — Оказалось, был один молодой рыбак, решивший, будто тюлени виноваты в проблемах с рыбой. Он начал убивать тюленей. Раньше такое было невозможно, люди уважали этих животных. И я вспомнил легенду о том, что тюлени — это души людей, погибших в море. Рассказал историю Россу, и он подарил мне книгу „Люди моря“, сборник шотландских и ирландских сказок о шелки. Так что я начал рисовать раскадровки —- это было еще во время работы над „Тайной Келлс“ — всегда удобно начинать работать над новым проектом, когда ты не закончил другой. Не чувствуешь давления».

Над «Легендой о волках» Мор тоже начал работать задолго до того, как в 2018-м стало известно, что концерт Apple купил их новый полный метр.

Люди-волки из Осрайге

Изображение оборотней Осрайге (wikipedia)

Оборотни часто встречаются в мифах и легендах по всему миру, но в Ирландии самыми известными были оборотни Осрайге. В трактате Гиральда Камбрийского «Топография Ирландии» есть история странствующего священника, который сталкивается в лесу с волком. Зверь умоляет его провести обряд над умирающей женой — больной волчицей, которая действительно оказывается пожилой женщиной. Волк рассказывает священнику, что они родом из Осрайге и вынуждены каждые семь лет сбрасывать человеческий облик и становиться волками. В других историях оборотни Осрайге покидали свои человеческие тела, и пока те находились в полуживом состоянии, бодрствовали в виде волков.

Томм Мор впервые узнал об оборотнях Осрайге, когда еще мальчиком учился по программе для молодых ирландских кинематографистов. Тогда он решил, что это будет отличная идея для комикса (мы помним, что анимацию он даже не рассматривал). История так и хранилась на задворках памяти аниматора, и дала знать о себе нескоро. «Понятия не имею, когда точно я снова вспомнил об оборотнях Осрайге, может во время подготовки к „Песне моря“. По ирландскому каналу TG4 шел документальный сериал Wolfland про то, как Оливер Кромвель пытался уничтожить всех волков в Ирландии, чтобы покорить страну. Он пытался показать, что у него в руках сила, которой не было у прежнего короля. Мы добавили оборотней Осрайге — и история стала принимать очертания».

Появляется злодей

Лорд-протектор / «Легенда о волках» (2020)

У Мора и Стюарта, который сначала работал художником-постановщиком «Тайны Келлс», удивительное понимание друг друга. Когда я разговариваю с ними в Zoom, видно, что режиссеры способны заканчивать предложения друг за другом.

«Нам с Россом хотелось показать в истории Килкенни, потому что в то время Килкенни был практически столицей Ирландии, — рассказывает Томм. — Чем больше мы изучали тот период, тем больше понимали пуританский дух Кромвеля. Стало ясно, на какую тему мы хотим поговорить: „дикая природа против порядка“. Когда мы вспомнили оборотней Осрайге, то придумали идею про двух детей из разных стран — Англии и Ирландии, и о том, как сталкиваются их взгляды на мир».

Вот так Оливер Кромвель стал антагонистом «Легенды о волках». Но поскольку авторы позволили себе некоторые исторические вольности, то героя в фильме зовут лорд-протектор (в дубляже — лорд-защитник). Также четвертый полный метр Cartoon Saloon оказался первым фильмом студии с настоящим злодеем среди героев.

Росс Стюарт говорит: «Кромвель был настоящим негодяем в Ирландии 17-го столетия. Мы исследовали отношение ирландцев того времени к волкам и оказалось, они жили мирно с этими животными. Были даже истории про то, как волки защищали тех, кто обходился с ними с добротой и уважением. И потом заявился Кромвель и такой: „Мы уничтожим всех этих тварей“. Ирландцы сказали бы, что для них здесь места в избытке, как и для нас. Так мы нащупали прорву материала и черпали из нее».

Как менялся сценарий и откуда взялся феминизм

Мэйв и Робин / «Легенда о волках» (2020)

Придуманное художниками должен был облачить в сценарную форму Уилл Коллинз, который работал над сценарием «Песни моря». Всем троим хотелось обратить внимание на то, что ирландский фольклор рассеивается, уступая место западной культуре и телевидению. Коллинз не знал историю оборотней Осрайге, но Мор и Стюарт рассказали ему ее.

Поначалу у Билла Гудфеллоу была не дочка Робин, а сын Робин. Коллинз, Мор и Стюарт развивали историю охотника и его ученика почти два года. «Где-то через год-два после начала разработки мы поняли, что сценарий с мальчиком не подходит, — рассказывает Томм Мор по Zoom. — Тогда мы решили изменить пол главного героя и сделали Робин девочкой. И вот тогда все встало на свои места. Каждая девочка видит, как она отличается от другой; что есть у одной и нет у другой. Росс вспомнил историю Гильгамеша, в которой герои видели противоположности друг друга. Если же у нас были мальчик и девочка, то отношения развивались в сторону первой любви. Так что через пару лет после начала разработки мы нащупали нашу историю».

Робин с отцом / «Легенда о волках» (2020)

Противостояние человека и природы — популярная тема в кино, и проводить параллели можно долго. Только стоит учесть, что в случае «Легенды» человек ведет себя агрессивно: вырубает леса, истребляет животных. Природа дает отпор — и это, конечно, никак не «Жизнь Пи» и не «Изгой», где Том Хэнкс в одиночку выживал в компании с мячом. Фильм Мора и Стюарта больше вызывает в памяти «Принцессу Мононоке» и «Аватар», чем «Идеальный шторм» и «127 часов». Столкновение, показанное в мультфильме ирландской студии, становится аллегорией мужского и женского — токсичной маскулинности и женской природы. Неудивительно, что из всех мужчин в фильме самым адекватным оказывается тот, у которого развита эмпатия — качество, которое мужчинам давно пора бы позаимствовать у женщин.

Я спросила режиссеров, как так вышло, что фильм получился настолько феминистским.

Томм Мор: Татьяна, знаете, мужчины бывают феминистами!
Я: (громко смеюсь) Для России это, скорее, редкость!
Росс Стюарт: Моя мама была большой феминисткой, так что когда я рос…
Томм: Ты гонишь, твоя мама примерно 160 см ростом!
Росс (терпеливо): Да твоя мама, Том, тоже очень сильная женщина!
Томм: Сильная, но очень маленькая!
Росс: Так вот, я хотел сказать, что католическая церковь в Ирландии очень подавляла женщин. С детства помню, как мама протестовала против нее. Так что зерно феминизма было заложено во мне очень давно. И потом, знаете, я согласен с Томом, мужчины могут быть феминистами, принять идеи феминизма. Мы провели много исследований, смотрели, как в Ирландии жили язычники — во время древнеирландского права, например, женщины были очень авторитетными. Была королева Мэйв, пиратская королева Грэйс О’Мэлли (Росс произносит ее имя «Гранни Мэлли», то есть Gráinne Ní Mháille)
Томм: …и матриархальная троица, три богини. Мы говорили о том, насколько матриархальной и феминной была языческая духовность, которую заменило пуританское христианство; как женский взгляд на мир был заменен на мужской. Пожалуй, мы все это вложили в историю.
Росс: Определенно. Ведьм на кострах сжигали глубоко набожные люди, творившие невероятно жестокие расправы над женщинами. Их сжигали за какие-то совершенно невинные вещи — достаточно было владеть землей или быть немного богатой. Или просто поссориться с соседями. Женщин пытали и сжигали. Невероятная тирания. Все это мы постарались вложить в историю. Даже в наше время многим женщинам в разных странах мира приходится страдать от угнетения. Так что сейчас это очень уместный сюжет.

Сейчас «Легенда о волках» — яркий и красивый фильм, но мог бы стать совсем другим, если бы авторы решили придерживаться первой версии. Росс Стюарт говорит: «История была очень мрачной, чуть более взрослой и жуткой, пока мы не осознали, что хотим рассказать совсем другую историю. В какой-то момент у нас значился большой эпизод, в котором Билл и Робин жили в лесу, прежде чем приехали в Килкенни». К счастью, анимация требует точности, и когда Мор и Стюарт поняли, что настоящий сюжет начинается в Килкенни, эпизод с проживанием в лесу отбросили.

Дизайн и «волчье зрение»

Робин и Мэйв / «Легенда о волках» (2020)

Cartoon Saloon делают мультфильмы по старинке, рисуют вручную, не прибегая к услугам компьютеров (почти). Персонажи и сеттинги вызывают у зрителей много ассоциаций — от фильмов Генндия Тартаковского и анимации UPA до Пикассо и иллюстраторов Келлской книги. Поскольку Росс Стюарт уже занял позицию режиссера, для «Легенды о волках» требовался новый художник-постановщик.

Испанка Мария Парейя в 2018-м переехала в Килкенни, чтобы найти работу в Cartoon Saloon. Она вряд ли ожидала, что тестовое задание настолько покорит режиссеров, что она станет художницей-постановщицей очередного фильма студии. Мор вспоминает: «В случае с городом было все ясно — четкие линии, идеальные формы. Но для леса, более безумного и дикого, требовался другой стиль. Рисунок Марии оказался очень естественным, свободным и подходил идеально».

«Она нарисовала деревья так же, как и персонажей, поэтому все так подходит друг другу. Нет ощущения, что кто-то сделал реалистичный скетч, и поверх накинуты мультяшные персонажи. Все идеально сходится», — добавляет Росс.

«Лес — сам по себе отдельный персонаж, — считает Парейя. — Он должен был подходить Мэйв и другим героям. Я думаю о композиции и наполнении кадра, но так, чтобы персонаж как будто был частью всей сцены. Если у вас будут листья, то они должны подходить персонажу, чтобы все было едино. Как будто оформляешь сцену для актеров. Я оставляю много пространства, чтобы персонажи не утопали в деталях. Лес всегда очень красиво обрамляет героев, а в некоторых сценах приспосабливается к их действиям и энергии».

«Легенда о волках» (2020)

У Cartoon Saloon каждый фильм «ирландской трилогии» выдержан в определенных цветах. «Тайна Келлс» — зеленая, «Песнь моря» — голубая. «Легенда о волках» получилась цвета осенней листвы, в ней доминируют оранжевые и желтые краски. Так что лес определяет этот фильм не только по сюжету, но и стилистически.

Дизайнер персонажей Федерико Пировано кропотливо изучал не только предыдущие работы Cartoon Saloon, но и работы студии Ghibli. «Волчица в „Принцессе Мононоке“ не очень-то привлекательная, но она невероятно выразительная, что показалось мне интересным. Несмотря на разницу наших стилей, я решил добавить выразительности нашим героям».

Досталось, разумеется, и волкам. Они не всегда кажутся плотной серой массой — порой они очень даже экспрессивны. Я спрашиваю об этом Марию на пресс-дне. Художница сидит, укутанная в теплые шарфы и в митенках: учитывая, что примерно так же одет Росс, кажется, они находятся в помещении студии, где не очень хорошо с отоплением. Так вы правда сделали волков разными? Меня перебивает Мор: «Я вижу, у вас руки забиты — покажите татуировки, пожалуйста!» Мы тратим несколько секунд, чтобы рассмотреть мой бестиарий — от Дарта Ктулху и Смерти Крыс до Дохлого Попугая и Чудища Аааааааа. Режиссеры видят во мне фанатку «Монти Пайтон» — жаль, мы не успеваем обсудить творчество труппы. Наконец, Мария отвечает: «Аниматоры старались как-то разнообразить волков, ведь если бы они выглядели одинаково, это казалось бы механической работой, а мы старательно пытались избежать этого в лесных сценах. Так что приятно видеть, что волки обрели индивидуальность: на их мордах видна радость, они умеют смеяться, дурачатся».

Что же касается главных героинь, то обратите внимание, как по ходу действия меняется лицо Робин — ее острый подбородок постепенно принимает плавные очертания, она как будто сливается с природой, но при этом не теряет себя. Когда же Робин превращается в волчонка, то у нее появляется особое, волчье зрение, wolfvision — так режиссеры решили показать разницу между людьми и волколаками.

Эймин МакНамара, возглавлявший департамент работы над wolfvision поясняет: «Нам хотелось показать разницу людей и волков между восприятием мира. Хотелось чтобы wolfvision был иммерсивным, как будто вы смотрите на все глазами Робин». Волки обладают обостренным чутьем, и по запаху выслеживают добычу. Важен и слух: волки слышат происходящее в лесу на расстоянии десяти километров, а в открытой местности и того дальше. Но при этом животные видят мир не таким красочным, как люди: волчье зрение практически черно-белое. «И мы решили показать цветом запахи, а остальное сделать монохромным», — говорит Томм.

Wolfvision начинался в 3D, но затем все, что получилось, перенесли на бумагу. В общей сложности МакНамаре пришлось нарисовать всего три минуты wolfvision, но на них было потрачено восемь (!) месяцев. Поэтому когда я спрашиваю его, не хочет ли он сделать на основе wolfvision VR-аттракцион, Эймин слабо отмахивается руками под радостный смех своих коллег: «Боже, нет, мне хватило этих трех минут!»

Финал: коронавирус и Билл

«Легенда о волках» (2020)

Часть фильма сотрудники Cartoon Saloon доделывали уже на карантине — Ирландия закрылась 12 марта. Если бы пандемия накрыла мир чуть пораньше, релиз фильма пришлось бы отложить «Нам повезло, что мы были уже на последних стадиях производства, — говорит Мор. — К счастью, мы успели записать оркестр и ирландскую фолк-группу Kila за несколько недель до локдауна». Оставалось доделать некоторые эффекты, положить контуры и краску — все это можно было сделать из дома. Появилась небольшая проблема с композитингом, но ее смогли решить.

Конечно, я должна была спросить Мора и Стюарта об их отношении к будущему кинотеатров и кино.

Росс Стюарт: О, кинотеатрам придется туго. Анонс студии Warner на прошлой неделе… Ох, это для них очень непросто. Но знаете, я читаю Twitter и вижу, что люди выбираются в кинотеатры, несмотря на огромный риск в эти пандемические времена. Многие очень любят смотреть кино в кинотеатрах, и несмотря на крутую аппаратуру дома, есть что-то в коллективном опыте просмотра нового фильма. Том, добавишь что-нибудь?
Томм Мор: Если делать прогнозы, то мне кажется, что кинопросмотр станет событийным. Но для кинематографистов сейчас потрясающее время — стриминг-платформы дают столько возможностей дотянуться до зрителя. Да и технологии для просмотра кино дома не стоят на месте, они все лучше и лучше. Так что вы не то чтоб снимаете фильм для маленьких экранов, когда делаете кино для стриминг-платформы: у людей дома телевизоры приличных размеров.В Дублине есть кинотеатр Stella, который я очень люблю. Он в стиле 1950-х — большие сидения, столик у каждого кресла, можно брать с собой выпивку из бара. Там показывают фильм, а после сеанса можно выпить в фойе и обсудить увиденное. Это похоже на театральный опыт. Может, так оно и будет. Никто не будет втюхивать вам попкорн и максимально забивать зал. Кинопросмотр станет событием, и это было бы здорово.
Росс: А если хочется коллективного просмотра, то можно собрать дома друзей, посмотреть фильм и обсудить его при желании. Такое будущее тоже вероятно. По крайней мере, в ближайшее время.

Но давайте еще раз вернемся к «Легенде о волках» — уже в последний раз. В финале вас ждет настоящий твист, поэтому предупреждаю о спойлерах.

Билла Гудфэллоу в оригинале озвучивает Шон Бин. Всякий киноман прекрасно знает, что происходит с героями этого актера в финале — скажем так, он редко выживает. Но отец Робин не только выживает, но и становится волколаком. Том поясняет: «В ранних драфтах сценария мы слишком много фокусировались на Билле и на его трансформации, теряя линию Робин. Мы бы могли закончить фильм бегством Робин в лес, а Бил остался бы в городе. Но потом мы решили шагнуть еще дальше, в сюжете началась эскалация…» Росс перебивает его: «У нас был финал, в котором Мэйв убивали выстрелом в спину. Но потом мы поняли, что нам этого не простят». Услышав это, я прихожу в ужас от идеи смерти рыжеволосой девочки и невольно закрываю рот. Мор реагирует: «Росс, смотри, Татьяна расстроилась!» Да, мне очень нравится этот финал — он как будто вселяет надежду. Оказывается, я надеюсь зря. «В финале есть некая меланхолия. Волки перебираются в другое место, они беженцы и вынуждены уйти. Все, кому знакома история, знают, что сто лет спустя волки вымрут, поэтому тут есть о чем погрустить. Но пока что герои выживают, став семьей», — считает Томм.

Сделаю вид, что этого не слышала и не читала. В моей вселенной «Легенда о волках» заканчивается настоящим хэппи-эндом, без всякой меланхолии. И снова играет Running With the Wolves Авроры.

В работе над текстом использованы материалы книги The Art of Wolfwalkers, подкаста Meet Your Maker и пресс-джанкета по фильму, прошедшего 8 декабря 2020.

«Легенда о волках» уже доступна на AppleTV+

Подписывайтесь на KKBBD.com в Facebook и ВКонтакте.
%d такие блоггеры, как: