Индустрия Кино

В Китае все спокойно: как индустрия страны встала на ноги после пандемии

Местные стриминги никому не мешают

Если верить популярному в Интернете заблуждению, китайское слово «кризис» состоит из двух иероглифов — «опасность» и «новые возможности». Любой лингвист скажет вам, что это неправда, но только не в 2020 году. Владельцы китайских кинотеатров уверены, что именно пандемия и локдаун смогут спасти индустрию от накопившихся за последние годы системных проблем.

Когда 20 января 2020 года сотни кинотеатров по всей Поднебесной начали закрываться, мы еще не подозревали, что находимся на пороге новой главы в истории кинематографа, да и всего человечества тоже. 23 января Китай должен был встретить Китайский Новый Год. Недельные каникулы, самый нажористый сезон для национального кинопрома. Семь блокбастеров ждали своего выхода на экраны, но буквально за сутки до премьеры все они были отменены прокатчиками с туманной формулировкой «когда-нибудь потом».

И в этот момент произошло событие, «историческая вилка», которая определила по какому пути будет развиваться кинопрокат Китая в ситуации локдауна. На следующий день после отмены новогодних премьер продюсеры фильма «Потерянные в России», который должен был заработать на праздники не меньше 150-200 млн долларов, внезапно продали свою картину холдингу Bytedance для бесплатного релиза на полудюжине стриминговых платформ, включая Tik-Tok. Контракт предполагал, что позднее (недели через две, когда локдаун наконец снимут, ага-ага) «Потерянных» можно будет выпустить в широкий прокат.

Владельцы киносетей были настолько шокированы подобным предательством, что в тот же день выпустили гневную петицию в адрес правительства, требуя официального запрета на утечку топового контента в Сеть. Петиция за подписью представителей 22 киносетей прямым текстом обвиняла жадных продюсеров в попытке подрыва национального кинематографа руками стриминговых платформ. Пекин не ответил ничего внятного, но штрейкбрехеров в цехе больше не появилось. Все решили терпеть. Все были уверены, что терпеть придется неделю-две-три-максимум четыре.

Первый тревожный звоночек поступил через месяц, когда стало понятно: у последних лент, формально остающихся в прокате, наконец подошла к концу прокатная лицензия. Новых фильмов больше не выходило, какого-либо графика релизов — тоже. Спустя еще месяц — 16 марта — в Уйгурской автономии (две недели, ни одного зараженного) открыли первый кинотеатр. Все с умилением смотрели на первую весеннюю ласточку и верили, что кинозалы откроются со дня на день. При самом худшем раскладе — на майские праздники. Первомай, разумеется, не Новый Год, но тоже всегда нажористый.

Кинотеатры открылись 20 июля, через полгода после начала локдауна. Открылись осторожно, город за городом, кинозал за кинозалом. С кучей ограничений типа сокращения количества сеансов, максимальной заполняемостью зала лишь на 30 процентов, а также — ограничением по хронометражу в 120 минут. Все понимали, что для ритуального камбэка теперь отчаянно нужен блокбастер-смертник. Фильм, который выглядит коммерчески привлекательным, но при этом в случае провала (и неявки напуганных ковидом зрителей) которого не было бы жалко похоронить. Штрафник, пушечное мясо. «Штрафником» выбрали блокбастер «Восемьсот». Военное полотно студии Huayi Brothers за 80 млн долларов, которое уже больше года лежало на цензорской полке из-за очень «спорного» изображения гоминьдановских солдат. В первый же день широкого проката «Восемьсот» неожиданно заработали больше 40 млн долларов, за следующие два месяца — всего 464 млн долларов. Китайцы были готовы идти в кино, поэтому национальный блокбастер «Восемьсот» — безусловный лидер мирового проката 2020 года, а также десятый по успешности фильм в истории китайской киноиндустрии.

Трейлер фильма «Восемьсот» 

Триумф нужно срочно закрепить, убедиться в том, что он не был случайным. Для этого на горизонте маячила подходящая дата — 1 октября 2020 года. Восемь дней осенних каникул для всей страны. Чтобы помочь прокатчикам, Пекин за два дня до начала праздников разрешил заполнять кинозалы не на 30, а на 75 процентов. Прокатчики сказали «спасибо» и выпустили пачку новинок; в том числе — три потенциальных блокбастера из пыльного новогоднего пула (говорят, в фильме Джеки Чана даже не стали вырезать новогоднее поздравление на финальных титрах). Результат — вторые по успешности «осенние каникулы» в истории китайского кинопроката. Падение сборов от рекордного 2019 года лишь на 13% при заполняемости залов лишь на три четверти. Фильм «Мой народ, моя родина» заработал 450 млн долларов и стал вторым по успешности фильмом в общемировом прокате 2020 года. Сиквел-спинофф прошлогодней анимационной бомбы «Нэчжа» заработал 240 млн долларов (восьмой по успешности фильм в общемировом прокате 2020 года).

После завершения праздников китайцам стало очевидно: они теперь в шаге от вершины мировой кассы. Чтобы догнать и обогнать американский прокат нужно лишь 150-200 млн долларов. Новые чемпионы — никак иначе. Вдобавок к этому, жизнь явно налаживается. Кинотеатры открылись, киностудии заработали, кинозрители вернулись в залы. С кинозрителями — проще всего: они больше не боятся пандемии и жаждут новых впечатлений. Китай пока очень хорошо держится в поединке с коронавирусом. За весь 2020 год — меньше 100.000 зараженных. Плюс сохранение тотального контроля за ситуацией с мгновенным введением локдаунов и массового тестирования. Когда после октябрьских каникул в Циндао нашли 13 больных, то власти за сутки взяли анализы у пяти миллионов человек. Нашли только одного больного и с облегчением выдохнули.

На Хэллоуин в городе Ухань проходили массовые гуляния, где местные активно наряжались в летучих мышей и кровавых медсестёр. Кошмарные травматические образы, от которых трясёт всю планету, в Поднебесной уже начинают постепенно отрабатываться через жанры — от страшного до комедийного.

Трейлер фильма «Мой народ, моя родина»

С кинозрителями — хорошо, с киностудиями — тоже полный порядок. Все павильоны главного киногорода страны Hengdian World Cinema забронированы на много месяцев вперёд. Забронированы, кстати, на 30 процентов больше, чем год назад. Те, кто не успели вписаться в Хэндян — атакуют провинциальные киностудии, которые теперь тоже не стоят без дела. Контент уже начинает литься рекой, ведь киношники полгода сидели в заточении и писали сценарии.

Чтобы оценить объемы свежего контента — приведу немного доступной статистики. С января по октябрь 2020 года на трех основных интернет-стримингах Китая вышло несколько сотен онлайн-фильмов. Я веду для себя небольшой каталог «любопытных» китайских новинок на Letterboxd. За 2020 год в этом «любопытном» каталоге больше 300 (!) фильмов. Еще одна статистическая выкладка. В Китае с января по сентябрь вышло 56 «костюмных» сериалов общей продолжительностью в 2.279 эпизодов. Две тысячи эпизодов одних только «костюмных» сериалов.

Стриминговым платформам Поднебесной нет особого смысла выкупать у кинотеатров кинопремьеры, потому что они тонут в собственном контенте. Тут надо заметить, что статистика китайских стримингов куда более открытая и честная, чем статистика, например, у Netflix. Netflix готов считать фильм просмотренным даже если ты только пролистал титры. За доступ к актуальным новинкам на китайских Tencent или IQIYI зачастую надо платить дополнительные деньги, кроме абонентной платы, поэтому каждую неделю в Сети можно видеть обзор бокс-офиса… новых китайских онлайн-фильмов.

Объемы нового контента оценили, а теперь стоит оценить темпы его производства. 23 октября в китайский прокат вышел фильм «Жертва». Первый пост-ковидный блокбастер, полностью снятый и собранный меньше чем за три месяца после снятия внутреннего локдауна. Военный эпик о том, как китайские добровольцы воевали на Корейской войне против американских оккупантов. Кино снималось к 70-летию этой самой Корейской войны, но «на злобу дня», с явной оглядкой на торговую войну с Трампом. В качестве постановщиков были приглашены три матёрых хитмейкера. Автор «Восьмисот» Гуан Ху (напомню еще раз, сборы у его фильма — 464 млн долларов), Автор «Блуждающей Земли» Франт Гуо (сборы его фильма — 700 млн долларов). А также автор дилогии «Братство клинков» Лу Ян, который сейчас снимает, видимо, самую дорогую китайскую фантастику 2021 года — фильм «Убийца в красном». Три профессионала за три месяца сделали вполне приличный военный фильм, у которого хорошие оценки в социальных сетях и пока 140 млн долларов сборов.

Трейлер драмы «Жертва»

Киностудии работают в три смены, кинозрители — готовы ставить рекорды. Чем же заняты китайские кинопрокатчики? Для начала напомним, что в Поднебесной около полусотни киносетей различной величины. От межконтинентального титана Wanda Cinemas до небольших провинциальных артхаусных сетей. У каждой — свои уникальные проблемы, которые начались далеко не в 2020 году.

Начнем с титана. Wanda Cinemas — сегмент огромного конгломерата Dalian Wanda Group, под колпаком которой 656 кинотеатров с 5 806 кинозалами по всему миру. Плюс 26 отелей, 49 торговых центров и здоровый кусок национальной системы туризма и развлечений. Владелец конгломерата Ван Цзянлин совсем недавно являлся самым богатым гражданином Поднебесной, располагая активами в 40 млрд долларов. Его положение на рынке было непоколебимо. Ван умел дружить с политиками и партийными функционерами, всегда оставаясь демонстративно аполитичным. Среди крупнейших акционеров компании неоднократно называли старшую сестру Си Цзиньпина и дочь Дэн Сяопина.

В 2012 году Wanda Group приобрела за 1,7 млрд долларов 80% крупнейшей американской сети кинотеатров AMC. Потом за 1,1 млрд долларов — их конкурента Carmike Cinemas, а также за 1,2 млрд — сетки Odeon и UCI Cinema. Создав интернациональную киноимперию размером в 11.000 киноэкранов, Wanda стала на несколько лет крупнейшей киносетью планеты, но потом начались проблемы. В 2016 году пекинское правительство, обеспокоенное утечкой финансов за границу, ввело серьезные ограничения на инвестирование в иностранные компании. Представители Wanda Group начали спешно продавать свои зарубежные вложения, которые стоили на тот момент уже около 35 млрд долларов. Чикагские небоскрёбы, кинокомпанию, парки аттракционов. Восемь акров земли в самом центре Беверли-Хиллз, где должен был появиться самый футуристичный пятизвездочный отель, был продан за 420 млн долларов. Wanda Group потеряла на распродаже около 30 млрд, а её лидер — статус самого богатого человека Китая.

За несколько месяцев до начала пандемии Wanda оставались крупнейшим акционером AMC Theatres (32 процента). AMC совсем недавно сообщили о том, что находятся на пороге банкротства, представители Wanda — от комментариев воздержались. Если вспомнить, что остальной бизнес компании — отели, торговые центры, парки развлечений — были первыми жертвами локдауна, то можно предположить: ситуация очень сложная. Пока озвучиваются первые суммы потерь в районе 100-200 млн долларов. На фоне провала заокеанского вторжения — это чистые копейки.

Любопытно, что ощущение паники или кризиса в китайской прессе отсутствуют. Паника была в марте-апреле, когда некоторые эксперты сообщали американской прессе, что 40 процентов китайских кинотеатров могут в течении лета закрыться. Можно было бы предположить, что публично паниковать кинотеатрам запрещает федеральная цензура, но это не похоже не реальность.

«Никто из крупных игроков из игры не вышел, — рассказывает в интервью Screen Daily глава крупной киносети Lumiere Pavillions Джимми Ву. — Говорят, в течении года по стране закрылось около тысячи кинозалов (из 70.000), всем пришлось потуже затянуть пояса, но теперь ситуация налаживается. Наша компания планировала открыть в течении года пять новых кинозалов, но из-за банкротства застройщика от этого плана пришлось отказаться. С другой стороны, из-за проблем другого застройщика появились новые возможности, поэтому мы открываем 11 (!) новых кинозалов на территории пекинской Universal Studios City».

Еще в конце 2019 года китайские прокатчики понимали, что находятся в шаге от серьезных проблем. Телеканалы и онлайн-сервисы предоставляют много качественного контента, что делает их серьезными конкурентами. Чтобы не потерять зрителя — нужно прокачивать качество кинопоказа, делать его уникальным. Идти в ногу со временем и вооружать кинотеатры самыми передовыми технологиями. Вместо того, чтобы жаловаться на потерянные деньги, крупнейшие киносети заняты последние три месяца тотальной реконструкцией кинотеатров. Джимми Ву это прекрасно понимает. Он был тем самым человеком, кто открыл первый в мире кинотеатр со звуком Dolby Atmos, а также первым в мире, кто внедрил на всю сеть технологию RealD Ultimate Screen.

«Перенос голливудских блокбастеров — еще одна проблема, но взглянем на ситуацию трезво. Фильмы с коммерческим потенциалом «Форсажа» выходят у нас далеко не каждый год, поэтому мы от них и не зависим. Дефицит больших новинок (в том числе, китайских) может дать шанс фильмам из других стран. Мы сейчас находимся в уникальном историческом моменте, когда можно и нужно расширять прокатную квоту. Чтобы заполнять кинотеатры не за счет больших блокбастеров, а сотен более скромных фильмов. В китайский прокат выходит ежегодно около 300 фильмов. В прокат соседних азиатских стран — до тысячи. Если поднять национальную норму хотя бы до 600 картин в год, то мы даже не заметим дефицит дорогостоящих новинок. Незадолго до пандемии мы обсуждали с президентом China Film Фу Руоцином и основателем стриминговой платформы iQIYU Гон Ю необходимость создания центрального сервера, где хранились бы все картины, одобренные национальной цензурой. Чтобы каждый кинозал мог получить доступ на скачивание любого фильма, если он будет гарантировать присутствие в зале хотя бы 25-30 зрителей. Сейчас все киносети вслепую прокатывают одни и те же фильмы, но в случае появления подобной библиотеки каждый сможет придумывать собственную уникальную стратегию. Во время локдауна мы уже разработали приложение, где каждый желающий может проголосовать на сайте любимого кинотеатра за фильм, который он хочет посмотреть. Если голосующих будет хотя бы 25 человек, то кинотеатр назначит сеанс. Мы планировали продвигать это приложение через WeChat, но если в дело подключится платформа iQIYI (а это 300 млн подписчиков), то набрать 25-30 человек будет не проблемно даже в самом маленьком городе, — говорит Ву.

Установка экрана RealD Ultimate Screen в Шанхае

Глава Lumiere Pavillions резюмирует: «Так вот, China Film уже создали необходимый сервер. В ближайшие недели мы приступаем к тестировке его связки с сервисами iQIYI. Сначала будем экспериментировать с показами старых и классических фильмов, но это тоже большая и серьезная работа. Наш зритель привык к хорошему качеству изображения, высокой яркости и долби-звуку, поэтому классические фильмы придётся апгрейдить, чтобы они соответствовали стандартам нового времени. И не только западную классику, но и отечественную. При новой системе кинозалы получат полную свободу выбора западных фильмов для показа, но, разумеется, только из списка, одобренного China Film Bureau. Наш следующий стратегический шаг — добиваться постоянного расширения этого списка».

Вывод: если на Западе уверены, что собственные «нетфликсы» похоронят классический кинопрокат, в Поднебесной активно работают над тем, чтобы местные «нетфликсы» его наоборот возродили.

Подписывайтесь на KKBBD.com в Facebook и ВКонтакте.
%d такие блоггеры, как: