Кино Книги

Шахматная рассадка: «Ферзевый гамбит» на Netflix

Girl power без мэрисьюшности (18+)

«Ферзевый гамбит» — идеальный пример того, сколько нужно времени чтобы экранизировать книгу. Роман Уолтера Тевиса в переводе на русский занимает 350 страниц, а в переводе на киноязык — 7 серий общим хронометражем 6,5 часов. На этом фоне становится особенно заметной глупость, допущенная продюсерами картины «Щегол» по почти 800-страничному роману Донны Тартт: ужать историю до двухчасового фильма было просто невозможно.

Когда выходит экранизация полюбившейся книги (а мне очень понравился роман «Ход королевы», как перевели у нас название), есть большой соблазн по мере просмотра сравнивать сериал и текст — какие были сделаны изменения и пошли ли они на пользу адаптации. Что удивительно, сценарист «А теперь не смотри» Аллан Скотт и шоураннер проекта Скотт Фрэнк, сценарист «Логана», «Особого мнения» и «Вне поля зрения», внезапно решили оставить роман почти нетронутым. Все изменения, которые претерпела книга Уолтера Тевиса, чисто косметические и ни на йоту не изменяют его героиню, блестяще сыгранную Аней Тейлор-Джой.

Девятилетняя Бет Хармон чудом выживает в автокатастрофе, в которой погибает ее мать. Девочку отправляют в интернат, где в конце 1950-х детям дают транквилизаторы, чтобы те легче засыпали и были более управляемыми. По совету новой подруги, темнокожей Джолин (Моузес Ингрэм), Бет начинает принимать таблетки на ночь, и они придают ее жизни новое измерение, плотно связанное с ее интересом к шахматам — Хармон познает игру с нелюдимым уборщиком детдома, мистером Шейбелом.

Шахматы, пожалуй, самая неэкранизируемая игра в мире. Два человека, согнувшись над доской, переставляют фигуры. Основной бой разворачивается в головах шахматистов, и Тевис это знал — в его книге описание партий невероятно увлекательно, даже для тех, кто, как и я, не умеют играть. Сам Уолтер 25 лет проработал учителем английского начиная с 1949 года. «Тогда никто не читал книг, — рассказывал писатель в интервью журналу Brick в начале 1980-х. — Сейчас, когда телевидение имеет столь большое значение, американцы снова перестали читать». Это знание отразилось в фантастическом романе «Пересмешник», так что Тевис всегда писал о том, что знал. С шахматами он также был знаком непонаслышке.

В радиоинтервью 1983 года, перед выходом книги, Тевис говорил: «По-моему некоторые люди воспринимают шахматы очень серьезно, если у них есть какие-то личные проблемы, когда они пытаются сбежать от чего-то. По крайней мере, так было у меня: я рос стеснительным и закрытым ребенком, побаивался девочек. Шахматы помогали мне избавиться от тревожности, перенося меня в относительно безопасное место».

«Ферзевый гамбит» (2020)

Вся жизнь Бет рушится, когда погибает мать. В детдоме она получает новую одежду, лишаясь сарафана, на котором мама вышила ее имя; ее стригут как и большинство девочек. Травма Бет настолько сильна, что она, получая уроки шахмат, принимает транквилизаторы, убеждая себя в том, что зеленые таблетки помогают ей играть. И действительно, как только Хармон принимает таблетку перед сном, на потолке разворачивается шахматная доска, и она визуализирует все возможные ходы.

«Я пишу о лузерах и одиночках. В каком-то смысле я одержим идеей борьбы между победой и поражением», — объяснял Тевис New York Times. Бет, безусловно, одиночка и аутсайдер, но она не лузерша. Она идет к победе с решительностью и напором человека, которому нечего терять. Когда в детдоме останавливают раздачу транков, она пробирается к заветной банке с таблетками. Когда в магазине она видит журнал о шахматах, она крадет его. Когда ей требуются 5 долларов для участия в шахматном турнире, она просит их у мистера Шейбела.

«Ферзевый гамбит» (2020)

Когда Бет исполняется 15, ее удочеряет пара из Кентукки — по сути, она должна стать компаньонкой Альмы Уитли (ее играет режиссерка Мариэль Хеллер), скучающей женщины средних лет, пристрастившейся к выпивке из-за вечного отсутствия мужа. К счастью Бет, как и многие американки того времени, Альма принимает все те же зеленые таблетки, так что шахматное вдохновение ее не покидает. Она начинает ходить в школу, где наблюдает за яркими девчонками, флиртующими с парнями. Но секс для Бет пока что-то ненужное — ее развитие идет вразрез с привычным для подростка поведением. Мальчики интересуют Хармон только вкупе с шахматами — и она попадает в максимально мужской спорт, начиная выигрывать турниры один за другим. Альма быстро смекает, что ее приемная дочь настоящий гений, а победа в турнирах идет вместе с приятным денежным призом. Они вместе начинают ездить по стране, а затем и по миру. Отношения Альмы и Бет крепнут, как крепнет пристрастие Бет к спиртному.

Тейлор-Джой играет Бет слегка отрешенно, но при этом в ее огромных глазах пробуждается жизнь, как только она замечает нужный ей ход и делает его. Актриса, обычно очень живая и эмоциональная, превращается практически в робота, смысл существования которого — победа над советским чемпионом Василием Борговым (Марчин Дорочински). Это будет непросто, ведь у американцев шахматы — игра индивидуалов, а у советских граждан — командный спорт. Бет узнает об этом от экстравагантного Бенни Уоттса (Томас Броди-Сангстер), шахматного вундеркинда, гардероб которого больше похож на пиратский. Бет получает уроки шахмат от своего местного чемпиона Гарри Белтика (Гарри Меллинг), и даже селит его в своем доме, осиротевшем после трагической гибели Альмы в Мексике от передозировки. Но отношения с мужчинами у девушки не складываются. И все потому, что она влюблена в репортера и фотографа Таунса (Джейкоб Форчун-Ллойд), эффектного брюнета с обворожительной улыбкой. Увы, Таунс не может ответить взаимностью, он — гей, и готов лишь на дружбу.

Томас Броди-Сангстер и Аня Тейлор-Джой в сериале «Ферзевый гамбит» (2020)

Бет переселяется в Нью-Йорк к Бенни, где постепенно отрывается от спиртного, изучая шахматы под его руководством. Уоттс и Хармон даже переспят, но в какой-то момент Бет поймет, что ее симпатичному другу-шахматисту нужны только победы на поле в клеточку. В Париже Хармон кидается в объятия красавицы-модели (вот этого в книге нет), и после бурного вечера и не менее бурной ночи, будучи в состоянии сильнейшего похмелья проигрывает Боргову. Парижский матч с советским гроссмейстером показывает, как ранее собранная и сосредоточенная девушка превращается в неуверенную в себе, суетливую девчонку. Она шмыгает носом, елозит на стуле, руки живут сами по себе — и конечно, Бет проигрывает. Так начинается ее падение.

Аддикции берут верх над Хармон. Она больше не великая шахматистка, а простая выпивоха, каких много. Зря до нее пытается достучаться Гарри Белтик, он уже никто, простой сотрудник супермаркета. Бет кичится своими наградами, но многочисленные кубки, выставленные в центре дома, теперь годятся только на то, чтоб блевать в них. Мне кажется, в каком-то смысле сериал Скотта Фрэнка очень похож на все спортивные фильмы о боксерах — это своего рода «Рокки» для умных. Как и во многих спортивных драмах, герой выкарабкивается со дна при помощи возлюбленной или старого друга. В случае Бет это будет детдомовка Джолин, работающая ныне в юридической конторе («Взяли по квоте для черных!»). Она приезжает, чтобы сообщить о смерти мистера Шейбела, и девушки едут в приют, чтобы присутствовать на похоронах. Джолин постепенно ставит Бет на ноги по принципу «в здоровом теле здоровый дух», ведь Хармон приглашена на турнир в СССР, и она может наконец-то взять реванш, победив Боргова.

«Ферзевый гамбит» (2020)

У Тевиса Джолин пристает к Бет еще в приюте, но сериал этот эпизод опускает —- и так понятно, что Хармон экспериментирует в сексе так же как и в шахматах. «Ферзевый гамбит» — история взросления, но мы привыкли, что обычно нам показывают в них мальчиков: от «Ферриса Бюллера» и «Донни Дарко» до «Суперперцев», «И твою маму тоже», «Отрочества» и «Лунного света». В порядке исключения — «Леди Бёрд», «Джуно» и «Дневник девочки-подростка», снятый той самой Мариэль Хеллер, которая сыграла в «Гамбите».

Интересно, что Бет даже не пытается выглядеть лучше, чем она есть. Она гордится своими победами и статусом, даже когда она с трудом ходит прямо. Она презрительно смотрит на своих бывших соперников и соперниц, ставших обычными людьми, не протрезвев после вчерашнего. Ни книга, ни сериал не делают из героини Мэри Сью, чем грешат многие голливудские проекты. Бет Хармон всего добивается сама — и в шахматах и в саморазрушении. Постепенно она понимает главную трагедию своей жизни — родная мать понятия не имела, что с ней делать и едва не убила в той самой катастрофе.

Седьмая, финальная серия приводит Бет в Москву — и тут бы позубоскалить над дурацкой формой стюардессы «Аэрофлота» или над подростком, предлагающим за завтраком в отеле водку — но не хочется. Потому что финал превращается в трогательный омаж нации, любившей шахматы до умопомрачения. Гроссмейстеры были настоящими звездами — я помню, как в детстве мечтала попасть на турнир Карпов-Каспаров, а дед пытался учить меня шахматам (безрезультатно). Я помню старичков на улицах Ленинграда, игравших в шахматы — и Тевис, зная об этом, возвращает Бет Хармон с Олимпа гроссмейстеров, приводя к доске обычного советского старичка с лицом мистера Шейбела. «Сыграем?» — по-русски спрашивает она в последнем кадре.

Мариэль Хеллер и Аня Тейлор-Джой в сериале «Ферзевый гамбит» (2020)

Три из шести романов Уолтера Тевиса были адаптированы для большого экрана. «Бильярдист» (The Hustler), «Человек, который упал на Землю» (The Man Who Fell to Earth) и «Цвет денег» (The Color of Money). «Ферзевый гамбит» шел к экранизации 40 лет.

Опубликованная в 1983 году, книга, разумеется, оказывалась в поле зрения кинематографистов. Первый раз еще при жизни писателя — весь Голливуд хотел снимать фильм по книге и играть в нем. Но Тевис скончался в 1984 году, его жена продала права другим продюсерам, те долго не решались на постановку, а роман постепенно перестали печатать. Второй раз пришелся на конец 2007 года. Ставить фильм хотели Майкл Эптед и Бернардо Бертолуччи, но в итоге проектом заинтересовался Хит Леджер, и привлек к главной роли Эллен Пейдж. Сам Леджер хотел не только сыграть одну из ролей, но и поставить фильм. Увы, он трагически ушел из жизни в январе 2008-го, и «Ферзевый гамбит» стал очередным голливудским долгостроем, призраком в стане так и не состоявшихся проектов.

Скотт Фрэнк, который снял все 7 серий, в своем первом в жизни сценарии, написанном в 1991-м, пытался показать, какой ценой дается человеку гениальность. У него не очень-то это получилось: «Я был слишком молод, и не очень понимал, о чем пишу. А когда читал „Ферзевый гамбит“, подумал — вот же как надо рассказывать эту историю». Его Бет одновременно протагонистка и антагонистка, как признается режиссер в интервью Entertainment Weekly.

Маленькая Бет (Айла Джонсон) и мистер Шейбел (Билл Кэмп)

Для Фрэнка «Гамбит» был, что называется, passion project, проектом мечты — опасная гавань для любого кинематографиста. Может получиться «Александр», «Валериан», «Большой и добрый великан» или боже упаси «Поле битвы — Земля». Но иногда вселенная дает сбой, и проекты мечты получаются как «Ферзевый гамбит». Фрэнк посмотрел «Жертвуя пешкой» Эда Цвика, очень недооцененный фильм с Тоби Магуайром в роли Бобби Фишера, и понял, что снимать игру в шахматы надо, сосредотачиваясь на лицах. «Каждый турнир отражает внутреннее состояние Бет, поэтому все время все по-разному — ее внешность, ее взгляд, ее костюмы».

С Аней Тейлор-Джой Фрэнку безумно повезло. «У нее глаза на затылке! Если камера движется, она сразу понимает, куда надо двигаться. Она всегда знает, где ей нужно находиться в кадре, не боится сидеть смирно и тихо». Двигать фигуры тоже приходилось с умом: все партии были разработаны с участием консультантов. Так что можете поставить на паузу и разыграть любую партию.

Из-за огромных и неземных глаз, Тейлор-Джой регулярно попадает в хорроры — ее карьере началась с «Ведьмы» Роберта Эггерса. Актриса снималась у М. Найта Шьямалана в дилогии «Сплит» и «Стекло», но ее главный выход нам еще предстоит увидеть: недавно Аня получила роль императора Фуриосы в новой части «Безумного Макса», и сыграет молодую версию героини Шарлиз Терон.

Подписывайтесь на KKBBD.com в Facebook и ВКонтакте.
%d такие блоггеры, как: