Индустрия Кино

Как Кристофер Нолан убил кинотеатры

Хроника пикирующего «Довода»

Прошу прощения за кликбейтный заголовок, но история с релизом «Довода» — яркая иллюстрация поговорки о добрых намерениях и дороге в ад. Сейчас, когда мир ожидаемо накрывает второй волной коронавирусной инфекции, особенно четко видно, как недальновидность одного человека и одной студии могут уничтожить целую отрасль.

Давайте посмотрим на хронику событий, которые привели нас к октябрю 2020-го, когда американские кинотеатры снова готовы закрывать свои двери.

4 марта студии MGM и Eon Productions объявили о переносе релиза боевика «Не время умирать» с 10 апреля на 25 ноября. Переход Джеймса Бонда должен был повлечь убытки от 30 до 50 млн долларов, но студия MGM решила, что в противном случае будет хуже.

12 марта Paramount перенесла премьеру «Тихого места 2» на сентябрь, а Universal «увезла» девятый «Форсаж» и вовсе на 2021 год.

13 марта Disney перенесла релиз «Мулан» на неопределенное время. График релизов 2020 года сокращался на глазах.

15 марта основатель исследовательской компании LightShed Partners Рич Гринфилд в комментарии New York Times заявил, что пандемия лишь ускорит переход зрителей к стриминг-сервисам, отдалив их от кинотеатров. Пожалуй, именно тогда прозвучало предупреждение индустрии: зрители, скорее всего изменят свои привычки, а студии задумаются, нужно ли полагаться на третью сторону при распространении контента. Меж тем, аналитики предрекали Голливуду убытки в размере 20 миллиардов долларов.

16 марта студия Universal приняла непростое решение о выводе ряда своих картин, только что выпущенных в прокат, на premium VOD, а также о выпуске сиквела мультфильма «Тролли» в Северной Америке сразу на VOD. Кинотеатры, разумеется, начали протестовать, и в конце апреля сеть AMC объявила студии бойкот. Затем, правда, случилось прекрасное: в июле AMC и Universal договорились о сокращении кинотеатрального окна с 90 до 17 дней.

17 марта, когда количество инфицированных COVID-19 во всем мире находилось в районе 300 000 человек, крупнейшие американские киносети объявили о закрытии кинотеатров. «Главное для нас —- здоровье посетителей и сотрудников», — комментировали ситуацию владельцы. К тому времени китайские кинотеатры уже давно были закрыты, а в Европе из-за вируса локдаун распространялся на целые страны.

20 марта Кристофер Нолан пишет колонку для Washington Post, в которой рассказывает о небольшой семейной киносети B&B Theatres, которой пришлось закрыть 418 кинотеатров по всей Америке и сократить 2000 сотрудников. «Кинотеатры потушили огни и не включат их еще какое-то время. Но фильмы, в отличие от непроданного товара или незаработанного процента, не теряют ценности. Большая часть этих краткосрочных убытков подлежит возмещению. Когда кризис пройдет, потребность в коллективном участии людей, потребность жить, любить, смеяться и плакать вместе, станет сильнее, чем когда-либо. Сочетание отложенного спроса и обещания новых фильмов могло бы стимулировать местную экономику и принести миллиарды национальной экономике». Нолан просил поддержать кинотеатры, но его голос звучал довольно странно на фоне растущего по экспоненте количества заболевших.

22 мая студия Warner выпустила очередной трейлер «Довода», но все заметили отсутствие даты выхода фильма. К началу июня фильм все еще ждали во всех кинотеатрах мира. Марк Зоради, CEO сети Cinemark (второй по величине в Северной Америке) был уверен, что его кинотеатры будут показывать «Довод» 17 июля. По его мнению, даже при сокращении количества проданных билетов на сеанс на 50% (ради обеспечения дистанцирования между зрителями), им все равно удастся получить прибыль. Известно, что Нолан — адепт не только кинопленки, но и кинотеатрального проката, а поэтому настаивал на показе «Довода» исключительно на больших экранах. Даже премьера трейлера прошла в рамках игры Fortnite, где все игроки могли посмотреть его на «большом экране», что выглядело так:

12 июня «Довод» был перенесен с 17 июля на 31 июля. В мире уже значилось 7,7 млн заболевших.  К тому моменту Warner уже сменила даты премьер своих блокбастеров «Чудо-женщина» (с 14 августа на 2 октября), «Годзилла против Конга» (с 20 ноября 2020-го на 21 мая 2021), «Матрица 4» (с 21 мая 2021 на 1 апреля 2022).

25 июня премьеру «Довода» перенесли на 12 августа. Боссы Warner продолжали верить, что выпуск фильма станет символическим решением: возродит веру американцев в большое кино и приведет их в залы. Студия также заявляла, что намерена показывать фильм дольше, чем обычно, чтобы все успели посмотреть картину Кристофера Нолана.

2 июля количество инфицированных коронавирусом в США насчитывало 2 779 953 человека. В этот же день в Variety выходит заметка о финансовых потерях студий, переносящих премьеры.  В мире до коронавируса такие действия были бы немыслимы: графики релизов составляются заранее и высечены в камне, если только не случается форс-мажор. Постоянные переносы «Довода» или «Мулан» (Disney тоже усиленно двигала картину, пока не убрала ее на свой стриминг-сервис) могут выливаться потерями от 200 000 до 400 000 долларов маркетинговых трат. Variety прочила Warner убыток в районе пяти миллионов долларов, если фильм снова будет перенесен. Стоит напомнить, что маркетинг тентпола вроде «Довода» обычно обходится студиям от 100 до 200 млн долларов, куда входят траты на билборды, телевизионную рекламу, премьеры со звездами — но когда у тебя нет точной даты релиза, деньги вылетают в трубу.

20 июля Warner убрала «Довод» из своего графика релизов, сильно ударив по кинотеатрам, которые готовились открываться в середине августа. В пресс-релизе CEO студии Тоби Эммерих говорил о важности стратегии выхода, то есть, чтобы и кинотеатрам было хорошо, и зрителям безопасно, и студия собрала бы хорошие деньги. О переводе «Довода» на открывшийся в мае стриминг-сервис студии HBO Max речи не шло. Однако Эммерих заявил, что выход «Довода» не будет традиционным, так что не ожидайте одновременной премьеры в Северной Америке и остальном мире. Для фильма, сюжет которого держался в абсолютной тайне, такого рода релиз должен был стать смертью: первые зрители моментально заполнят соцсети спойлерами.

28 июля Warner объявила о стратегии релиза. Сначала картина выйдет за рубежом— более 70 стран начнут показывать фильм с 26 августа (Россия — с 10 сентября), а в США фильм стартует 3 сентября и постепенно будет «раскатываться» по стране. Американские кинотеатры начали закупать санитайзеры, маски, готовиться к открытию и работе в условиях пандемии. Разумеется, на это тратились драгоценные для 2020-го года средства, миллионы долларов, но овчинка стоила выделки: впереди были «Черная вдова», «Чудо-женщина 1984», «Дюна» и кинотеатры готовились заработать хоть какие-то деньги (сейчас все эти фильм ушли с осенних дат).

14 августа стало известно, что российские кинотеатры получили от местного дистрибьютора Warner, компании «Каро Премьер» предложение о дополнительном пятипроцентном отчислении сборов «Довода». Впоследствии выяснилось, что это не каприз российского прокатчика, а требования студии. Кинотеатры Америки получили такой список:

  • «Довод» должны показывать на самых больших экранах (не IMAX) каждую неделю (если не оговорено иначе);
  • Однозальные кинотеатры должны брать фильм на 4 недели;
  • Кинотеатры с двумя залами — 5+ недель;
  • От 3 до 8 залов — 8 недель;
  • 9+ залов — 12 недель.

За все недели проката картины Warner требовали от кинотеатров 64% сборов. Отметим, что как правило, условное распределение 50/50 существует первые 2-3 недели проката фильма, после чего процент увеличивается в пользу кинотеатров. Но в случае с «Доводом» кинотеатры, и без того ограниченные количеством зрителей в зале из-за необходимости сохранять дистанцию, получат всего 37% сборов.

Операция по спасению кинотеатров, о которой так много говорил Нолан, проваливалась.

3 сентября «Довод» вышел в Северной Америке, собрав в свой первый уикенд 9,4 млн долларов (студия говорила о другой цифре, но об этом ниже). К тому моменту картина показывалась за границей две недели и собрала 29,5 млн долларов. Негусто для 200-миллионного блокбастера. Основной проблемой было то, что кинотеатры Лос-Анджелеса и Нью-Йорка, где живет львиная доля поклонников Нолана, оставались закрытыми. Там, где «Довод» показывали, зрители не заполняли залы полностью — ради безопасности заполняемость ограничивали до 50% и даже меньше.

14 сентября издание The Atlantic выпустило текст под названием «Голливудский эксперимент с „Доводом“ провалился». В нем говорится об эффекте домино, который привел в движение «Довод», точнее, его плохие сборы — студии снова начали передвигать релизы. «Похоже, что „Довод“ привлек только рьяных фанатов кино, — писал Дэвид Симс. — Людей вроде меня, готовых арендовать целый кинотеатр, чтобы посмотреть фильм с друзьями. 20 млн долларов, которые заявила Warner за первый уикенд, на деле цифра с натягом. Фильм собрал в США 9,4 млн за три дня, а остальные деньги пришли из Канады от превью-показов. На вторую неделю фильм собрал всего 6,7 млн долларов. Обычно падение на 29% считается показателем отличного „сарафана“, но „Довод“ стоил 200 млн долларов, и должен собрать минимум в два раза больше, чтобы выйти в ноль. Может, Warner повезет собрать эти деньги за границей, но от Америки она увидит очень мало». На самом деле, «Доводу» нужно собрать больше — 800 млн долларов, чтобы окупить не только бюджет, но и затраты на рекламу.

15 сентября в интервью New York Times президент по дистрибуции Warner Джефф Голдштейн жаловался: «Я расстроен, что рынок работает только на 70%. Нам не хватает ключевых кинотеатров, где фильмы Криса Нолана так хорошо работали прежде». Предыдущие картины режиссера «Начало», «Интерстеллар» и «Дюнкерк» стартовали в Северной Америке с суммы в районе 50 млн долларов и собирали от 527 до 837 млн долларов в общей сложности, причем большая часть приходилась на заграницу (видимо, этот факт и стал основным в принятии решения показывать «Довод» сначала за пределами Штатов).

5 октября компания Cineworld Group, в ведении которой находится вторая по размеру киносеть в мире, заявила о временном закрытии залов американского подразделения Regal и английских Cineworld и Picturehouse. Президент компании Муки Грайндер сообщил Deadline, что решение было принято в основном от нежелания губернатора Нью-Йорка Эндрю Куомо открывать кинотеатры города, что выливается в перенос релизов голливудскими студиями.

Сеть номер 3 (Cinemark) и сеть номер 1 (AMC) — пока продолжают работать. В октябре и ноябре студии не предложат им новинок, поэтому справляются как могут. Перевыпуск комедии 1993 года «Фокус Покус» студией Disney внезапно собрал в первый уикенд октября 1,8 млн долларов, оказавшись на втором месте бокс-офиса вслед за «Доводом».

8 октября общие сборы «Довода» составили 307,4 млн долларов. Из них на Северную Америку приходится 45,1 млн, а на остальной мир — 262,3 млн долларов. Непохоже, что фильм будет собирать и дальше, студия явно ошиблась в его живучести, а также в желании зрителей пересматривать картину во время пандемии.

Что дальше? Аналитики советуют студии как можно быстрее перенести фильм на PVOD в цифровой прокат, чтобы успеть заработать хоть какие-то деньги. Джефф Бок из Exhibitor Relations напоминает, что Голливуд никогда не был марафоном. «Голливуд это всегда спринт», — говорит он. Бывают исключения вроде «Титаника» и «Величайшего шоумена», но спрогнозировать такое нельзя. Потому студии и не спешат выбрасывать блокбастеры, даже несмотря на пустой рынок. «Сеть AMC какое-то время попытается удержаться, поскольку она крупнейшая в Америке. Но это все ненадолго. Без масштабных релизов крупные киносети похожи на круизные корабли в Бермудском треугольнике», — считает Бок.

Так что же «Довод»? Аналитик Пол Дергарабедян из Comscore хвалит Warner за приверженность кинотеатрам, но аккуратно напоминает, что настало время искать альтернативные площадки для фильма в США. «Студия Warner показала солидарность с киноиндустрией, что очень важно. Не могу сказать за них, но думаю, что они подыскивают сейчас площадку для цифрового релиза. На данном этапе Warner сделала все, что было нужно и даже больше. Прошло пять недель. Это, конечно, короче обычного окна, но сейчас другие времена».

Итак, «Довод» собрал 300 млн долларов, но его американский прокат оказался достаточно пугающим, чтобы остальные осенние релизы дружно съехали на 2021 год. И тут вопрос: если бы «Довод» ушел на другой год, остались бы на месте «Чудо-женщина 1984» и «Не время умирать»? Кто знает, возможно, яркий супергеройский блокбастер с Галь Гадот привлек бы больше зрителей в кинотеатры, в отличие от суперсерьезного триллера Нолана? Остается только догадываться. Но в каком-то смысле на комикс DC еще остаются надежды.

Режиссерка Патти Дженкинс, чья «Чудо-женщина 1984» выйдет в Америке 25 декабря, в интервью Reuters заявила, что отсутствие государственной поддержки обернется для кинотеатров полным уничтожением. Дженкинс подтвердила, что студия не рассматривала вариант выпустить фильм на PVOD, как это делала Disney с «Мулан». «Этот процесс невозможно будет развернуть. Мы можем навсегда потерять кинотеатры», — сказала Дженкинс.

Кинотеатры и кинематографисты недавно обратились к американскому Конгрессу с мольбой о помощи. Но президент заболел коронавирусом, в прессе продолжается предвыборная лихорадка и кажется, что проблемы киноиндустрии — последнее, что сейчас беспокоит американцев.

PS И кое-что еще. Сейчас, когда парамаунтовские соглашения отменены, обанкротившиеся кинотеатры могут скупить мэйджоры, чтобы показывать там исключительно свои фильмы. Будь я любительницей теорий заговора, могла бы развить тему «студии откладывают релизы нарочно, чтобы обанкротить сети». Но я в это не верю, а вот в возможность появления в будущем сети кинотеатров Disney — вполне. 

Подписывайтесь на KKBBD.com в Facebook и ВКонтакте.
%d такие блоггеры, как: