Индустрия Кино

TIFF-2020. 10 фильмов и сериал, снятые женщинами

Туве Янссон, якудза, массажист-гипнотизер и другие

Кинофестиваль в Торонто уже пятый год развивает программу Share Her Journey по поддержке женщин в киноиндустрии. Добавлю, что все это время Торонто честно пытается искать гендерный баланс в своей программе. Пока получается непросто, но все больше интересных режиссерок оказывается в разных программах фестиваля.

Мне было доступно 80 фильмов (об организации фестиваля я расскажу отдельно), я посмотрела 40, 14 из которых были сняты женщинами. Из тех же 40 отсмотренных картин, только в 13 женщины были главными героинями. Еще в трех фильмах главные роли делились между мужчинами и женщинами.

Вот 10 фильмов и один сериал, снятые женщинами, которые мне особенно понравились. Отмечу, что не все они входили в официальную программу фестиваля.

Holler, реж. Николь Ригел

Руфь (Джессика Барден) живет в Огайо с братом, будущее беспросветное, работы нет, школу приходится пропускать и собирать металлолом, чтобы хоть как-то заработать на пропитание. Мать в тюрьме, отец ушел — такая вот безнадега. Но благодаря прекрасно выбранной на главную роль Барден, фильм оставляет очень хорошее ощущение. Ригел хоть и дебютантка, но по ее работе это не заметно. Подробно о фильме тут.

«Тень в облаках» / Shadow in the Cloud, реж. Розанна Лян

Хотела назвать это кино guilty pleasure, а потом подумала —- с чего бы guilty? Фильм Лян настоящее удовольствие для поклонников жанра, крепкое, лаконичное и очень изобретательно снятое приключение одной девушки во время Второй Мировой. Хлоя Грэйс Морец держит зрителя две трети фильма сидя в кабине стрелка, а потом сталкивается с необходимостью спасаться самой и спасать экипаж. Подробно о фильме здесь.

Shiva Baby, реж. Эмма Селигман

Еще один мой фаворит, жаль не успела написать о нем подробнее. Когда Селигман был 21 год, она сняла короткий метр о девушке, сталкивающейся на шиве со своим спонсором. Спустя три года, Эмма расширила историю и получилась уморительная комедия положений о семьях, адюльтере, дружбе и поисках себя.

Даниэлла (Рэйчел Сеннотт) — бисексуальная девушка, изучает гендерные проблемы («феминизм это не моя карьера, это оптика»), но деньгами ее снабжает спонсор, sugar daddy Макс. После очередного утреннего секса с ним, девушка торопливо собирается на шиву с родителями, и вот уже веганка Даниэлла пытается найти хоть что-нибудь без мяса на огромном столе. При этом многочисленные знакомые и родственники требуют внимания, треплют за щеки и сравнивают Даниэллу с подругой детства Майей (Молли Гордон), поступившей на юридический и как назло бывшей девушкой героини. Кто-то рассказывает, что бывший ученик отца Даниэллы, некто Макс, недавно обзавелся прелестным ребенком, но ужас какой, он женат на шиксе, как такое возможно. Макс, конечно же, оказывается Тем Самым Максом. Даниэлла и хотела бы сбежать, но не получается: Майя пытается выяснить отношения, в доме постоянно что-то бьется, одежда Даниэллы рвется, с едой полный швах, Макс ведет себя как говнюк и вообще, кто принес младенца на шиву??

Shiva Baby смотрится как театральная постановка, ведь на деле это микробюджетное кино, практически не покидающее дом, где происходит действие. Но при этом оторваться невозможно. Бодрые диалоги, яркие персонажи и героиня, погруженная по самую глотку в болото собственной неуверенности, засасывающее ее с каждой секундой. Эмма Селигман — еще одно имя, за которым надо следить.

«Под открытым небом» / Under the Open Sky, реж. Мива Нишикава

«Доктор, я слишком болен, чтобы жить в обществе?» — интересуется Масао Миками, которому уже за полтинник, но последние 13 лет он отсидел за решеткой. У него высокое давление, да и сердце уже не то — как бы ни храбрился Масао, здоровье подводит. С социальным обеспечением тоже трудно: 20 лет он работал на якудза, а членам анти-гражданских организаций в Японии вэллфер не полагается. Но Масао постепенно обзаводится квази-семьей в виде своих соседей по новому дому, директора магазина и режиссера-документалиста. Не все будет гладко — криминальное прошлое пеплом стучит в сердце. Но якудза больше не в почете, бывшие товарищи не те, и Масао вынужден привыкать к новой жизни.

Великолепная актерская работа Кодзи Якусё («Вавилон», «Давайте потанцуем») — пожалуй, мой приз за лучшую мужскую роль уходит ему. Нишикава не новичок в режиссуре, работает уверенно, но увидев лого студии Warner, понимаешь: «Под открытым небом» очень коммерческое кино. Оно задается важными для страны вопросами «что будем делать с пожилыми гангстерами» и «как будем помогать бывшим преступникам адаптироваться в сообществе», но фильму не хватает… Хотя что это я, мне же понравилось. Если назвать его «Японец» и провести параллель с «Ирландцем», лично я выберу «Японца».

«Снега больше не будет» / Never Gonna Snow Again, реж. Малгожата Шумовска, Михаил Энглерт

Польша выставляет это кино на «Оскар», а я выставляю Алека Утгоффа («Очень странные дела») в кандидаты на роль Патрика Суэйзи, если Голливуд решит снимать такое кино. В этом фильме Утгофф очень похож на звезду «Грязных танцев», а когда делает пару танцевальных па, так и вовсе копия.

Но «Снег», меж тем, размеренное повествование о загадочном массажисте, который появляется в сонном пригороде с дорогими особняками — точь-в-точь как в американских фильмах. Массажист Женя родом из Украины и кажется он супергерой. Он обладает даром гипноза и способен не только излечить тело, но и душу, как заправский психотерапевт. Другой режиссер может свел бы фильм к теме «богатые тоже плачут», а Шумовска и Энглерт наблюдают, как простой иммигрант день за днем разминает разные богатые тела, но при этом немногословен, аскетичен и не покушается на предоставленные ему возможности. Во всех этих особняках, чьи звонки исполняют классику, живут женщины разной степени несчастья. Всем плохо, но по-своему. Женя на несколько минут вырывает их из реальности, заставляя вглядеться в себя.

Дивная картина, очень мне понравилась. Лиричная, атмосферная, и да, снег в конце концов идет.

«Туве» / Tove, реж. Зайда Бергрот

Байопик Туве Янссон создательницы муми-троллей, книжки о которых с ее же рисунками можно назвать одним из лучших лекарств в мире. Зайда Бергрот — финская постановщица, которая приезжала в Торонто в 2019-м году с драмой «Рай Марии» о харизматичной лидерке секты.

«Туве» начинается в 1944 году и занимается исследованием личной жизни художницы, чей строгий отец-скульптор, тыча в наброски муми-троллей грозно заявляет «Это не искусство!» Янссон играет финско-шведская актриса Альма Пёусти, и ее героиня постепенно из неуклюжей и неловкой девушки превращается в раскрепощенную женщину, знающую, что она хочет и кого она любит. Туве изображена бисексуалкой, у нее есть как мужчины, так и женщины. «Я нашла новую комнату в зале души», — говорит она своему другу, влюбившись в театральную режиссерку Вивику Бандлер (Криста Косонен). Их отношения отражаются в произведениях Туве — Янссон превращает себя и Вивику в Тофслу и Вифслу, двух забавных существ, разработавших свой язык. Саму же Банглер сравнивает с красивым драконом, которого будет трудно приручить. И действительно, богатая и ветреная Вивика бросает Туве как только подворачивается возможность уехать в Париж. Янссон все еще пытается состояться как серьезная художница и доказать отцу, что она все умеет, однако популярностью пользуются только ее «каракули», рисунки смешных муми-троллей. Туве бедна, но в ее жизни есть богема Хельсинки, и дома регулярно бывают гости. Кажется, будто она из тех, кого называют free spirit, настолько она бессовестно открыта всем и настолько же бесстыдно танцует и веселится. Однако любовь к Вивике Туве пронесет до 1952 года — только тогда она встретит свою будущую возлюбленную Тууликки Пиетиля (Йоанна Хаартти), жаль только, что появляется она всего за 20 минут до финала.

Авторы фильма не ставили задачей рассказать всё о жизни Туве Янссон. «Такое невозможно, особенно с Туве — она была необычайно творческим и продуктивным человеком, — говорит продюсерша Андреа Рейтер. — Когда мы посмотрели ее биографию, то поняли, что нам интересно показать ее становление, переход от художницы к создательнице муми-троллей. И как события в ее жизни вдохновляли Туве на создание муми-мира. Все помнят ее как старушку-рассказчицу, так что мы подумали, то было бы интересно показать ее совсем другой».

Пожалуй, этим меня и зацепила «Туве» — новым взглядом на «маму муми-троллей». Но если вы хотите узнать о ней больше, почитайте книгу «Работай и люби» Туулы Карьялайнен, она есть на русском и даст вам прекрасное представление о писательнице. А фильм будет приятным дополнением.

«Одна ночь в Майами» / One Night In Miami, реж. Реджина Кинг

Режиссерский дебют актрисы Реджины Кинг — разговорная драма, основанная на пьесе Кемпа Пауэрса, работавшего над возобновленным телевизионным «Стартреком». Видно, что Кинг уверенно чувствует себя на площадке — ее фильм трудно назвать дебютом. Вообще почти все дебютные фильмы, которые я видела в Торонто в этом году, показались мне очень сильными.

25 февраля 1964 года боксер Кассиус Клей (Эли Гори), его духовный наставник Малкольм Икс (Кингсли Бен-Адир), звезда NFL Джим Браун (Олдис Ходж) и музыкант Сэм Кук (Лесли Одом мл.) собираются в отеле, чтобы отметить победу Кассиуса над Сонни Листоном. Все они друзья, но еще не знают, что Клей уже готов перейти в ислам и принять новое имя, под которым он и станет мировой суперзвездой — Мохаммед Али. Прежде чем запереть зрителя в отеле, Кинг проведет его по рингу, затащит в «Копакабану», покажет как Малкольм молится вместе с Кассиусом. Хотя Гори самый малоизвестный актер из всей четверки, наблюдать за его героем одно удовольствие — Клей пышет юношеской энергией и увлекает своей харизмой, не скатываясь при этом в карикатурную комичность. Вот классный фрагмент в качестве примера:

Поскольку пьеса Пауэрса одноактная, хоть и идет 90 минут, Кинг ничего не остается, как следовать ей и держать актеров вместе. Смотрятся они, безусловно, эффектно — это совсем не тот Малкольм Икс, которого играл Дензел Вашингтон и не тот Али, которого играл Уилл Смит. Герои обсуждают разные темы — от расизма до коррупции, от веры до экономики. Говорят очень быстро, без английских субтитров было непросто. Я не могу назвать эту картину своим фаворитом, но это очень хорошая постановка, и надеюсь, что Кинг однажды добавит к своему актерскому «Оскару» режиссерский.

«Хороший парень» / A Good Man, реж. Мари-Кастиль Менсьон-Шаар

Он и она любят друг друга и очень хотят ребенка, но есть проблема: она бесплодна. Тогда он принимает труднейшее решение — вернуть время вспять и снова принять женский облик. Он — трансгендерный мужчина, которого с блеском играет Ноэми Мерлан, звезда «Портрета девушки в огне». Подробно о фильме здесь.

«Бинс» / Beans, реж. Трейси Дир

Канадское кино пока с трудом пробивается к массовому зрителю — по большей части Ванкувер, Монреаль и Торонто служат площадками для работы над голливудскими блокбастерами. К счастью, иногда появляются такие фильмы как «Бинс», которые говорят об идентичности и коренных народах страны. Режиссерка Трейси Дир родом из племени мохок, с самого детства мечтала снимать кино, начинала карьеру как документалистка, получила премию Канадской кино- и телеакадемии за лучшую мультикультурную программу (сериал Club Native), продюсирует сериал «Энн» (Anne with an E). «Бинс» — ее первый игровой полнометражный фильм, основан на реальных событиях, Окском кризисе, который становятся фоном для истории взросления заглавной героини.

Дир отлично помнит Окский кризис — ей самой тогда было 12 лет. «Стояло лето, канадская армия окружила наше сообщество, и мы получили очень много уроков после этого. Дались эти уроки нам очень большой кровью. Но наши дети и по сей день сталкиваются с непринятием и страдают от непонимания окружающих», — говорит Трейси. Режиссерка не скрывает, что ее картина автобиографична.

Текехентакхве (Киавентийо Тарбелл) 12 лет, она живет в резервации вместе с матерью и отцом и мечтает поступить в колледж. «Те-ха… Тха-те…», — пытается выговорить ее имя дама из комиссии. «Зовите меня Бинс», — говорит девочка, и с этого момента мы так и будем ее звать. Увы, ей отказывают, даром Бинс девчонка сообразительная и умненькая. Но на дворе 1990 год и возле квебекского поселка Ока назревает конфликт жителей с индейцами-мохоками. Франкоговорящие канадцы хотят срубить лес, находящийся на земле мохоков, чтобы расширить поле для гольфа (!). Дир не стесняется показывать хронику, взятую с телеканалов, но при этом мы проживаем столкновение с воинствующими Квебекцами глазами девочки-подростка, которой приходится сталкиваться с ненавистью канадцев. Особенно ужасно смотрится сцена, когда Бинс с матерью и сестрой приходит в магазин, где их отказываются обслуживать, а посетители кричат в спину «варвары». Еще раз, 1990 год, время «Красотки» и Крепкого орешка 2«. Бинс заводит дружбу с девочкой Эйприл и постепенно из маминой дочки превращается в сорванца, желая стать такой же крутой как она. Очень смешно учится ругаться перед зеркалом и наряжается «как модно». Но дружба с крутыми ребятами и переход во взрослую жизнь оборачивается для Бинс трагедией.

«Шестнадцать лет» / Seize printemps, реж. Сюзанн Линдон

Это очень интересный случай. Фильм, снятый 20-летней дочерью звезды французкого кино Венсана Линдона, явно мог бы пройти по «женской повестке» Каннского фестиваля, куда он был отобран. При этом я испытывала целый букет эмоций во время просмотра. С одной стороны это неплохой и крепкий дебют Линдон как постановщицы, но тема, которую она выбрала, заставила меня задуматься, следит ли она за событиями в стране.

Видите ли, в центре сюжета этой короткой (70 минут) картины, 16-летняя Сюзанн (ее играет сама Линдон), читающая Виана и испытывающая ужасную скуку среди своих ровесников. «Мальчики твоего возраста бывают туповаты», — утешает дочку отец, к которому она однажды придет с вопросом, что мужчинам нравится больше — брюки или юбки? Юбки и платья, потому что видны ноги, смущенно ответит отец, и на следующий день Сюзанна в ультракоротком мини зашагает на свидание с 35-летним актером Рафаэлем, которого она встречает возле театра. Сюзанн скучно в школе, но что в Сюзанн находит взрослый мужчина — это большой вопрос. Их отношения Линдон передает оригинально: включает в фильм три небольших музыкальных номера, которые передают трогательную первую влюбленность девушки лучше любой эротической сцены.

Линдон забивает на все приметы времени — ни одного смартфона в кадре, все должно вам напоминать ушедшую эпоху французского кино, в котором царила романтика и всем было плевать на «новую этику» (табличка «сарказм»). Но тем не менее, мы помним недавний скандал на «Сезарах», изменение отношения французского истеблишмента к Роману Поланскому, новости о харассменте, связанные с Люком Бессоном, Кристофом Ружжиа и Габриэлом Матцнеффом. Французскую киноиндустрию потряхивает с начала 2020-го, но Сюзанн Линдон не делает никаких заявлений, а кинофестиваль в Торонто берет ее картину. Окей, она действительно неплохо снята, но что нам делать с этическим аспектом отношений 16-летней школьницы и 35-летнего актера? «А она первая начала», — пишут иностранные критики, неловко пытаясь перевести тему. Да, она первая начала, но осадочек остается.

«Трикстер» / Trickster, реж. Мишель Латимер

Наконец, обещанный сериал, тоже канадский, скоро выйдет на CBS. 17-летний Джаред живет с матерью, женщиной хорошей, но острой на язык и слегка поехавшей головой (так считает сын). Он учится и подрабатывает в местной забегаловке, а в свободное от работы время химичит в сарае, производя розовенькие пилюльки счастья. Мать с отцом уже давно развелись, но Джаред с ним в хороших отношениях, и часто навещает другую семью.

Однажды на Джареда едва не нападает собака, но вовремя подвернувшаяся на грузовичке мать сбивает бешеного пса, спасая сына. Но теперь хозяин собаки хочет 3000 баксов (пусть и канадских), причем через три дня. Наверное хорошо, что Мэгги отлично сохранилась и очаровала хозяина животного. Теперь у Джареда «новый папа», чему он совсем не рад. А вот за собачку обидно. Он решает похоронить пса, и закопав его, встречает… говорящего ворона.

Сериал «Трикстер» основан на книгах Иден Робинсон, а они, в свою очередь, на мифах и легендах канадских индейцев. То, что я описала — буквально начало, первые 20 минут первой серии, без всяких спойлеров. Мы все люди испорченные качественным телевидением, но «Трикстер» (я видела первые две серии) захватил с первых минут и заставил ждать продолжения. Латимер раньше была актрисой, разочаровалась в бизнесе и было подалась в медицинский ВУЗ. Но потом поняла, что хотела бы скорее снимать кино, чем сниматься, поставила свой первый короткий метр и отправила его на ImagineNATIVE Film and Media Arts — самый крупный индейский кинофестиваль в мире. Она выросла на Линче и Кроненберге, обожает хоррор и хотела снять омаж популярным фильмам жанра (Кроненберг просвечивает уже во второй серии). Давайте запомним Мишель и ее «Трикстера» — мы ж любим интересные сериалы, правда?


Вы спросите, а где же «Аммонит» с Кейт Уинслет и Сиршей Ронан, режиссерский дебют Холли Берри, а главное, где «Земля кочевников» Хлои Чжао? Вот об этом и о многом другом я расскажу в заключительном тексте с 45-го кинофестиваля в Торонто.

Подписывайтесь на KKBBD.com в Facebook и ВКонтакте.
%d такие блоггеры, как: