Кино

TIFF-2020. Показ Мод: «Тень в облаках» Розанны Лян

Девушка и гремлины

Небольшое лирическое отступление. Голливуд отчаянно навязывал нам мысль, что женщины могут снимать исключительно романтические комедии (Нора Эфрон делала это богически). «Вы, женщины, слишком эмоциональные, а для кино нужен трезвый взгляд», — говорил мне один кинокритик. Вот так, оказавшись под влиянием, я стала автоматически вычеркивать любой фильм, режиссером которого была женщина. Наверное здорово, что человеческая психика гибкая — со временем я осознала весь ужас подобного отношения и перешла на светлую сторону, сбежав от печенек темной стороны сексизма и мизогинии. И теперь каждый классный фильм, снятый женщиной, вызывает у меня бурю восторга. А уж если это жанровое кино, то бурю в квадрате!

«Тень в облаках» демонстрировалась в рамках программы Midnight Madness — в этом году в Торонто всего три картины попали в этот раздел. Тайваньский Get the Hell Out о зомби в правительстве меня не впечатлил; Violation Мадлен Симс-Фьюер и Дасти Манчинелли выбесил чудовищно жестокой сценой в финале, а третий, «Тень в облаках» Розанны Лян, оказался отменным жанровым фильмом, в котором первый час мы проводим исключительно в компании протагонистки Мод Гарретт (Хлоя Грейс Морец), а затем начинается движ, которому позавидуют герои скетчей «Крутое пике»!

Фильм начинается с агитационного мультика, нарисованного для суеверных пилотов, верящих в сказки про гремлинов. Не тех, что в фильме Джо Данте, а гремлинов, что обожают копаться в деталях самолета, разваливая его на части. «Гремлины у вас в головах», — постулирует эффектный закадровый голос, и от анимационной социалки мы переходим к игровому кино.

1943 год, Новая Зеландия, Оклендская база союзников. Под электронные раскаты музыки композитора Махуи Бриджмана Купера по взлетной полосе рассекает блондинка. У нее перевязана рука, а через плечо перекинута сумка с переносной рацией. Появляется вторая женщина — брюнетка в соблазнительной позе, нарисованная на фюзеляже самолета The Fool’s Errand («Дохлый номер»). Девушка забирается на борт, где ей не рады — командир воздушного судна и экипаж не желают ей приятного полета. Вместо этого Мод Гарретт — так зовут девушку — запихивают в орудийный отсек, несмотря на протесты («Я летчица, а значит, технически я — экипаж!»), а затем начинают упражняться в остроумии. И в сексизме. И в мизогинии.

Мод слушает бахвальство команды, ее красивое лицо перекашивает от сальных подколок. «Только сберегите мою сумку, пожалуйста», — просит она. «О, я сберегу для тебя кое-что еще», — ржет кто-то из экипажа, остальные подхватывают. Чего не знают эти гоблины, так это что рука у Мод не сломана, что у нее есть пистолет при себе, и что она готова за свою сумку с рацией убить всё живое.

«Тень в облаках», 2020

Не буду повторять путь рецензента Variety, который выложил весь сюжет, оставив тайной только один момент, но давайте начистоту: я давно не видела фильма, в котором настолько точно показывалось бы отношение мужчин к женщине, решившей посягнуть на их вотчину. Мод великолепный стрелок и, как оказывается, в состоянии посадить самолет, если потребуется. Она внимательна, умна, сильна и очень-очень находчива. Какие еще качества требуются для идеального солдата? Looking at you, Ellen Ripley!

В основе фильма — сценарий Макса Лэндиса, переработанный режиссеркой Розанной Лян. Как мы знаем, Лэндиса обвинили в эмоциональном абьюзе и секс-харрасменте, но если в фильме Лян и есть что-то плохое, то это только имя сценариста, которое по правилам Гильдии следовало оставить, даже несмотря на внушительные изменения, внесенные постановщицей.

Лян надо отдать должное: она умеет снимать триллер, заперев свою героиню в клаустрофобическое пространство. Чего вы не ожидаете, так это экшен-сцены, которую я пересмотрела ее раз пять (спасибо онлайн-показу) — поверьте, пока в кино находятся люди, способные делать такое, все у нас будет хорошо.

«Тень в облаках» похож на серию «Сумеречная зона», он вдобавок еще и очень короткий (меньше полутора часов). Но тем не менее, это законченное и четкое высказывание о женщинах во время Второй мировой, выполненное в стиле недавнего «Оверлорда». Так что же, выходит, Лян сняла трэш? Нет, потому что в «Тенях» хоть и есть определенная безбашенность, но при этом он снят очень качественно, сыгран без единой фальшивой ноты и — ну да, это феминистский фильм, чего уж там. Кстати, не все мужчины на борту «Дохлого номера» отпетые говнюки, но это уже спойлерная территория.

В «Полуночном безумии» я смотрю уже второй фильм с Хлоей Морец — пару лет назад я смотрела в Торонто «В объятиях лжи», где она снималась с Изабель Юппер. Морец всего 23 года, но она успела сыграть в совершенно разных картинах и с каждым разом выглядит все увереннее. У Лян она выглядит как звезда старого Голливуда — или как героиня «Небесного капитана и мира будущего», выбирайте кто вам милее. Удерживать на себе внимание почти час — задача не из простых. Морец блестяще с ней справляется.

Но мне хочется сказать еще пару слов о режиссерке.

Розанна Лян до пяти лет говорила только на китайском — семья переехала в Новую Зеландию из Гонконга и не сразу приобщила дочь к новому языку. Но она ужасно полюбила R2D2, потому что обожала в детстве «Возвращение Джедая» — бипы и блипы дроида понятны на любом языке. Когда Розанна стала постарше, отец приучил ее к британскому юмору, показывал сериал «Да, господин министр», а затем в подростковом возрасте девочка открыла для себя труппу «Монти Пайтон» и до сих пор обожает абсурд в юморе. Видимо поэтому в Той Самой Сцене в «Тени» абсурд вывернут на 360 градусов — и потому кажется, что так больше никто не снимает.

Женщины, любящие «Звездные войны» и «Монти Пайтон» — моя слабость. Буду следить за Розанной и ждать ее следующий фильм!

%d такие блоггеры, как: