Индустрия Кино

Все фильмы «Кинотавра»

Специальный фестиваль закончился прекрасными призами

31-й специальный «Кинотавр» закончился победой фильма «Пугало», снятого режиссером из Республики Саха Дмитрием Давыдовым. Это было первое появление развитой якутской кинематографии на главном национальном киносмотре — и сразу заслуженный приз. В контексте каких конкурсантов оказался победитель?

Kitoboy, реж. Филипп Юрьев

Недавний победитель программы Giornate degli Autori в Венеции, приз «Кинотавра» за лучшую режиссуру и приз за лучшую актерскую работу Владимиру Онохову, очевидный фестивальный хит и, вероятно, фильм, претендующий на некоторый зрительской успех. Мне это кино про подростка с Чукотки, который влюбился в американскую вебкам-модель (потрясает смелость актрисы Кристины Асмус, которая пережила травлю из-за откровенных сцен в «Тексте», но снова решилась на похожую роль) и пытается переплыть Беренгов пролив, кажется экранизацией расистского анекдота про «наивного чукотского юношу», экзотизацией и эксплуатацией штампов о наивных дикарях, плюс — повторением сюжетной канвы прошлогодней картины Григория Добрыгина Sheena677, прокат которой отложили из-за карантинных ограничений. Не так давно мы опубликовали два текста (раз, два) о том, что не так с репрезентацией коренных народов в кино — речь не только о нашей стране, разговор на эту тему во всем мире начался только недавно, а пока можно порадоваться за режиссера и его юного актера, для которого путешествие на «Кинотавр» стало первым в жизни.

Прокат с 8 октября 

«Вмешательство», реж. Ксения Зуева

Единственный фильм, с которого я ушла, поняв, что не буду о нем писать. О причинах непреодолимой проблемы с восприятием этого фильма, рассказывающего о тяжело больной девушке из крайне неблагополучной среды (Анна Чиповская), хорошо написала Елена Смолина на сайте GQ: «Тут, конечно, у внимательного зрителя немного не сходится исключительная красота артистки и беспросветность социальных и личных обстоятельств персонажа: все бывает, но, как правило, такие девушки, как Чиповская, обитают этажом повыше».

«Глубже!», реж. Михаил Сегал

Специальный диплом жюри «Кинотавра» с формулировкой «За юмор, гражданскую смелость и любовь к зрителям» — комедия с Александром Палем в роли неудачливого театрального режиссера, который случайно попадает в порноиндустрию и совершает международный прорыв. Хотя в картине действительно много смешных шуток и есть интересная работа с дайверсити (в эпизодах — чернокожие и азиаты, среди второстепенных персонажей — армянин и татарин), на фоне постоянно проходящих в социальных сетях дискуссий о свободе выбора женщины в порноиндустрии, мне сложновато относиться к ключевому сюжетному повороту «Глубже!», как к безобидному юмору. Порно — это сложно и вряд ли смешно. Еще сложнее принять реальность, в которой особенно талантливо и глубоко сыгранные порноролики собирают миллирды просмотров (на YouTube, где взрослый контент блокируется, ага), по важности вклада в мировую сокровищницу культуры вставая в один ряд с классическим русским романом. Понятно, что если бы Сегал знал, как на самом деле потрясти мир, то он потряс бы его, а не снимал бы «Глубже!», но сам заход с якобы революционным контентом, который совсем не выглядит революционным, подрывает легитимность этой во многом симпатичной вселенной. Немного похоже на кейс Ильи Хржановского, который решил, что если несколько лет поливом снимать секс пьяных людей в костюмах на пленку, то можно будет удивить мир. В картине «Глубже!» есть и кое-что еще, внушающее недоверие. Это хорошо знакомый по «Союзу спасения» тезис о единстве и необходимости примирения власти и народа, а также попытка, перешагнув болезненные моменты нашей недавней истории, перешагнуть в реальность, в которой российский президент (Игорь Угольников) приходит на премьеру в театр в компании германского канцлера и руководителя Китая, а гастроли отечественной труппы в Париже освещает центральное французское телевидение — такое же недостижимое wishful thinking, как и мечты о нашем внезапном прорывном вкладе в актуальный культурный процесс. 

Прокат с 22 октября

«Город уснул», реж. Мария Игнатенко

Первый за десять лет существования полнометражный фильм выпускни_цы Московской школы нового кино в конкурсе «Кинотавра»; результат трагикомического застревания преподавателей и руководителей этой школы в парадигме фестивального кино конца нулевых-начала десятых годов. Музыкант Вадик Королев, типажно напоминающий Юру Борисова, находится то в суде, то на судне в море и переживает драму, понять детали которой невозможно. 

«Доктор Лиза», реж. Оксана Карас

2012 год, один день из жизни ныне покойной Елизаветы Глинки, еще один фильм о том, что все мы в одной лодке — и власть, и народ и элиты. Подробнее о картине — здесь.

Прокат с 22 октября

«Конференция», реж. Иван И. Твердовский

Приз за лучший сценарий, который в значительной степени состоит из вербатима — озвученных актерами свидетельств террористической атаки на мюзикл «Норд-Ост». Подробнее о фильме — здесь.

«Кто-нибудь видел мою девчонку?», реж. Ангелина Никонова

Продюсерское кино, в котором Никонова решала задачу: как адаптировать для экрана книгу Карины Добротворской, рассказывающей о реальных событиях, очевидцы которых будут сидеть в зале на премьере в Сочи. Со своей задачей она справилась блестяще, и как постановщица, и как сценаристка, у очевидцев случилась истерика, а меня этот фильм обезболил на несколько дней. Подробнее о нем — здесь. 

Прокат с 12 ноября

«Маша», реж. Анастасия Пальчикова

Заслуженный приз за лучший дебют, история взросления девочки в 1990-е, в компании дяди-бандита и его подручных. Хотя взрослую Машу в прологе и эпилоге играет Анна Чиповская, главная и блестяще сыгранная роль здесь у юной Полины Гухман, чья героиня растет во зле и не видит зла. В историю российского кино этот фильм войдет как первый пример нормализации менструального кровотечения («У нас, похоже ЧП», — говорит бодигард, присматривающий за девочкой. «Не ЧП, а радость», — отвечает молодая женщина, к которой он обратился за помощью). 

«Пугало», реж. Дмитрий Давыдов

Третий фильм Давыдова, учителя младших классов по основному роду деятельности. Первый, «Костер на ветру» (2016) показывали на фестивале «Движение» в Омске, второй — «Нет бога кроме меня» (2019) вдохновил меня на написание текста «Якутское кино должно быть представлено на главных фестивалях России и мира». Первый якутский фильм в конкурсе «Кинотавра». Главный приз. Приз за лучшую женскую роль Валентине Романовой-Чыскыырай. Несколько слов о фильме — здесь.  

«Скажи ей», реж. Александр Молочников

Автобиографический фильм молодого театрального режиссера Александра Молочникова (его вторая работа кино, во всем превосходящая дебютные «Мифы»)  — «Брачная история», рассказанная от имени ребенка разводящихся родителей. Мама увозит 11-летнего мальчика в Америку, где ему вроде даже неплохо, но все равно там все чужое, а дома, в Петербурге — любимый папа-учитель с безумными выходками и вечным велосипедом, кого же выберет малыш? Здорово, что человек нашел деньги, чтобы снять фильм-признание в любви к отцу (на месте мамы я бы расстроилась, даже несмотря на то, что ее играет Светлана Ходченкова), не очень понятно, кто это будет смотреть в кино, но по телевизору должно смотреться неплохо. 

«Трое», реж. Анна Меликян

Анна Меликян раз за разом снимает кино о необходимости жертвенной любви к абсолютно не заслуживающему ее объекту, сыгранному Константином Хабенским (его герой-телеведущий в своей программе пародирует Стивена Хокинга и хлопает по попе анимационную стюардессу; вероятно, это дань «старомодному юмору» — из тех времен, когда у любого мужчины было право похлопать любую женщину по любому месту без разрешения). Маниакальная девушка-мечта из прошлых работ режиссерки сменилась героиней Юлии Пересильд, экскурсоводкой и поэтессой из Петербурга — уже не такой маниакальной, не такой юной и не то, чтобы мечтой. Жену главного героя, успешного психолога (sic!) сыграла Виктория Исакова. К счастью, в этой картине всего три героя, нацистов и активистов в интерпретации Меликян нам больше не показывают, уже хорошо. Надеюсь, когда-нибудь Меликян снимет фильм о женщине, наконец отделившейся от мужчины и концепции романтической любви. Николай Желудович получил приз за лучшую операторскую работу.

В прокате с 3 декабря

«Хандра», реж. Алексей Камынин

Увы, я не видела этот фильм, так как в момент его показа еще находилась в самолете. По описанию, это трагикомедия про жизнь современных тридцатилетних горожан.

В прокате с 1 октября

«Человек из Подольска», реж. Семен Серзин

Экранизация давней пьесы Дмитрия Данилова про человека, которого забирают в полицейское отделение на Курском вокзале, по дороге в родной Подольск. Главного героя играет все тот же музыкант Вадик Королев, саундтрек, записанный его группой OQJAV получил на «Кинотавре» приз им. Микаэла Таривердиева. Утонченные и абсурдные издевательства полицейских, обожающих Einstürzende Neubauten — метафорический рассказ о пытках, Виктория Исакова в роли начальницы отделения преображает экран своим появлением, Серзин удачно использует и длинные планы, и джапм-каты, и видеоизображение с камер, и прием с обратной перемоткой действия, как в «Забавных играх» Михаэля Ханеке, и вставные музыкальные номера. При просмотре всплывает много ассоциаций (и первая из них, «Шапито-шоу» Сергея Лобана), фильм выглядит немного старомодным, но в целом — почему нет, можно посмотреть.

Подписывайтесь на KKBBD.com в Facebook и ВКонтакте.
%d такие блоггеры, как: