Кино

TIFF-2020: Как мощны мои женские лапищи

«Легенда о волках» Томма Мора и Росса Стюарта

Права на показ этого фильма еще в 2018 году приобрела Apple TV+. Так что вы увидите «Легенду о волках» уже в 2020-м у себя дома. Это первый полнометражный анимационный проект стриминга.

В Торонто в этом году много хорошего кино и много фильмов, которые можно смело назвать феминистскими. Но почему-то получилось, что максимально феминистский фильм сняли двое мужчин из Ирландии, рассказав историю о волках, оборотнях и двух подружках. Опять же, это лично мое мнение, но я постараюсь объяснить, почему мне так кажется — да, со спойлерами, конечно.

Помните конфуз с мемом про шерстяного волчару? Когда стая продирается сквозь снег, все ноют, долго ли там еще и сколько можно уже тащиться зигзагом, вожак стаи думает, как мощны его лапищи и какой он молодец. Хорошо, я напомню.

Так вот, оказалось, что на этом снимке альфа-волчица, ведущая стаю. Моментально оказалось, что лапищи, кхм, женские и что шерстяная волчара во главе стаи это абсолютно нормальное природное явление. Волки животные социальные, но сексизм им не присущ.

Действие «Легенды о волках» развивается в Килкенни, в 1650 году во время войны. Город, больше похожий на клетку, находится возле леса, и местные фермеры постоянно жалуются на набеги волков. Истреблением последней стаи занят Билл Гудфеллоу (его озвучивает Шон Бин, что моментально навевает мысли о финальной судьбе персонажа). Билл прилежно расставляет капканы, а рядом бегает его 11-летняя дочурка Робин, которую в городе презрительно кличут «англичанкой».

Робин не вписывается в идеал девочки 17-го века. Она умеет стрелять из арбалета, носит брюки, охотится с отцом. Она очень одинока, единственный друг Робин — ястреб Мерлин. Это все потому, что англичанам в Ирландии не рады. Как будто сама природа взбунтовалась и хочет выпихнуть их из страны. Но Билл не типичный вояка вроде Оливера Кромвеля, Билл любит дочь и даже нарушает ради нее требование властей не выпускать детей за городские ворота. А Робин с удовольствием бегает в лес, даром что там волки.

Однажды, помогая фермеру спасти овец от волков, Робин стреляет в зверя, но промахивается и ранит своего верного друга. Вдруг из чащи появляется рыжая девочка, хватает Мерлина и убегает. Огненноволосую и зеленоглазую огневушку-поскакушку с крепкими. ручками и ножками зовут Мэйв, она wolfwalker, ходит с волками — по сути оборотень. Пока девочка бодрствует, находится в человеческом обличье, а когда засыпает, прекращается в волка. Робин по-настоящему знакомится с Мэйв при забавных обстоятельствах, и даже получает кусь от новой подружки; та все время кличет ее «городской» и возмущается, как можно там жить, ведь в лесу столько классных запахов! Робин узнает, что мать Мэйв убежала искать новое место для стаи, и все еще спит — значит, бегает где-то волком.

Но на самом деле клетка с матерью Мэйв стоит в зале Кромвеля, который пытается укротить волчицу. Мультфильм Мора постоянно проводит параллели: между мужским и женским, между красотой и буйством природы и серостью городского камня, между свободой и несвободой. Противостояние в «Легенде о волках» находится не только в плоскости человека и природы, но и в плоскости мужского и женского — уж не знаю, закладывали это режиссеры или нет.

Робин пытается найти мать Мэйв, но есть одно но: кусь не проходит бесследно, и девочка становится вульфвокером. Ночью она превращается в серого волчонка с голубыми глазами и открывает для себя новый мир — мир леса с его запахами, красотами и невиданной ей доселе свободой. На монтаже ее пробежки с Мэйв звучит очень красивая композиция норвежской певицы Авроры, оставлю ее здесь.

После неудачной попытки представить волчицу народу, Кромвель приказывает выжечь лес, чтобы окончательно расправиться с хищниками. Робин в ужасе — она хочет предупредить подругу, но ее отец скован, и его тоже ждет наказание. Интересно, что Билл, даром что охотник, самый адекватный мужчина из всех, что появляются на экране. Он добрый, ласковый и, как бы мы сказали сегодня, не типичный токсичный мужчина.

Мэйв чуть похожа на женский вариант Питера Пэна только вместо стаи мальчишек она руководит настоящей волчьей стаей. И волки ее слушаются, поскольку она — дочь главной волчицы, пусть та и находится где-то за замками. Робин так и не может доказать отцу, какая она классная охотница и оказывается во дворце Кромвеля в качестве прислуги — теперь-то она станет настоящей женщиной, научится настоящей женской работе! Но когда внутри тебя уже поселился волк, ты не будешь покорно мести полы и драить кухню.

Все, что находится в лесу, представляет опасность для людей. Опасны волки, опасны заросли. Убить, вырубить, сжечь. Покорить. Сломить. Оставить после себя выжженную пустоту. Англичане, которыми командует Кромвель, идут против природы, но она сумеет защитить себя. Ведь у нее есть Мэйв и Робин. «Колдовство», — бормочет лорд-протектор, завидев как Робин превращается в волчицу. «Легенда» сталкивает токсичную маскулинность с природным женским началом, но в будущее возьмут только тех, кто сумеет ужиться с природой.

Студия из Килкенни Cartoon Saloon известна фильмами «Песнь моря», «Тайна Келлс» (оба номинировались на «Оскар») и недавно вышедшей «Добытчице». Все это двухмерная анимация, которую хочется назвать «рукотворной» — кажется, компьютеры здесь практически не заняты (но это конечно не так). Тем не менее, все мультфильмы ирландев получаются не просто красивыми, а настоящей усладой для глаз — не стала исключением и «Легенда о волках». Кажется, здесь нашлось место для всех красок мира, и лишь город-клетка обделен палитрой. Город состоит из прямых линий и прямых углов, лес волнится, извивается, принимая самые разные формы. Как раз для того, чтобы показать «волчье видение» Мор и Стюарт прибегли к помощи компьютерных программ, которые помогли создать превиз мира с точки зрения волков.

«Мы с Россом вдохновлялись легендами о вульфвокерах из Килкенни, которые мы слышали в детстве, — говорит Мор. —  По сути говоря, это ирландская версия оборотней, когда люди покидают свои спящие дома тела и бегают в виде волков по лесам». Наличие Оливера Кромвеля тоже неспроста. «У него была задача укротить землю и Ирландию. Это было слияние представлений о мифологии и племени людей, которое Святой Патрик благословил или проклял, а также тот факт, что Кромвель взял на себя ответственность убить всех волков в Ирландии».

Волки очень важны для ирландского фольклора. «Они ассоциируются с природой и человеческой трансформацией. Мы позаимствовали кое-какие легенды, но они прошли через нашу творческую переработку. Волков считали скорее партнерами, нежели монстрами, с которыми нужно бороться, и вот эта тема нас очень заняла», — поясняет Томм Мор.

Но тем не менее, в центре сюжета — история 11-летней девочки, проходящей путь от маленькой охотницы с туго заплетенными косичками до девушки с копной золотых волос, которые свободно развиваются, пока она бежит по лесу. Она принимает новую себя, выбирая свободу. Что это, как не феминистское послание?

Подписывайтесь на KKBBD.com в Facebook и ВКонтакте.
%d такие блоггеры, как: