Кино

TIFF-2020: Посадить дерево, вырастить сына, стать токсичной матерью

«Сад» Рагнара Брагасона

У новой надежды современного хоррора Ари Астера есть короткометражка «Мюнхгаузен» о матери, столь огорченной отъездом своего сына в колледж, что она придумывает ему болезнь, пытаясь оставить дома. Финал, кстати, плачевный, потому что родители, не умеющие принять сепарацию детей, превращаются в невероятно токсичных людей, буквально отравляя жизнь дочерям и сыновьям.

«Сад» не то чтоб расширенная версия этой короткометражки, но очень похож на нее.

Индиана (Сигрун Эдда Бьёрнсдоттир) живет одна, ненавидит соседку сверху, играющую на пианино (стены в доме как картон!), ненавидит понаехавших в Исландию иностранцев, ненавидит правительство, ненавидит погоду — Рагнар Брагсон как нарочно выписывает свою героиню карикатурной, чтобы ее действия впоследствии смотрелись еще чудовищнее, а правда окончательно вышибала зрителя из колеи. А уж как больна Индиана, как больна (на самом деле нет, она просто доит местную социалку)!

В жизни Индианы есть две любимки: ее ракитник, растущий на балконе (он так красиво осенью осыпается золотыми листьями!) и сыночек Уннар (Халлгримур Олафссон), рожденный преждевременно, а потому болезный и опекаемый сверх меры. Деточке, меж тем, уже под сорок, но мать душит его своей любовью, заботой и вниманием. Люблю английское слово smother, буквально означающее «душить» и имеющее слово «мать» внутри.

Уннар работает на спасательной станции, но очень аккуратно — ведь у него СДВГ, астма, псориаз и еще сто болезней впридачу. Он очень часто заходит к матери, чтобы попросить денег. Визиты, естественно, сопровождаются тонной жалоб на здоровье. Кроме того, правительство намерено спилить ракитник, поскольку он был завезен в Исландию в 1905-м, а гражданам разрешается выращивать только те растения, что были в стране до 1900 года. Индиана хватает Уннара, ковыляет в администрацию города и жалуется на «акт психологического терроризма».

На самом деле терроризирует героиня не только своего сына, но и подругу, дивную улыбчивую Йоханну (ее играет абсолютно неузнаваемая Халлдора Гейрхардсдоттир из «Женщины на войне»). У Йоханны серьезное повреждение позвоночника, она постоянно ходит в корсете, что по идее могло бы стать поводом для постоянного нытья. Но нет, она легка на подъем, весела и разговорчива, пропускает мимо брюзжание Индианы. Только вот личная жизнь Йоханны и Индианы не ладится. У одной редкий секс с залетным моряком, а у другой роман по телефону с неким Антоном, увидеть которого Индиана не стремится.

«Сад» вроде бы кажется комедией, но Брагсон не был бы столь обожаемым режиссером в стране, если бы снимал поверхностное кино. Женщины, оставшиеся в одиночестве, готовы на все, чтобы получить толику мужского внимания. При этом, все та же Индиана проявляет мизогинию и ксенофобию, но… Не все так просто.

Главное испытание героине придется пройти, когда Уннар приведет домой девушку, уроженку Польши Даниэлу (Каролина Грушка). Индиана не готова впускать в свою жизнь никого, а особенно этих понаехавшх европейцев. Мягкая, добрая и спокойная Даниэла получает холодный исландский прием от матери Уннара, что приводит к разрыву отношений Индианы с сыном. О, она а все готова пойти, лишь бы вырвать сыночку из цепких лап хищной иммигрантки!

Героиня «Сада» контролирует всю свою жизнь и жизнь близких, но она не способна контролировать окружающий мир. Поэтому Даниэла, ставшая девушкой столь тщательно охраняемого Индианой от любых женщин сына, как ураган начинает выкорчевывать привычный уклад жизни пожилой женщины. Только очень такой тихий ураган, спокойный. Но в глазах Индианы это катастрофа, сравнимая с вырубкой ракитника.

Для исландцев фильм поднимает еще одну очень важную тему. «Мы, как нация, обычно видим себя в очень романтическом свете, — говорит режиссер. — У нас имидж практически идеальной страны. Для меня это далеко от правды. В каждом обществе свои проблемы. Ксенофобия пустила у нас глубокие корни. Конечно, у нас нет марширующих по улицам неонацистов, но это только потому, что население очень маленькое. Нам нужно рассказывать истории о социальной несправедливости, но я не моралист. Зачастую мои персонажи очень плохие люди, или люди, которые кажутся поначалу плохими, но мало-помалу мы понимаем, что у всего есть корни. Никто не остров».

Я оставила за кадром несколько очень важны моментов фильма, потому что вы обязательно должны его посмотреть. Здесь не только выдающиеся актерские работы, здесь вообще универсальная история, которую можно перенести на любую почву. Мне думается, что такого кино как раз не хватает в России. Может быть. Индиана в чем-то близка к героине «Елены», но фильм Брагасона относится ко всем своим героям с любовью (я даже перепроверила, кто писал сценарий — все тот же Брагасон) и эмпатией. До самого абсолютно неожиданного финала.

Подписывайтесь на KKBBD.com в Facebook и ВКонтакте.
%d такие блоггеры, как: