Кино

TIFF-2020: Девушка и металл

Holler Николь Ригел

Начинаем вещание с кинофестиваля в Торонто, который в этом году проходит оффлайн для жителей города и онлайн — для прессы.

Фильм дебютантки Николь Ригел — показательный ответ на вопрос «зачем нужны квоты». Социальная драма (которая смотрится как захватывающий триллер) о девушке-подростке, вынужденной влачить нищенское существование где-то в Огайо, прямым текстом говорит о том, как сложно выбиться в люди. «Мне хотелось показать зрителям, почему мне было так трудно получить образование, — поясняет Николь в интервью. — И почему, в моем случае, это было непросто».

Только подумать, что я до вчерашнего дня ничего не знала о существовании этой постановщицы, а теперь буду с нетерпением ждать ее следующего фильма. Ригел не разменивается на сантименты, она показывает свою героиню как есть — не по годам развитую, умную и дерзкую. Протагонистку играет британская актриса Джессика Барден, знакомая всем по сериалу Netflix «Конец ****го мира», и несмотря на то, что ей уже 28 лет, она без проблем вписывается в роль подростка с тяжелой судьбой. Более того, сама Барден из рабочего класса, поэтому сыграть Руфь ей очень хотелось. «Моя героиня бесстрашная, но одновременно ранимая и сердитая. Она умеет радоваться, несмотря ни на что, она очень умная. По сути, в ней содержатся все составляющие современной девушки».

Возвращаясь из школы, где Руфь бывает все реже, девушка привычным жестом срывает с двери дома уведомления о выселении. Она живет вместе со старшим братом Блэйзом (Гас Халпер), который бросил обучение два года назад, чтобы заботиться о сестре. Отца у ребят нет, мать сидит в своего рода рехабе — в местной тюрьме, где пытается очиститься. Чтобы хоть как-то зарабатывать на жизнь Руфь и Блэйз собирают металлолом и продают его слизняку Харку (Остин Амелио), а тот уже перепродает его китайцам. В мире фантастики Руфь была бы как героиня новых «Звездных войн» Рэй, которая тоже зарабатывала на пропитания сбором металлолома. Но современная Америка — не далекая-предалекая Галактика, хоть из приемника и слышится голос президента в стиле Императора Палпатина: «Для вас у меня есть три сладких слова: работа, работа и работа»

Там, где живут Блэйз и Руфь, работы уже давно нет. Все позакрывалось, на фабрике замороженных продуктов пачками увольняют людей, так что Руфь с братом мотаются вместе с Харком по заброшкам, отпиливая, выкручивая и вытаскивая ценные металлы. Однажды Руфь получает письмо — она принята в колледж! Вот она, возможность вырваться из серости жизни! Но мать сквозь зубы цедит «нашенские люди в колледж не ходят», и кажется, девушка вот-вот сломается, но Руфь не лыком шита — зря что ли она читала столько книг (пусть и украденных из школьной библиотеки)?

Возможно, будь на месте Барден другая актриса, Holler превратился бы в занудную социалку про то, как все плохо в американской глубинке. Но благодаря Джессике, фильм превращается в бенефис актрисы, которая проживает на экране жизнь без капли фальши. Ее глаза светятся счастьем, когда она катается на роликах, она переживает весь спектр эмоций, когда на одной из заброшек гремит выстрел — и кто-то из команды ранен (вдруг это брат?). Она умеет настоять на своем. Ригел не дает Барден множество монологов и диалогов, поэтому актриса прекрасно обходится языком тела. Да, это мрачное кино, но поверьте, в конце туннеля обязательно сверкнет свет.

Ригел шла к своему полнометражному дебюту пять лет. Она написала сценарий, сняла короткометражку, но никак не могла получить финансирование без актерского состава. Примерно 70 компаний отказали режиссерке в финансировании, даже когда к проекту была приписана Джессика Барден. Потом сценарий как-то попал к Полу Фигу, режиссеру «Охотниц за привидениями» — и он, став исполнительным продюсером картины, смог привлечь средства.

Holler — суровое кино с документальной ДНК благодаря камере Дастина Лэйна (это его первая серьезная работа в кино), снимавшего на 16-мм пленку. Изображение дышит сыростью; воют ветра, метет снег, сеет безнадегу. Но поскольку это автобиографичное кино, вы уже знаете, что все закончится хорошо.

%d такие блоггеры, как: