Индустрия Кино

Чего хочет «Оскар»?

Инклюзии и разнообразия!

Американская киноакадемия приняла новые требования, которые нужно будет соблюдать для того, чтобы фильм был номинирован в категории Best Picture. Конечно же, в соцсетях началась истерика. Но если разобраться, выяснится, что главная американская киноинституция просто намерена подтолкнуть отрасль к изменениям.

Мне придется начать издалека.

Минисериал Райана Мёрфи «Голливуд», безусловно, утопия, но он показывает, как отклонение от привычных стандартов может изменить отрасль. Голливуд после Второй мировой начинает меняться, когда взятая на главную роль темнокожая актриса поначалу становится причиной протестов, но вышедший фильм бьет все кассовые рекорды. Актриса получает «Оскар», индустрия рукоплещет, и Голливуд берет курс на изменения, попутно меняя общество.

В реальности же Американская киноакадемия долгое время состояла из пожилых и очень пожилых мужчин, определявших судьбу лучших фильмов до относительно недавнего времени. В 2015 году вышло исследование, согласно которому 92% топовых кинорежиссеров были мужчинами, а в 86% топ-фильмов на главных ролях числились белые актеры. Этот паттерн отрабатывался в Голливуде десятилетиями — взгляд белого мужчины стал не просто доминирующим, а определяющим в индустрии. Бывшая президентка киноакадемии Шерил Бун Айзекс говорила: в интервью New York Times: «Такова была отрасль. Обводишь взглядом зал — и все выглядят одинаково. Но люди не понимали, что происходит. Киноакадемики говорили: „Мы же профессионалы, голосуем за лучших“».

В 2015-м все 20 актеров, номинированных за роли, были белыми. Соцсети начали пестрить хэштегом OscarSoWhite (Оскар такой белый). В центре дебатов был фильм Авы ДюВерней «Сельма», получивший номинации в категориях «Лучший фильм» и «Лучшая песня». Саму ДюВерней и исполнителя главной роли Дэвида Ойелоуо академия не заметила.

На следующее утро после оглашения номинаций в январе 2016-го газета Los Angeles Times вышла с передовицей «Где разнообразие?» Ситуация с актерами повторилась: в двадцатке номинантов находились одни белые. Бун Айзекс в срочном порядке созвала собрание правления киноакадемии и объявила инициативу А2020, которая должна была за четыре года увеличить количество женщин и недостаточно представленных этнических меньшинств.

Киноакадемики возмутились. В индустриальном издании The Hollywood Reporter было опубликовано несколько текстов, в которых они возмущались — мол, как можно называть нас расистами, мы не обязаны капитулировать перед политкорректностью, главное — искусство, иными словами все то же самое можно наблюдать сейчас среди многих российских комментаторов. Бун Айзекс получила массу хейт-писем, но ее инициатива дала свои плоды: в феврале 2017-го победил фильм Барри Дженкинса «Лунный свет», он же взял «Оскар» как лучший сценарист, а Виоле Дэвис дали премию за роль второго плана. В общей сложности на приз Американской киноакадемии номинировались семеро темнокожих кинематографистов.

На следующий год номинировались уже четверо темнокожих актеров — процесс пошел. Однако в 2020-м отметили одну Синтию Эриво, тогда как в восьми из девяти фильмов, представленных в категории Best Picture, актерские составы сверкали белизной. Эйприл Рейн, запустившая в 2015-м хэштег OscarSoWhite, написала колонку для Variety,  в которой отметила: «Я верю в меритократию: раскиньте сети пошире, номинируйте самых талантливых и самых подходящих; и пусть победит лучший. Но если вы не смотрите фильмы, то как вы можете быть уверены, что действительно увидели всех самых талантливых и подходящих?» Рейн совершенно справедливо заметила, что с демографической точки зрения лучше всего в Америке сейчас растет количество зрителей в латиноамериканском сообществе. «А ведь они практически никогда не представлены ни в номинациях, ни в киноакадемии. Так быть не должно».

Все же Рейн ошибалась: киноакадемия изменилась. Начиная с 2016-го, в ней оказалось более 3000 новых кинематографистов — это повышение почти на 50%. Удивительным образом, главный «Оскар» взяла южнокорейская драма «Паразиты», моментально доказав, что изменения в составе, начатые Шерил Бун Айзекс в 2016-м, сработали — киноакадемия впервые наградила откровенно неамериканский фильм главным призом.

И вот наконец мы пришли к тому, что стало причиной этого текста.

8 сентября Американская киноакадемия объявила новые квалификационные правила для картин, которые будут претендовать на «Оскар» в номинации «Лучший фильм». Поскольку отрасль оказалась слишком неповоротливой, киноакадемия сделала решительный шаг в сторону инклюзии и разнообразия. Почему это так важно? Ответ кажется мне очевидным: мир состоит не только из белых цисгендерных людей.

Новые стандарты AMPAS должны обеспечить не только репрезентацию в кадре, но и за кадром. В основу новых требований взят шаблон правил Британского киноинститута (BFI), которые регулируют финансирование фильмов в Великобритании и квалификацию в некоторых категориях наград BAFTA. Американская киноакадемия также проконсультировалась с продюсерской Гильдией США. Президент киноакадемии Дэвид Рубин говорит: «Диафрагму необходимо расширять, чтобы отражать разнообразное население мира — как в создании фильмов, так и в аудитории, которая с ними взаимодействует. Киноакадемия стремится сыграть важную роль по претворению этих задач в реальности. Мы считаем, что эти стандарты инклюзии станут катализатором долгосрочных и существенных изменений в нашей индустрии».

Новые стандарты пока что относятся ТОЛЬКО к категории «Лучший фильм» и будут применяться, начиная с 2024 года.

Стандарт A: Репрезентация в кадре, темы и нарративы

Для достижения стандарта А, фильм должен соответствовать ОДНОМУ из следующих критериев:

А1. Исполнители главных или существенных ролей второго плана

Как минимум один из исполнителей главной роли или же актер, играющий существенную роль второго плана должен быть из недопредставленных расовых или этнических групп:

  • Азиатская;
  • Испанская/латиноамериканская;
  • Черная/Афроамериканская;
  • Коренные народы/коренные американцы/коренные жители Аляски;
  • Ближневосточная/Североафриканская;
  • Коренные жители Гавайев или других островов Тихого океана;
  • Другая недопредставленная раса или этническая группа.

А2. Основной актерский состав

Как минимум 30% всех актеров второго плана и дальше должны быть выбраны из минимум двух указанных ниже недопредставленных групп:

  • Женщины;
  • Расовые или этнические группы;
  • ЛГБТК+;
  • Люди с когнитивными или физическими ограничениями, или глухие или слабослышащие.

А3. Главная сюжетная линия/тема

Главная сюжетная линия, тема или нарратив фильма должен фокусироваться на недопредставленных группах:

  • Женщины;
  • Расовые или этнические группы;
  • ЛГБТК+;
  • Люди с когнитивными или физическими ограничениями, или глухие или слабослышащие.

Стандарт В: Творческое руководство и съемочная группа

Для достижения стандарта В, фильм должен соответствовать ОДНОМУ из следующих критериев:

B1. Творческое руководство и главы отделов

Как минимум две должности из следующих творческих руководящих позиций и руководителей отделов — директор по кастингу, оператор, композитор, костюмер, режиссер, монтажер, стилист, гример, продюсер, художник-постановщик, декоратор, звукооператор, супервайзор VFX, сценарист — отданы следующим малопредставленным группам:

  • Женщинам;
  • Расовым или этническим группам;
  • ЛГБТК+;
  • Людям с когнитивными или физическими ограничениями, или глухим или слабослышащим.

Как минимум одна из этих позиций должна быть за кем-то из следующих недопредставленных расовых или этнических групп:

  • Азиатская;
  • Испанская/латиноамериканская;
  • Черная/Афроамериканская;
  • Коренные народы/коренные американцы/коренные жители Аляски;
  • Ближневосточная/Североафриканская;
  • Коренные жители Гавайев или других островов Тихого океана;
  • Другая недопредставленная раса или этническая группа.

В2. Другие ключевые позиции

Как минимум шесть других участников съемочной группы и технических должностей (кроме ассистентов продюсера) должны быть закреплены за кем-то из недопредставленных расовых или этнических групп. Эти должности включают, но не ограничиваются главными ассистентами режиссера, гафферами, супервайзорами сценария и т.д.

В3. Общий состав съемочной группы

Как минимум 30% съемочной группы фильма набрано из недопредставленных групп:

  • Женщины;
  • Расовые или этнические группы;
  • ЛГБТК+;
  • Люди с когнитивными или физическими ограничениями, или глухие или слабослышащие.

Стандарт С: Допуск в индустрию и возможности

Для достижения стандарта C, фильм должен соответствовать ОБОИМ из следующих критериев:

С1. Возможность платного обучения и стажировки

Дистрибуторская или финансирующая компания фильма организовывает оплачиваемое обучение или стажировку в следующих недостаточно представленных группах и удовлетворяет нижеприведенным критериям:

  • Женщины;
  • Расовые или этнические группы;
  • ЛГБТК+;
  • Люди с когнитивными или физическими ограничениями, или глухие или слабослышащие.

Студии-мэйджоры/дистрибьюторы обязаны иметь постоянное оплачиваемое обучение/стажировку недопредставленных групп (также должны включать расовые или этнические группы) в большинстве из следующих отделов: производство/разработка, физическое производство, пост-продакшн, музыка, VFX, приобретения, деловые отношения, дистрибуция, маркетинг и паблисити.

Мини-мэйджоры или независимые студии/дистрибуторы должны иметь как минимум двух учеников/стажеров из указанных выше недопредставленных групп (по крайней мере, одного из недопредставленных расовых или этнических групп) как минимум в одном из следующих отделов: производство/разработка, физическое производство, пост-продакшн, музыка, VFX, приобретения, деловые отношения, дистрибуция, маркетинг и паблисити.

C2. Возможности обучения и развития навыков (съемочная группа)

Компания по производству, дистрибуции и/или финансированию фильма предлагает обучение и/или возможность работы для развития навыков съемочной группы без фиксированной оплаты труда людям из следующих недопредставленных групп:

  • Женщины;
  • Расовые или этнические группы;
  • ЛГБТК+;
  • Люди с когнитивными или физическими ограничениями, или глухие или слабослышащие.

Стандарт D: Развитие зрительской аудитории

Для достижения стандарта D, фильм должен соответствовать следующему критерию:

Студия и/или кинокомпания имеет несколько штатных руководителей высшего звена из следующих недопредставленных групп (должны включать лиц из недостаточно представленных расовых или этнических групп) в отделах маркетинга, рекламы и/или дистрибуции:

  • Женщины.

Расовые или этнические группы:

  • Азиаты;
  • Испанцы/латиноамериканцы;
  • Коренные народы/коренные американцы/коренные жители Аляски;
  • Жители Ближнего Востока/Северной Африки;
  • Коренные жители Гавайев или других островов Тихого океана;
  • Другая недопредставленная раса или этническая группа.
  • ЛГБТК+;
  • Люди с когнитивными или физическими ограничениями, или глухие или слабослышащие.

Итак, чтобы фильм в 2024 году номинировали на главный «Оскар», нужно соблюдать два любых стандарта. Например, А2 и В3. Или С и D. Или A1 и С. Вариантов много, суть одна: Голливуд должен дать дорогу новому поколению кинематографистов.

Для нас это всегда плюс — мы узнаем новые истории и увидим новые работы людей которые раньше даже не помышляли оказаться в киноиндустрии. Единственное, что меня беспокоит, это необходимость заявлять о своей сексуальности — все-таки не все пока могут открыто говорить об этом, а особенно когда от твоих предпочтение зависит рабочее место.

У Голливуда есть три года, чтобы перенастроиться.

Подписывайтесь на KKBBD.com в Facebook и ВКонтакте.
%d такие блоггеры, как: